Урок математики 3 класс "Проверка деления умножением"
Урок математики 3 класс "Проверка деления умножением"
Урок математики в 3 классе проведен в виде путешествия.Цель: научить детей выполнять проверку деления. Вначале проведен организационный момент, фронтальная работа, а затем была создана ситуация для постановки проблемы. С этой проблемой дети справились. В течение урока менялись виды работ:индивидуальная, самостоятельная, работа у доски. В конце дети оценили свою работу, правильно сделали вывод. Урок прошел интересно, цели все выполнены.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задачи: познакомить детей с проверкой деления умножением, дать представление об использовании её на практике; учить выделять главное и второстепенное, развивать мыслительную деятельность, внимание, речь; формировать интерес к математике, расширять математический кругозор.
Тип урока:- урок открытия нового знания.
Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно ориентированная технология обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Область применения: проводится в 3 классе, обучающемся по образовательной программе «Школа России».
Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи, нетрадиционной формы урока. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат.
Результативность: учащиеся познакомятся проверкой деления, научатся её выполнять, усвоят практическое значение проверки деления умножением и её применение на практике. Высокие результаты достигаются за счет совместного «открытия» новой темы.
Оборудование урока: мультимедийный проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация «Остров сокровищ»; жетоны-мордашки для рефлексии; сундук с сокровищами (сладостями).
План урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Самоопределение к деятельности.
1 мин.
Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности.
Концентрируют внимание. Проверяют подготовленность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация.
6 мин.
Использование фронтальной формы работы.
Повторяют названия компонентов деления, умножения. Решают числовые выражения.
III. Постановка учебной проблемы. 3 мин.
Создание ситуации для постановки проблемы.
Оказывают помощь в решении выражения.
IV. «Открытие» нового знания 10 мин.
Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя.
Строят проект выхода из затруднения.
V. Первичное закрепление 10 мин.
+ Физминутка 3 мин.
Организация фронтальной, индивидуальной работы, работы у доски.
Записывают и решают выражения, задачу. Работают у доски.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин.
Организация самостоятельной письменной работы.
Выполняют письменную работу.
VII. Рефлекси деятельности.
2 мин.
Закончите фразы:На уроке я научился(ась)…Больше всего мне понравилось на уроке…
Самым трудным для меня было...
- А как вы думаете, какое главное ваше сокровище?
Оценивают свою работу. Заканчивают фразы.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
- Доброе утро, ребята и уважаемые гости!
Я очень рада встрече с вами.
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь!
- Мы начинаем урок математики. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.
2.Мотивация и актуализация опорных знаний.
- Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, морское путешествие к острову сокровищ. Путешествие далекое и интересное. На пути вас ждут разнообразные препятствия, всевозможные открытия. Уверяю вас, путешествие будет увлекательным и опасным. Но справиться с этими опасностями и препятствиями вам помогут знания и умения, которые приобрели на уроках математики и приобретёте сегодня. Во время нашего путешествия мы будем делать записи в наши бортовые журналы (рабочие тетради). В порту уже снаряжена каравелла (так в Испании называли корабли с парусами). На каравеллах великий мореплаватель Христофор Колумб пересёк океан и открыл неведомую тогда землю – Америку.
- Скажите, что нужно взять с собой в путешествие? ( Карту)
- А отправимся мы в путешествие вот на этом корабле. Как и у всех кораблей, у нашего должно быть название. Оно есть, только его надо расшифровать.
1) На доске: 64:8 90 – Д
15* 6 9 – Р
45: 5 8- У
7 * 10 70- Ж
30 : 3 10- Б
12 * 5 60- А
90
9
8
70
10
60
Д
Р
У
Ж
Б
А
( дети выполняют задание)
- Молодцы! Справились. Корабль называется «Дружба». Я – капитан, вы – матросы.
2) Отправляемся мы из бухты. И чтобы отправиться, нужно правильно ответить на мои вопросы, только тогда мы отправимся в путь.
ü Первый множитель – 9, второй – 6. Найдите произведение и вы узнаете, сколько всего морей на нашей планете (54).
ü Делимое 45, делитель - 5. Найдите частное и вы узнаете, сколько необитаемых островов на нашей планете (примерно 9 , хотя точная цифра неизвестна).
- Молодцы! Отплываем!
( Звучит музыка Дунаевского из кинофильма «В поисках капитана Гранта», показ отрывка из фильма. 1мин.)
Откройте свои бортовые журналы и запишите число и классная работа.
- Первое наше препятствие это акула. А знаете ли вы …,что существует 170 видов акул. Среди них есть опасные, а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, - подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не бояться даже маленькие рыбки. Из крупных акул не опасны китовые акулы, если на них не нападать. Но самая ужасная – гигантская белая акула, её длина достигает 12 метров. Она – то уж точно опасна. Скорее всего, она на нашем пути и попалась. Посмотрим, какое у неё «зубастое» задание.
