- знает новый способ вычисления площади треугольника – теорему о площади треугольника,
- знает какие данные нужны для нахождения площади треугольника по теореме о площади треугольника,
-умеет применять теорему о площади треугольника.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа с классом, парная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Материально техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивационно-ориентировочная часть | -Здравствуйте ребята. Все справились с домашним заданием? - Вчера вечером я пошла в магазин и все думала, сколько купить краски для покраски прямоугольного пола. Вы мне не поможете? На 1 квадратный дециметр расходуется 2 грамма. Ширина пола 4м, а длина 5 м | -да - нужно найти площадь пола. Длину умножим на ширину. Получаем 20 квадратных метров. Переводим в дециметры. В одном метре 10 дециметров. 20кв м=2000 кв дм. На 1 квадратный дециметр используется 2 грамма краски, значит на 2000 кв дм нужно 2000*2 = 4000 граммов или 4 килограмма. |
| -спасибо, ребят, помогли. Одна торговая компания решила сделать рекламный щит вот такой неправильной формы. Как найти его площадь. | - можно разбить его на треугольники и прямоугольники, найти их площади и сложить их. |
| -На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см 1 см изображен треугольник (см. рисунок). Найдите его площадь в квадратных сантиметрах. | -9кв см |
| -Задача: «Три маляра должны покрасить фронтон дома в форме прямоугольного треугольника со сторонами 3м и 4 м. Хватит ли им 1 банки краски, если на ней написано: площадь покрытия 10г/кв.м.?» - Переведем задачу на математический язык: «Найдите площадь S прямоугольного треугольника, если один из катетов 3 м, а другой – 4 м» Отдельные ученики догадались - зная формулу площади прямоугольника, смогут решить эту задачу. | |
II Создание проблемной ситуации | 1 проблемная ситуация: «Как вычислить площадь прямоугольного треугольника, зная формулу для нахождения площади прямоугольника?» | Дети предлагают: достроить данный треугольник до прямоугольника.(если прямоугольный треугольник достроим до прямоугольника, то мы получим два равных треугольника, которые равны по двум катетам) Вычисляют площадь прямоугольника, а затем находят площадь прямоугольного треугольника. |
| Вторая проблемная ситуация: всегда ли можем использовать получившуюся формулу , если треугольники бывают разной формы? Задача: «Найти площадь любого остроугольного треугольника.» | При помощи наводящих вопросов ученики находят способ. Они предлагают достроить остроугольный треугольник до параллелограмма. Доказываем, что полученные 2 треугольника равны по 3-му признаку равенства треугольников. Вспоминаем формулу площади параллелограмма; Выводим формулу площади любого остроугольного треугольника ; Отвечаем на вопрос задачи: площадь любого остроугольного треугольника равна половине произведения его основания на высоту. |
| Третья проблемная ситуация: «Найти площадь любого тупоугольного треугольника». | С этой проблемой ученики справляются быстро. |
| Решаем основную проблему: «Найти площадь произвольного треугольника”. Проанализировав все случаи, сделайте вывод. Вопрос: «Чему равна площадь произвольного треугольника?» | Предполагаемый ответ учеников: «Площадь произвольного треугольника равна половине произведения его основания на высоту.» |
III Операционно-познавательная часть | -совершенно верно, сегодня мы с вами познакомимся с теоремой о площади треугольника. Открывайте тетради. Записываем сегодняшнее число, , классная работа, тема урока «Теорема о площади треугольника». - По какой формуле определяется площадь треугольника? - Часто знает и дошкольник что такое треугольник. А уж вам-то, как не знать! Но совсем другое дело - Очень быстро и умело его площадь подсчитать. Приложите все старанья, восхититесь красотой: Половину основанья перемножьте с высотой. | Учащиеся формулируют выводы и записывают формулу площади треугольника |
IV Отработка теоретических знаний в процессе решения задач | -решим задачи (слайды 14-15) Работа у доски: 1) №468(б); 2) 471(б). | Задачи на слайдах (работа в парах) с последующей проверкой. У доски работаю 2 человека (групповая работа) |
V Контроль сформированности опорных умений и навыков (работа в командах). | -В следующем учебном году Вам предстоит пройти серьезное испытание ГИА. Задачи, которые будем сегодня решать, включены в экзамен в раздел модуль "Геометрия". Объект исследования: задачи на клетчатой бумаги Команды получают задания в конверте | (работа в командах) |
VI Рефлексия | - молодцы. Какую цель мы перед собой ставили? - нашли мы его? - назовите её - что нам нужно знать, чтобы воспользоваться этой формулой? -Домашнее задание: пункт 96 учить, № 1020 | - найти способ вычисления площади треугольника. - да Называют формулу -основание и высоту -записывают задание |