Продолжить развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания;
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание, чувство ответственности, уверенность в себе.
Учитель: Вы наверняка тысячу раз слышали о несметных богатствах, зарытых пиратами на неизвестных островах. А хотели бы вы сами отправиться на поиски сокровищ? Сегодня мы с вами побываем на таком острове. Впереди вас будут поджидать опасности. И прежде, чем добыть заветный сундук с сокровищами, вам предстоит пройти много испытаний. И пусть удача улыбнется вам!
Учитель: Ребята! Чтобы попасть на остров, нам нужна карта сокровищ. Но, к сожалению, в результате кораблекрушения карта разлетелась на маленькие кусочки, а собрать мы ее сможем, только, правильно решив несколько задач.
Задания:
1)Торт разрезан на 10 кусков. Оля съела 3 из них. Какую часть торта съела Оля?(3/10)
2) В вазе лежит 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (5/13);
3) Золушке высыпали 200 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины?(99/299);
4) У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют кошки и собаки от всех домашних животных? (5/10);
5) Воронёнок спит 9 часов в сутки., а учится 5 часов. Какую часть суток он спит? (9/24)
6) Поле 5га засеяно пшеницей 2га и 3га засеяно рожью. Какую часть составляет пшеница? (2/5)
7) В классе 25 человек, из них 5 отличников. Какую часть составляют отличники? (5/25)
8) От доски длиной 9м отпилили 4м. Какую часть доски отпилили? (4/9)
9) В бидоне 45л молока. В первый день потратили 1/5 бидона. Сколько молока потратили в первый день? (9л)
Учитель: Молодцы, ребята! Карта сокровищ теперь наша. Мы можем смело отправляться в плавание. Вы будете юнгами, а я - капитаном. (СЛАЙД 4)
Учитель: (СЛАЙД 5)Но, какое же путешествие без судового журнала. Давайте возьмем судовые журналы и запишем свою фамилию, имя, дату отплытия «30 января» и тему урока «ДОЛИ. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ».
Учитель: Если наш корабль готов к отплытию, хлопните в ладоши. Итак, в путь!(СЛАЙД 7)
Учитель: Мы на «ПОБЕРЕЖЬЕ ЗНАНИЙ» Здесь нам предстоит вспомнить, что такое доли, обыкновенные дроби.
Вопросы для повторения: (СЛАЙД 8):
Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы);
Как записывают доли? (Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой)
Что показывает число под чертой и как называется? (Число под чертой называется знаменатель и показывает на сколько равных частей (долей) разделили единицу);
Что показывает число над чертой и как называется? ( число над чертой называется числительным и показывает сколько таких частей взяли)
С какими обыкновенными дробями вы познакомились в этой теме (правильные и неправильные)
Учитель: (СЛАЙД 9) В судовом журнале задание №1 «Восстанови записи»:
Числитель стоит … чертой и означает, сколько равных частей … от целого.
Знаменатель стоит … чертой и показывает, на сколько равных частей … целое.
Дробь называется правильной, если числитель … знаменателя.
Дробь называется …, если числитель больше или равен знаменателю.
Неправильная дробь … правильной дроби.
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой … больше.
Правильная дробь … 1.
Неправильная дробь … 1.
Учитель: Мы на «ПОБЕРЕЖЬЕ НЕИЗВЕСТНОСТИ»(СЛАЙД 10)
(СЛАЙД 11) Небольшие
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Продолжить развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания;
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание, чувство ответственности, уверенность в себе.
Учитель: Вы наверняка тысячу раз слышали о несметных богатствах, зарытых пиратами на неизвестных островах. А хотели бы вы сами отправиться на поиски сокровищ? Сегодня мы с вами побываем на таком острове. Впереди вас будут поджидать опасности. И прежде, чем добыть заветный сундук с сокровищами, вам предстоит пройти много испытаний. И пусть удача улыбнется вам!
Учитель: Ребята! Чтобы попасть на остров, нам нужна карта сокровищ. Но, к сожалению, в результате кораблекрушения карта разлетелась на маленькие кусочки, а собрать мы ее сможем, только, правильно решив несколько задач.
