Урок геометрии в 8 классе по теме; "Площадь многоугольника. Свойства площадей"
Урок геометрии в 8 классе по теме; "Площадь многоугольника. Свойства площадей"
Геометрия возникла еще в глубокой древности в связи с практическими потребностями человека: измерение расстояний, изготовление орудий труда определенных размеров, нахождение площади земельных участков и вместимости сосудов, вычисление объемов различных сооружений и т.д. Слово «геометрия» греческого происхождения («ге» - земля, «метрео» - мерю) и означает «землемерие». Отвлекаясь от физических свойств предметов, изучая лишь их размеры, форму и положение, человек пришел к отвлеченным понятиям геометрического тела и геометрической фигуры, поверхности, линии, точки, прямой, плоскости, отрезка и т.д. Геометрические фигуры встречаются в самых древних до нас математических документах: в «Московском» папирусе, в «папирусе Ахмеса» и в древневавилонских клинописных текстах, написанных около 4000 лет назад. В этих документах содержатся задачи, в которых выступает на первый план вычисление площадей и объемов отдельных фигур. В древних египетских и вавилонских математических документах упоминаются как треугольники, так и основные четырехугольники: параллелограммы, прямоугольники, квадраты, равнобедренные и прямоугольные трапеции.
Зачатки геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряются в глубине тысячелетий. Еще 4-5 тысяч лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника и трапеции в квадратных единицах. Квадрат издавна служит эталоном при измерении площадей благодаря многим своим замечательным свойствам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии в 8 классе по теме; "Площадь многоугольника. Свойства площадей" »
Площади фигур
Происхождение науки геометрии.
Для чего нужно было измерять площади?
Людям часто приходилось делить землю по берегам Нила на участки. Подсчитывать площадь трудно, берега извилисты, границы участка неровные. И люди постепенно научились измерять такие площади, разбивая их на прямоугольные и треугольные участки (1 7 век до н. э.)
Свойства площадей
Равные фигуры
имеют равные площади .
М
ЕслиF= М, тоSF= SM
F
F
Свойства площадей
С
K
М
В
Е
А
Если фигура составлена из нескольких фигур,
то её площадь равна сумме площадей этих фигур.
SACME= SABE+ SBCKE+ SEKM
Свойства площадей
B
C
Площадь квадрата равна
квадрату его стороны.
SABCD= a2
A
D
a
Единицы измерения площадей
1мм2
1 см2
1 дм2
1 м2
1 км2
1 а
1 га
100 мм2
100 см2= 10000 мм2
100 дм2= 10000 см2
1000000 м2
100 м2
100 а = 10000 м2
Старинные меры площадей на Руси
В 11 – 13 веках употреблялась мера « плуг » - это мера земли , с
которой платили дань. Есть основание считать , что «плуг» -
8 – 9 гектаров.
В 16 – 18 веках мерою полей служит « десятина »( равная 1,1 га)
и « четверть »( равная половине десятины- поле, на котором высевали
четверть хлеба). Десятина, которая в быту местами имела и другие
размеры, делилась на 2 « четверти », четверть, в свою очередь, на
Налоговой единицей земли была « соха », в Новгороде « обжа », которая имела различные размеры, в зависимости от качества земли социального положения владельца.
Позже землю измеряли « акрами » (4047 м 2 )
Измерение площадей
С помощью палетки :
считаем сначала количество целых квадратов, затем их частей, которые
дают целый квадрат: 8 + 1 + 1 + 1 + 1 = 12
2 . Вычисление площади многоугольников с вершинами в узлах квадратной сетки производится по формуле:
S= В + ½ Г – 1,
где В – количество узлов сетки, лежащих внутри многоугольника,
Г - количество узлов сетки, лежащие на границе многоугольника.
Эта формула носит имя немецкого математика Пика, открывшего её.
На рисунке: В = 9, Г = 8, S = 9 + 8 : 2 – 1 = 12
Площадь прямоугольника
Теорема: площадь прямоугольника равна
произведению его смежных сторон.
Дано: а, b – стороны прямоугольника .
a
b
Доказать: S = a b.
a2
Доказательство:
S
a
a
Достроим прямоугольник до квадрата
c о стороной ( а + b ).
Его площадь равна ( а + b ) 2 или S + a 2 + S + b 2
S
b2
b
b
Получим: ( a + b) 2 = S + a 2 + S + b 2
a
b
a 2 + 2ab + b 2 = 2 S + a 2 + b 2
S = a b
2 S = 2 a b
Реши задачи
1. Найти площадь прямоугольника, у которого смежные стороны равны 3,5 см и 8 см.
28 см2
2. Одна из сторон прямоугольника равна 2,5 см, а его площадь 10 см 2 . Чему равен периметр прямоугольника ?
13 см
3. Сколько краски необходимо для покраски пола в комнате, размеры которой 3 м и 4 м, если на 1м 2 расходуется 0,2 кг краски ?
2,4 кг
4. Сколько времени нужно для скашивания травы с луга, размеры которого 20 м и 15 м,
если работник скашивает газонокосилкой
1 сотку за 15 мин ?
45 мин.
Реши задачи
Дано: АВС D – прямоугольник
ВК – биссектриса угла АВС ,
АК = 5 см, К D = 7 см .
Найти: S ABCD
1.
B
C
D
A
60 cм2
K
5
7
2.
3.
Периметр квадрата равен 32 см, а
одна сторона прямоугольника 4 см.
Найдите другую сторону прямоугольника, если известно, что он имеет площадь такую же, что и квадрат.
В
С
20 дм
30 0
M
К
А
Найти: S ABCK
1м2
16 см
Найти площадь фигуры
С
3
В
2
Е
D
3
2
F
А
Реши задачу
Реши задачу
Реши задачу
Решение задачи
На стороне АВ параллелограмма АВСК отмечена точка Е так, что КЕ АВ.
Докажите, что площадь параллелограмма АВСК равна ЕК ∙ АВ.
Доказательство:
Продолжим АВ и проведём СМ АВ.
М
В
АВСК – параллелограмм, значит, АВ = КС,
и АВ КС , КЕ АВ, СМ АВ, значит,
KE МС – прямоугольник, S KEMC = EK ∙ KC
С
E
АЕК = ВМС ( по катету и гипотенузе) Значит, S AEK = S BMC
А
К
3. ABCK состоит из АЕК и трапеции КЕВС, КЕМС состоит из ВМС и трапеции
КЕВС, значит, S ABCK = S AEK + S KEBC , S KEMC = S BMC + S KEBC
4. Получим: S ABCK = S KEMC = EK ∙ К C = EK ∙ AB
« Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»