- Как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное) К доске вызываются 2 ученика, остальные выполняют на месте.1 ученик решает пример 36:9
2 ученик – 48:8
- Какое действие выполняли?- Правы ли они?После решения ученики составляют по данным выражениям выражения на нахождение неизвестного делимого и неизвестного делителя, объясняют.- Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное делимое (делитель)?- Правильно ли ребята выполнили свои задания?- Хорошо! С заданиями акулы мы справились и можем следовать дальше.
3. Постановка учебной проблемы - Ребята, на нашем пути – бутылка. Скажите, а что может быть в бутылке?- В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи. Распечатаем её? А в нашей бутылке нас просят о помощи жители острова. Жители острова собрали 75 кокосов и решили съедать по 5 кокосов каждый день. На сколько дней им хватит этих кокосов? Они решили вот это так: 75:5=16, а правильный ответ или нет они не знают. Поможем им ребята?
- Правильно ли вычислили жители острова?
- А как доказать, что решение неверное? (нужно проверить)
- А как мы можем проверить деление? (нужно частное умножить на делитель).
- А теперь ребята попробуйте ответить, какая тема нашего урока?
-Да, сегодня мы научимся проверять деление умножением.
- Ребята мы сегодня с вами моряки, а все моряки сильные, смелые, закалённые и чтобы нам стать такими, давайте сделаем зарядку.
Физкультминутка
Поднимайся дружно класс, это – раз! Покрутилась голова, это два! Руки вверх, вперед смотри, это три! Руки в стороны, пошире, развернули на четыре! С силой их к плечам прижать, это пять! Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
А сейчас закройте глаза, выдохните, откройте глаза и найдите на доске чёрную точку, посмотрите на неё, а теперь поставьте на неё пальчик и мысленно притяните её к себе.
- Ребята, скажите, а когда мы приближаем к себе предмет он становится больше или меньше?
И вот вы притянули к себе точку, на что она у вас похожа?
5. Первичное закрепление
- А мне кажется, что наша точка похожа на приближающихся дельфинов, смотрите у них на спинах выражения, похожие, на те, что мы помогли решить жителям острова, давайте их решим.81:3=27 Проверка: 27*3=81 81=81 58:2=29 Проверка: 29*2=58 58=58 96:6=16 Проверка: 16*6=96 96=96
- Ребята пока мы решали выражения, мы не заметили, как наш корабль подплыл к острову Обезьян. Нас встречают обезьянки и просят помочь выполнить задание.
«Ребята помогите! На острове обезьяны с горя объелись бананами, т. к. не могли решить задачу. Помогите решить задачу и обезьяны поправятся.
«Одна обезьяна съела за день 20 бананов, а другая – 21 банан. Сколько бананов съедят обе обезьяны за два дня?»- Прочитайте задачу.- О чём говорится в задаче?- Что известно в задаче?- Что нужно узнать?- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?- Что узнаем сначала? Потом?- Что вы можете сказать о решении задачи? (После этого дети должны заметить, что задачу можно решить двумя разными способами).
I способ:
1) 23 + 21 = 44 (б.) – 2 обезьяны за 1 день
2) 44 · 2 = 88 (б.)
II способ:
1) 23 · 2 = 46 (б.) – 1-я обезьяна за 2 дня
2) 21 · 2 = 42 (б.) – 2-я обезьяна за 2 дня
3) 46 + 42 = 88 (б.)
О т в е т: всего 88 бананов за 2 дня.
- С задачей мы справились, помогли обезьянам и можем отправляться дальше.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- День клонится к вечеру, и наше путешествие подходит к концу, наконец – то мы подплываем к острову сокровищ. Ныряем под воду. Ого! Вот и он, сундук с сокровищами. Но сундук закрыт. Чтобы разгадать шифр замка нужно найти значение выражения 28:2= 14 Проверка: 14*2=28 28=28
- Выполняем это задание самостоятельно (потом опрос и проверка по компьютеру).
- Молодцы! Шифр замка разгадан! Можно забирать сокровища.
- Ребята, скажите, а благодаря чему мы справились с шифром и помогли жителям острова? (Потому, что мы сегодня научились проверять деление умножением)
- Итак, наше путешествие подошло к концу. Можно забирать сокровища.
- А как вы думаете, какое главное ваше сокровище? (Конечно, это ваши знания и умения, которые помогали вам на уроке).
7. Рефлексия деятельности. Закончите фразы: На уроке я научился(ась)…Больше всего мне понравилось на уроке…Самым трудным для меня было...
Дома: стр. 17 № 5, № 6.
- Ребята на партах у вас лежат мордашки, когда вы будете уходить возьмите с собой ту мордашку, которая соответствует вашему настроению:Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.Урок окончен. Спасибо.