Разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности
Класс: 6
Тема: «Безопасность в быту»
Тип урока: обобщение и систематизация выученного
Цели: Обучающая: обобщить знания учащихся об опасных ситуациях, с которыми они могут встретиться в повседневной жизни, создать условия для профилактики опасных ситуация в быту. Сформировать убеждение в необходимости быть готовыми к безопасному поведению в различных жизненных ситуациях для снижения фактора риска для жизни и здоровья.
Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания.
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту, учить анализировать свое поведение через поступки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, аудиозапись песни «Прекрасное далёко» (минус), карточки с ситуационными задачами, листы тест-контроля, задания к кроссворду.
Структура урока
I Организационный этап
- Приветствие учителя
- Приветствие учащихся:
Мы Вам, гости, очень рады.
Верить в нас сейчас Вам надо.
А мы Вас не подведем -
Дружно к знаниям придём.
II Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Сегодня на уроке мы подведем итог по выученной ранее теме: «Опасности в быту». Какие перед собой мы поставим задачи?
(Примерные ответы учащихся):
- Повторим знания об опасностях, которые нас окружают.
- Научимся избегать бытовые опасные ситуации.
- Узнаем что-то новое и интересное.
- Будем проявлять себя (развивать творческие способности).
Учитель: Правильно, молодцы. И еще добавлю, что сегодня мы будем воспитывать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту, умение анализировать свои поступки. Работать сегодня будем в группах, а значит весело и дружно. Но для того, чтобы нам справиться со всеми заданиями, нам необходимо побороть страхи, которые у вас возникают.
Метод предвидения
Учитель: Практически на каждом уроке мы стараемся побороть свои страхи. Они изображены у нас в виде крокодилов. Посовещайтесь со своей командой и запишите, чего вы боитесь в данный момент больше всего.
(Примерные ответы учащихся):
- не справлюсь с заданиями
- не смогу ответить
- боюсь получить плохую оценку и т.д.
Учитель: Ну и, конечно, представьте, пожалуйста, свои ожидания от урока
(Примерные ответы учащихся):
- у нас все получится
- получим отличные оценки
Учитель: В конце урока мы проанализируем: удалось ли нам преодолеть наши страхи и достичь ожидаемых результатов.
III Основная часть урока
Учитель: Первое задание, с которым нам необходимо справиться:
«Вопрос – ответ»
- Если газовая служба вовремя не приедет на место вызова, то случится ……(взрыв)
- Врач, если не справляется, то у человека прогрессирует …….(болезнь)
- Если пожарный не прибудет на место возгорания, развивается……….(пожар)
- Если капитан корабля подаст неверную команду, может произойти …….(авария)
- Если водитель не соблюдает ПДД, возникает……….(авария)
- Каким прилагательным можно назвать все эти ситуации? (опасные)
- Кто объяснит, что называется опасной ситуацией (неблагоприятная обстановка, что несёт в себе угрозу для жизни и здоровья человека, а также среды его обитания)
- Вспомните формулу БЖД: (предвидеть – избегать – действовать)
Учитель: С помощью приобретенных знаний мы постараемся использовать формулу БЖД и в повседневной жизни. Говорят: мой дом – моя крепость. Почему, ребята
Значит, наше пребывание в доме должно быть безопасным. А где в квартире таятся опасности?
опасности в быту
электроприборы
газ
ножи
ножницы
иголки
инструменты
водокоммуникации
аптечка
бытовая химия
Проверка домашнего задания
Учитель: Вашим д/з было найти и подготовить небольшие памятки по безопасности в быту. Каждая группа выбирала себе тему:
1 группа «Безопасное использование электроприборов»
2 группа «Осторожно: газ»
3 группа «Вода в доме»
4 группа «Опасные предметы»
(Учащиеся представляют свои памятки по группам)
Правила эти выполняй ты всегда.
Знай, шестиклассник, запомни дружок:
Не любит шутить электрический ток!
1 группа «Осторожно: газ»
- Просим. Очень просим вас:
Не включайте, дети, газ!
Не включайте сами –
Это дело мамы.
- Ведь прекрасно каждый знает:
Шуток газ не понимает.
- Газ невидим – это верно.
Но сочиться хоть чуток,
Слышен запах характерный –
Тухлого яйца душок.
- Не суши белье над газом
Все сгорит единым разом!
- Неисправность обнаружил
В газовой печи в квартире
Или там, в сети снаружи, -
Звони в службу «104»
2 группа «Вода в доме»
- Уходя из дома рано
Все закрой в квартире краны.
- Долго не было воды –
Закрой кран, чтоб не было беды.
- Мойку ты не засоряй –
Мой посуду, убирай.
- В мойке тряпку не храни –
Постирай, прополосни и отожми.
- Запомните: небрежное отношение к водокоммуникациям может привести к большим неприятностям
3группа «Опасные предметы» (ребята обыгрывают ситуацию)
Лежат на полке ножницы,
Отвертка и игла.
