kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок геометрии в 8 классе по теме; "Площадь многоугольника. Свойства площадей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Геометрия возникла еще в глубокой древности в связи с практическими потребностями человека: измерение расстояний, изготовление орудий труда определенных размеров, нахождение площади земельных участков и вместимости сосудов, вычисление объемов различных сооружений и т.д. Слово «геометрия» греческого происхождения («ге» - земля, «метрео» - мерю) и означает «землемерие». Отвлекаясь от физических свойств предметов, изучая лишь их размеры, форму и положение, человек пришел к отвлеченным понятиям геометрического тела и геометрической фигуры, поверхности, линии, точки, прямой, плоскости, отрезка и т.д. Геометрические фигуры встречаются в самых древних до нас математических документах: в «Московском» папирусе, в «папирусе Ахмеса» и в древневавилонских клинописных текстах, написанных около 4000 лет назад. В этих документах содержатся задачи, в которых выступает на первый план вычисление площадей и объемов отдельных фигур. В древних египетских и вавилонских математических документах упоминаются как треугольники, так и основные четырехугольники: параллелограммы, прямоугольники, квадраты, равнобедренные и прямоугольные трапеции.

Зачатки геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряются в глубине тысячелетий. Еще 4-5 тысяч лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника и трапеции в квадратных единицах. Квадрат издавна служит эталоном при измерении площадей благодаря многим своим замечательным свойствам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии в 8 классе по теме; "Площадь многоугольника. Свойства площадей" »

Площади фигур

Площади фигур

Происхождение науки геометрии.  Для чего нужно было измерять площади?  Людям часто приходилось делить землю по берегам Нила на участки. Подсчитывать площадь трудно, берега извилисты, границы участка неровные. И люди постепенно научились измерять такие площади, разбивая их на прямоугольные и треугольные участки (1 7  век до н. э.)

Происхождение науки геометрии.

Для чего нужно было измерять площади?

Людям часто приходилось делить землю по берегам Нила на участки. Подсчитывать площадь трудно, берега извилисты, границы участка неровные. И люди постепенно научились измерять такие площади, разбивая их на прямоугольные и треугольные участки (1 7 век до н. э.)

Свойства площадей Равные фигуры имеют равные площади . М Если F = М, то S F = S M F F

Свойства площадей

Равные фигуры

имеют равные площади .

М

Если F = М, то S F = S M

F

F

Свойства площадей С K М В Е А Если фигура составлена из нескольких фигур, то её площадь равна сумме площадей этих фигур . S ACME = S ABE + S BCKE + S EKM

Свойства площадей

С

K

М

В

Е

А

Если фигура составлена из нескольких фигур,

то её площадь равна сумме площадей этих фигур .

S ACME = S ABE + S BCKE + S EKM

Свойства площадей B C Площадь квадрата равна квадрату его стороны . S ABCD = a 2 A D a

Свойства площадей

B

C

Площадь квадрата равна

квадрату его стороны .

S ABCD = a 2

A

D

a

Единицы измерения площадей   1 мм 2 1 см 2 1 дм 2 1 м 2 1 км 2 1 а 1 га 100 мм 2 100 см 2 = 10000 мм 2  100 дм 2 = 10000 см 2 1000000 м 2 100 м 2 100 а = 10000 м 2

Единицы измерения площадей

1 мм 2

1 см 2

1 дм 2

1 м 2

1 км 2

1 а

1 га

100 мм 2

100 см 2 = 10000 мм 2

100 дм 2 = 10000 см 2

1000000 м 2

100 м 2

100 а = 10000 м 2

Старинные меры площадей на Руси В 11 – 13 веках употреблялась мера « плуг » - это мера земли , с которой платили дань. Есть основание считать , что «плуг» - 8 – 9 гектаров. В 16 – 18 веках мерою полей служит « десятина »( равная 1,1 га) и « четверть »( равная половине десятины- поле, на котором высевали четверть хлеба). Десятина, которая в быту местами имела и другие размеры, делилась на 2 « четверти », четверть, в свою очередь, на 2 « осьмины », осьмина – на 2 « полуосьмины » ит.д.

Старинные меры площадей на Руси

  • В 11 – 13 веках употреблялась мера « плуг » - это мера земли , с

которой платили дань. Есть основание считать , что «плуг» -

8 – 9 гектаров.