Задания:
1)Торт разрезан на 10 кусков. Оля съела 3 из них. Какую часть торта съела Оля?(3/10)
2) В вазе лежит 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (5/13);
3) Золушке высыпали 200 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины?(99/299);
4) У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют кошки и собаки от всех домашних животных? (5/10);
5) Воронёнок спит 9 часов в сутки., а учится 5 часов. Какую часть суток он спит? (9/24)
6) Поле 5га засеяно пшеницей 2га и 3га засеяно рожью. Какую часть составляет пшеница? (2/5)
7) В классе 25 человек, из них 5 отличников. Какую часть составляют отличники? (5/25)
8) От доски длиной 9м отпилили 4м. Какую часть доски отпилили? (4/9)
9) В бидоне 45л молока. В первый день потратили 1/5 бидона. Сколько молока потратили в первый день? (9л)
Учитель: Молодцы, ребята! Карта сокровищ теперь наша. Мы можем смело отправляться в плавание. Вы будете юнгами, а я - капитаном. (СЛАЙД 4)
Учитель: (СЛАЙД 5)Но, какое же путешествие без судового журнала. Давайте возьмем судовые журналы и запишем свою фамилию, имя, дату отплытия «30 января» и тему урока «ДОЛИ. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ».
Учитель: Если наш корабль готов к отплытию, хлопните в ладоши. Итак, в путь!(СЛАЙД 7)
Учитель: Мы на «ПОБЕРЕЖЬЕ ЗНАНИЙ» Здесь нам предстоит вспомнить, что такое доли, обыкновенные дроби.
Вопросы для повторения: (СЛАЙД 8):
Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы);
Как записывают доли? (Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой)
Что показывает число под чертой и как называется? (Число под чертой называется знаменатель и показывает на сколько равных частей (долей) разделили единицу);
Что показывает число над чертой и как называется? ( число над чертой называется числительным и показывает сколько таких частей взяли)
С какими обыкновенными дробями вы познакомились в этой теме (правильные и неправильные)
Учитель: (СЛАЙД 9) В судовом журнале задание №1 «Восстанови записи»:
Числитель стоит … чертой и означает, сколько равных частей … от целого.
Знаменатель стоит … чертой и показывает, на сколько равных частей … целое.
Дробь называется правильной, если числитель …знаменателя.
Дробь называется …, если числитель больше или равен знаменателю.
Неправильная дробь … правильной дроби.
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой … больше.
Правильная дробь … 1.
Неправильная дробь … 1.
Учитель: Мы на «ПОБЕРЕЖЬЕ НЕИЗВЕСТНОСТИ»(СЛАЙД 10)
(СЛАЙД 11) Небольшие сообщения: Дроби появились в глубокой древности. Наряду с необходимостью считать предметы, у людей появилась потребность измерять длину, площадь, объем, время, делить добычу поровну. Но результат измерений не всегда удавалось выразить натуральным числом, приходилось учитывать и часть. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Названия этих единиц и стали первыми названиями дробей.
В русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить”, разбивать на части, ломать. В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику.
Учитель: А мы незаметно приближаемся к «ИСТОРИЧЕСКОМУ ВОДОПАДУ».(СЛАЙД12 )
Учитель: (Слайд 13) В Древнем Египте дроби записывались с помощью иероглифов, в Древнем Китае вместо черты дроби писали точку. На Руси встречались такие дроби, как
Учитель: Молодцы, ребята! Вы с легкостью справились со всеми заданиями, и, повторив основные понятия темы, преодолели первое препятствие. Теперь мы снова можем продолжить наш путь. А приближаемся мы сейчас к неизвестному берегу с названием «БУХТА ДРОБЕЙ». (СЛАЙД 14) Пока причаливает наш корабль, мы с вами выполняем задание №2. Но будьте осторожны, так как в «БУХТЕ ДРОБЕЙ» потерпело кораблекрушение немало пиратов, а все потому, что они так и не смогли справиться с этим заданием. Итак, берем наши судовые журналы, находим задание №4 и приступаем.
Проверьте, правильно вы записали дроби или нет (слайд 16). Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки, кто сделал одну ошибку, кто две?