Еще паяльник там лежит
И черная смола.
Там нож, складной фонарик
И старые очки.
А также рыболовные
Грузила и крючки.
Взобрался я бесстрашно
На старый табурет –
И вот они – сокровища,
Теперь преграды нет.
Какой красивый ножичек,
Блестящий и складной.
Себе его возьму я
Теперь он будет мой!
С крючками на рыбалку
Буду я ходить.
Еще возьму фонарик,
Чтоб в темноте светить.
Очки мне пригодятся –
Я буду в них гулять.
И ножницы для творчества
Фигурки вырезать.
Сложил свои сокровища
В укромном уголке.
Ой, ножиком порезался
И ранка на руке.
Иголка потерялась,
Паяльник задымил,
Я очень испугался –
Водой его залил.
Лежат мои сокровища –
С тоской на них гляжу.
Пойду-ка я, на полку их
Обратно положу.
Теперь я точно знаю,
Не стоит делать это –
Брать колющее, режущее,
Острые предметы.
Внимательными будьте,
Запомните, друзья:
Все – Опасные предметы
Ребятам брать нельзя!
Учитель: Спасибо, молодцы, хорошо подготовились.
Учитель:
- Что такое домашняя аптечка? (коробок, который содержит в себе медпрепараты для экстренной домашней помощи)
- Где этот коробок должен находиться? (на расстоянии от детей, спрятан!)
- Какие основные санитарные средства должны входить в домашнюю аптечку?
- Бинты
- Марлевые повязки
- Лейкопластырь
- Резиновый жгут
- Пипетка
- Термометр
- Градусник
- Перекись водорода
- Йод, зеленка
- Нашатырный спирт
Препараты
- Болеутоляющие
- Жаропонижающие
- Успокоительные
- Противоаллергические средства
Учитель: А дети сами решают, какие лекарства принимать?! (нет, только родители)
Учитель : Народная мудрость учит нас не только уму-разуму, но и соблюдению безопасности. У каждой группы на столе лежит лист с пословицей.
1 группа
Осторожность – не трусость.
2 группа
Не зная броду, не суйся в воду.
3 группа
Поспешность приводит к раскаянию, а осторожность – к благополучию.
4 группа
Чистота – залог здоровья.
Учитель : Ребята, а давайте вспомним, в каких сказках нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям?
IV Закрепление выученного
Игра «Найди правильную картинку»
Учитель демонстрирует картинку с опасностями в повседневной жизни, учащиеся у себя на столах выбирают и показывают картинку с безопасным поведением в быту
Дополнительные задания:
Задача Перед уходом в школу вы решили выпить чаю. Пытаясь достать с полки печенье, вы случайно разлили уксус.
Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:
- Взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.
- Не предпринимать никаких действий.
- Дать высохнуть луже уксуса.
- Сделать самодельную ватно-марлевую повязку, смочить её раствором соды и дышать через неё.
- Взять маленькую тряпку и собрать вылившийся уксус обратно.
- Открыть окно и проветрить помещение.
Задача Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и пошли смотреть телевизор. Дверь в кухню плотно закрыта. Забыв о чайнике, вы почувствовали запах газа. На улице сумерки.
Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:
- Включить свет и посмотреть, в чём причина утечки газа.
- Плотно закрыть дверь в кухню.
- Выключить телевизор.
- Зайти на кухню и перекрыть газовый кран.
- Открыть окно.
- Позвонить соседям и попросить о помощи
- Позвонить родителям и сообщить о случившемся
Разгадывание кроссворда
Бытовой травматизм
Вопросы
По горизонтали
2. Неглубокая, длинная рана на теле, нанесенная чем-либо тонким и острым.
4. Смещение костей в суставе.
5. Повреждение головного мозга, вызванное сильными и резкими колебаниями, толчками.
7. Рана от чего-либо режущего.
По вертикали
1. Вредное воздействие на организм ядовитых веществ.
3. Нарушение целости, повреждение кости.
6. Повреждение ткани тела огнем, чем-то горячим, едким, жгучим.
Ответы
По горизонтали: 2. Царапина. 4. Вывих. 5. Сотрясение. 7. Порез.
По вертикали: 1. Отравление. 3. Перелом. 6. Ожог.
V Подведение итога
Выставление оценок за работу на уроке.
Рефлексия
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с опасностями, которые подстерегают нас в повседневной жизни. Как вы считаете, мы справились с поставленными задачами? Ничьи опасения не подтвердились? Значит, на доске можно оставить только бабочек, которые олицетворяют наши мечты и хорошие пожелания? (крокодилов убирают с доски)
Вы сегодня - молодцы! Каждому из вас я желаю избегать всех опасных ситуаций, пусть ярко светит над вами солнышко, пусть небо, будет только мирное, пусть всё, что вы задумаете, - обязательно исполнится, а ваше прекрасное далеко будет светлым, счастливым и безоблачным!
Учитель вместе с учащимися исполняет песню «Прекрасное далёко».