  • В 16 – 18 веках мерою полей служит « десятина »( равная 1,1 га)

и « четверть »( равная половине десятины- поле, на котором высевали

четверть хлеба). Десятина, которая в быту местами имела и другие

размеры, делилась на 2 « четверти », четверть, в свою очередь, на

2 « осьмины », осьмина – на 2 « полуосьмины » ит.д.

  • Налоговой единицей земли была « соха », в Новгороде « обжа », которая имела различные размеры, в зависимости от качества земли социального положения владельца.
  • Позже землю измеряли « акрами » (4047 м 2 )
Измерение площадей С помощью палетки :  считаем сначала количество целых квадратов, затем их частей, которые  дают целый квадрат: 8 + 1 + 1 + 1 + 1 = 12 2 . Вычисление площади многоугольников с вершинами в узлах квадратной сетки производится по формуле: S = В + ½ Г – 1,  где В – количество узлов сетки, лежащих внутри многоугольника, Г - количество узлов сетки, лежащие на границе многоугольника. Эта формула носит имя немецкого математика Пика, открывшего её. На рисунке: В = 9, Г = 8, S = 9 + 8 : 2 – 1 = 12

Измерение площадей

  • С помощью палетки :

считаем сначала количество целых квадратов, затем их частей, которые

дают целый квадрат: 8 + 1 + 1 + 1 + 1 = 12

2 . Вычисление площади многоугольников с вершинами в узлах квадратной сетки производится по формуле:

S = В + ½ Г – 1,

где В – количество узлов сетки, лежащих внутри многоугольника,

Г - количество узлов сетки, лежащие на границе многоугольника.

Эта формула носит имя немецкого математика Пика, открывшего её.

На рисунке: В = 9, Г = 8, S = 9 + 8 : 2 – 1 = 12

Площадь прямоугольника Теорема: площадь прямоугольника равна  произведению его смежных сторон .  Дано: а, b – стороны прямоугольника . a b Доказать: S = a b. a 2 Доказательство: S a a Достроим прямоугольник до квадрата c о стороной ( а + b ). Его площадь равна ( а + b ) 2 или S + a 2 + S + b 2 S b 2 b b Получим: ( a + b) 2 = S + a 2 + S + b 2 a b  a 2 + 2ab + b 2 = 2 S + a 2 + b 2 S = a b 2 S = 2 a b

Площадь прямоугольника

  • Теорема: площадь прямоугольника равна

произведению его смежных сторон .

Дано: а, b – стороны прямоугольника .

a

b

Доказать: S = a b.

a 2

Доказательство:

S

a

a

Достроим прямоугольник до квадрата

c о стороной ( а + b ).

Его площадь равна ( а + b ) 2 или S + a 2 + S + b 2

S

b 2

b

b

Получим: ( a + b) 2 = S + a 2 + S + b 2

a

b

a 2 + 2ab + b 2 = 2 S + a 2 + b 2

S = a b

2 S = 2 a b

Реши задачи 1. Найти площадь прямоугольника, у которого смежные стороны равны 3,5 см и 8 см. 28 см 2  2. Одна из сторон прямоугольника равна 2,5 см, а его площадь 10 см 2 . Чему равен периметр прямоугольника  ? 13 см 3. Сколько краски необходимо для покраски пола в комнате, размеры которой 3 м и 4 м, если на 1м 2 расходуется 0,2 кг краски  ? 2,4 кг 4. Сколько времени нужно для скашивания травы с луга, размеры которого 20 м и 15 м, если работник скашивает газонокосилкой 1 сотку за 15 мин  ? 45 мин .

Реши задачи

  • 1. Найти площадь прямоугольника, у которого смежные стороны равны 3,5 см и 8 см.

28 см 2

2. Одна из сторон прямоугольника равна 2,5 см, а его площадь 10 см 2 . Чему равен периметр прямоугольника ?

13 см

3. Сколько краски необходимо для покраски пола в комнате, размеры которой 3 м и 4 м, если на 1м 2 расходуется 0,2 кг краски ?

2,4 кг

4. Сколько времени нужно для скашивания травы с луга, размеры которого 20 м и 15 м,

если работник скашивает газонокосилкой

1 сотку за 15 мин ?

