Урок геометрии в 11 классе "Правильные многогранники"
Урок геометрии в 11 классе "Правильные многогранники"
Правильные многогранники – что это за фигуры? Ранее изученные правильные призмы и правильные пирамиды не являются правильными многогранниками. Почему? На этот вопрос и дает ответ данный урок.
На уроке учащиеся познакомятся с пятью видами правильных многогранников. Узнают немного истории о них. Познакомятся с теоремой Эйлера. Проверят справедливость теоремы на моделях правильных многогранниках. Решат задачи на закрепление. Проведут рефлексию урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: компьютер, модели правильных многогранников, стикеры для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
-Сегодня мы продолжаем изучение многогранников, но особое внимание будем уделять правильным многогранникам.
Вопросы на повторение:
1) дать определение многогранника;
2) дать определение выпуклого многогранника;
3) дать определение правильной призмы и построить правильную треугольную и четырехугольную призмы;
4) дать определение правильной пирамиды и построить правильную треугольную и четырехугольную пирамиды;
5) дать определение куба;
6) из чего состоит поверхность правильной призмы, пирамиды и куба?
3. Постановка учебной задачи.
-Правильные призмы и пирамиды, уже изученные нами, не такие уж «правильные», исключение составляет куб. Почему? В чем отличие? (У правильной призмы и пирамиды допускаются разные грани, показать звездчатый многогранник, у которого все грани равны).
-Многогранник называется правильным, если:
а) он выпуклый;
б) все его грани – равные друг другу правильные многоугольники;
в) в каждой его вершине сходится одинаковое число граней;
г) все его двугранные углы равны.
-Под это определение не попадает правильная призма и пирамида. Существует всего пять типов правильных многогранников. Покажем, почему существует всего пять типов или возможностей. Пусть k – число многоугольников, прилежащих к одной вершине (их должно быть не менее 3), сумма углов, прилежащих к одной вершине должна быть меньше 360 градусов, иначе никакой многогранный угол из этих многоугольников составить не удастся.
-Рассмотрим правильный треугольник, каждый угол которого 60градусов, значит при одной вершине k60k=3, 4, 5. Поэтому число треугольников, состоящих в каждой вершине правильного многогранника, может быть 3, 4 или 5 (три возможности).
-Рассмотрим правильный четырехугольник (квадрат): k90, k k=3. Добавляется только одна возможность k=3, т.е. в каждой вершине сходится по три квадрата.
-Рассмотрим правильный пятиугольник (каждый угол которого равен 108): k108 ,
k k=3. Еще одна возможность (три пятиугольника в каждой вершине).
-Рассмотрим правильный шестиугольник (каждый угол которого 120): k120 , k
4. Открытие детьми нового знания.
-Итак, имеется пять возможностей: в вершине правильного многогранника сходится 3, 4, или 5 треугольников, 3 квадрата или 3 пятиугольника.
-Если при вершине сходится 3 треугольника, то многогранник называется правильный тетраэдр;
если при вершине сходится 3 квадрата, то многогранник называется правильный гексаэдр;
если при вершине сходится 3 пятиугольника, то многогранник называется правильный додекаэдр;
если при вершине сходится 4 треугольника, то многогранник называется правильный октаэдр;
если при вершине сходится 5 треугольников, то многогранник называется правильный икосаэдр.
Задание: Посчитать число граней, ребер, вершин правильных многогранников пяти типов и результат занести в таблицу.
Название многогранника
Число граней
Число ребер
Число вершин
тетраэдр
4
6
4
гексаэдр
6
12
8
додекаэдр
12
30
20
октаэдр
8
12
6
икосаэдр
20
30
12
5. Немного истории.
-Все эти типы многогранников были известны в Древней Греции. Именно им посвящена завершающая, XIII книга «Начал» Евклида. Их называют также «Платоновыми телами» - они занимали видное место в идеалистической картине мира древнегреческого философа Платона. Четыре из них олицетворяли в ней четыре «сущности» или «стихии». Тетраэдр – огонь, икосаэдр – воду, куб – землю, октаэдр – воздух. Пятый многогранник, додекаэдр, воплощал в себе все «сущее», символизировал все мироздание, почитался главнейшим. Уже по латыни в средние века его стали называть «пятая сущность» или «квинта эссенция».
-Леонардом Эйлером (1707-1783) - великим математиком, физиком и астрономом, швейцарцем по рождению, членом Петербургской академии, работавшим в России в 1727–1741 гг., была доказана удивительная теорема: Для любого выпуклого многогранника число В-Р+Г=2. И вошла теорема в историю математики как теорема Эйлера.
Задание: Проверить для правильных многогранников.
6. Первичное закрепление.
-Так что все-таки означает фраза «Существует пять типов правильных многогранников»?
-Являются ли правильным тетраэдром правильная треугольная пирамида, в основании которой:
а) равны периметры всех граней? (да)
б) равны площади всех граней? (нет)
в) равны высоты? (да)
-Является ли кубом прямоугольный параллелепипед, у которого равны диагонали граней, выходящих из одной вершины? (да)
7. Решение тренировочных упражнений.
Решить задачи:
а) Вычислить площадь поверхности икосаэдра, длина ребра которого равна а.
б) Поверхность додекаэдра равна 180 см кв. Найти площадь его грани.
в) Вычислить площадь поверхности октаэдра, длина ребра которого а.