Задание №3(слайд 17)
перевести неправильные дроби в смешанные числа и смешанные числа перевести в неправильные дроби.
Учитель: Хорошо, ребята! Судя по карте, мы плывем в правильном направлении. И теперь в поисках сокровищ опускаемся на морское дно. (СЛАЙД 18) В «ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ ФИГУР» нас уже тут ждут. Морские обитатели приготовили для нас следующее испытание.
(СЛАЙД 19) Назовите какая часть фигуры закрашена. ( )
(СЛАЙД 20) Какую долю квадрата составляет выделенная часть? ( )
(СЛАЙД 21) А теперь в судовых журналах выполняем задание №4.Закрасьте карандашом нужную часть фигуры. ( ) Внимание на доску! Проверьте себя. (СЛАЙД 22)
Учитель: Молодцы, ребята! Плывем дальше! На море спокойно. Давайте выйдем на палубу и осмотрим окрестности. По-моему все в порядке. Можно спрыгнуть за борт корабля и поплавать. Но чтобы не мешать друг другу, плавать будем осторожно, не сильно размахивая руками. Итак, физкультминутка. (СЛАЙД 23)
Ну-ка в сторону карандаши, Ни тетрадей, ни ручек, ни мела. Вы устали, ребята, сейчас отдохнём, Чтобы дальше путешествовать нам смело.
Дружно встали, делаем зарядку
(если согласны с утверждением – руки вверх, если нет – вперёд).
Учитель: Внимание! Внимание! Свистать всех наверх! На море поднимается «ШТОРМ ЧИСЛОВЫХ ЗАДАЧ». (СЛАЙД 24). Корабль раскачивается из стороны в сторону. Чтобы нам быть готовыми для борьбы со стихией необходимо выполнить задание №5.(СЛАЙД 25)
1)Расстояние до острова сокровищ 5 км 400м. Корабль проплыл всего пути. Найти расстояние, которое проплыл корабль и сколько метров осталось? (900 м. 4500м)
Вспомните, что нужно сделать перед решением задачи?
К доске пойдет… Давайте проверим решение. (СЛАЙД 26)
2) (СЛАЙД 27) Длина маршрута 12км. Пройдя 2/3 пути, ребята сделали привал. Сколько километров они прошли до привала и сколько км осталось? (8км, 4км)
Давайте проверим решение. (СЛАЙД 28)
Учитель: Ребята, смотрите на горизонте появилась земля. Прямо по курсу Остров Сокровищ.(СЛАЙД 29) Мы почти уже на месте. Клад в нескольких шагах. А вот и сундук. (слайд 30) Что же за сокровища лежат в сундуке?
Учитель: Ой, ребята, смотрите – пираты. Они так просто не хотят расставаться с сокровищами и дают вам последнее задание №6. (СЛАЙД 31). В ответе на это задание закодировано слово , означающее, то. что лежит в сундуке.
На числовой прямой отмечены точки с координатами. Найдите координаты этих точек и соберите слово из этих координат. Давайте проверим правильность выполнения этого задания. А помогать мне будет …
Ответ (ЗНАНИЯ) (слайд 34)
Учитель:Но, здесь нет ни золота, ни бриллиантов. Здесь знания. А знания – это самое превосходное из всех владений, это самое главное для человека. Молодцы, ребята! Цель нашего путешествия достигнута. Сокровища у нас.
На этом наше путешествие завершается. Молодцы, ребята! Вы смело выдержали все испытания.
В качестве домашнего задания вам необходимо будет выучить п.23 учебника, а также вы получите карточки (СЛАЙД 35), где вам нужно будет закрасить нужную часть фигуры, записать с помощью дробей какая часть фигуры (из задания №1) осталась не закрашенной, а также решить задачу.
На сегодняшнем уроке оценки получили:
Учитель:
Ребята, у каждого из вас на столе лежат монеты (золотая, серебренная). (СЛАЙД 36) Поднимите, пожалуйста, одну из них.
Золотая монета – я удовлетворён уроком, он был полезным, я много и с пользой работал, много нового узнал.
Серебреная монета – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не нужно, к ответам на уроке я не был готов.