45 мин .

Реши задачи Дано: АВС D – прямоугольник  ВК – биссектриса угла АВС ,  АК = 5 см, К D = 7 см . Найти: S ABCD 1. B C D A 60 c м 2 K 5 7 2. 3. Периметр квадрата равен 32 см, а одна сторона прямоугольника 4 см. Найдите другую сторону прямоугольника, если известно, что он имеет площадь такую же, что и квадрат. В С 20 дм 30 0 M К А Найти: S ABCK 1 м 2 16 см

Реши задачи

Дано: АВС D – прямоугольник

ВК – биссектриса угла АВС ,

АК = 5 см, К D = 7 см .

Найти: S ABCD

1.

B

C

D

A

60 c м 2

K

5

7

2.

3.

Периметр квадрата равен 32 см, а

одна сторона прямоугольника 4 см.

Найдите другую сторону прямоугольника, если известно, что он имеет площадь такую же, что и квадрат.

В

С

20 дм

30 0

M

К

А

Найти: S ABCK

1 м 2

16 см

Найти площадь фигуры С 3 В 2 Е D 3 2 F А

Найти площадь фигуры

С

3

В

2

Е

D

3

2

F

А

Реши задачу

Реши задачу

Реши задачу

Реши задачу

Реши задачу

Реши задачу

Решение задачи На стороне АВ параллелограмма АВСК отмечена точка Е так, что КЕ АВ.  Докажите, что площадь параллелограмма АВСК равна ЕК ∙ АВ. Доказательство: Продолжим АВ и проведём СМ  АВ. М В АВСК – параллелограмм, значит, АВ = КС,  и АВ КС , КЕ  АВ, СМ АВ, значит,  KE МС – прямоугольник, S KEMC = EK ∙ KC С E АЕК = ВМС ( по катету и гипотенузе)  Значит, S AEK = S BMC А К 3. ABCK состоит из АЕК и трапеции КЕВС, КЕМС состоит из ВМС и трапеции  КЕВС, значит, S ABCK = S AEK + S KEBC , S KEMC = S BMC + S KEBC 4. Получим: S ABCK = S KEMC = EK ∙  К C = EK ∙ AB

Решение задачи

  • На стороне АВ параллелограмма АВСК отмечена точка Е так, что КЕ АВ.

Докажите, что площадь параллелограмма АВСК равна ЕК ∙ АВ.

Доказательство:

Продолжим АВ и проведём СМ АВ.

М

В

  • АВСК – параллелограмм, значит, АВ = КС,

и АВ КС , КЕ АВ, СМ АВ, значит,

KE МС – прямоугольник, S KEMC = EK ∙ KC

С

E

  • АЕК = ВМС ( по катету и гипотенузе) Значит, S AEK = S BMC

А

К

3. ABCK состоит из АЕК и трапеции КЕВС, КЕМС состоит из ВМС и трапеции

КЕВС, значит, S ABCK = S AEK + S KEBC , S KEMC = S BMC + S KEBC

4. Получим: S ABCK = S KEMC = EK ∙ К C = EK ∙ AB

« Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»  М. В. Ломоносов

« Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»

М. В. Ломоносов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок геометрии в 8 классе по теме; "Площадь многоугольника. Свойства площадей"

Автор: Куршева Людмила Борисовна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок геометрии в 8 классе по теме Площадь прямоугольника"
    ["seo_title"] => string(66) "urok_ghieomietrii_v_8_klassie_po_tiemie_ploshchad_priamoughol_nika"
    ["file_id"] => string(6) "371439"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482167986"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока на тему "Построение правильных треугольников" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-postroieniie-pravil-nykh-trieughol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "163090"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422444957"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Правильные многоугольники" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-pravil-nyie-mnoghoughol-niki"
    ["file_id"] => string(6) "176224"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424370974"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Решение задач на вычисление площадей фигур.8 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "rieshieniie-zadach-na-vychislieniie-ploshchadiei-fighur-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "293522"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455478300"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока по теме: "Цилиндр, его определение, элементы и их свойства" "
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uroka-po-tiemie-tsilindr-iegho-opriedielieniie-eliemienty-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "137825"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417438466"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства