Цели: педагогическая: создание условий для выведения способа решения простого уравнения, для выявления причин ошибок и составления коррекционных заданий, оценивания своей работы; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным слагаемым, решать уравнения данного вида.
Тип, вид урока: постановка и решение учебно-практической задачи; конкретизация и освоение способа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: педагогическая: создание условий для выведения способа решения простого уравнения, для выявления причин ошибок и составления коррекционных заданий, оценивания своей работы; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным слагаемым, решать уравнения данного вида.
Тип, вид урока: постановка и решение учебно-практической задачи; конкретизация и освоение способа.
УУД метапредметные:
Л: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Р: выбирает место для работы: «место сомнений, тренировки», «место на оценку»; совместно с другими (в т. ч. родителями) отбирает учебный материал и планирует его выполнение в ходе самостоятельной работы.
П: осваивает умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимся класса.
К: отвечает на вопросы учителя, одноклассников; старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение.
ОР: «волшебный квадрат», рисунки (см. II, п. 3), таблички с записью терминов: , .
Сценарий урока
I. Организационное начало.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.
Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.
Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.
1. «Волшебный квадрат». (Суммы чисел по строкам и столбцам равны.)
2. Решение задач.
– Послушайте тексты задач и решите их:
1) Купили 8 тарелок. За обедом 2 тарелки съели. Сколько осталось?
(Данную задачу решить нельзя, так как здесь дано нереальное условие.)
– Исправьте условие так, чтобы данную задачу можно было решить.
2) Наташа вырезала 7 квадратов. 4 квадрата она подарила Нине.
(Здесь не хватает вопроса: «Сколько квадратов у Наташи осталось?»)
3) Юля прочитала 8 страниц. Сколько ей осталось прочитать?
(Условие неполное, так как неизвестно, сколько страниц было с самого начала.)
– Что объединяет эти задачи? (Неизвестна часть.)
– Как бы вы изобразили схему к этим задачам? Что вы можете сказать?
(Схема одинаковая: )
3. Состав чисел.
– Разгадайте закономерность и вставьте пропущенные числа.
III. Открытие нового.
Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.
Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы.
Введение понятий «уравнение», «корень уравнения».
– По первому рисунку (п. 3) запишите равенство с «окошком»:
+ 5 = 8
– Какое число вставим в «окошко»? Почему? (Вставим 3, так как 8 – это 5 и 3.)
– Рассмотрите вот это равенство. Сможете ли вы решить его?
а + 2 = 7
В ходе обсуждения приходят к вывооду: данное выражение решается аналогично.
– Что объединяет эти оба выражения?
Учитель обращает внимание на то, что в них есть неизвестные компоненты.
– Как называют числа при сложении?
– Что неизвестно? (Часть или первое слагаемое.)
– Выражение, равенство, в котором есть неизвестный компонент, называется уравнением.
– Неизвестный компонент можно обозначить по-разному. (Предложения учащихся.) Чаще всего используют латинские буквы, например x. (Записывают решение в тетради в клетку.)
x + 5 = 8
x = 3
– Число 3 – это корень уравнения. Мы его с вами нашли с помощью подбора.
– Но всегда ли можно пользоваться данным способом? Ваше мнение?
Работа с учебником.
– Объясните, что нужно сделать в задании 1 на с. 20. (Подобрать фигуры в мешок-слагаемое так, чтобы получилось верное равенство.)
– Как называются такие равенства? (Уравнения.)
– Верно ли решено уравнение а)? Докажите.
– Что мы вычисляли? Что получили? (Неизвестное слагаемое. Получили корень уравнения.)
Далее решают самостоятельно.
№ 2, с. 20.
– Решите уравнение а) самостоятельно.
– Легко ли было найти неизвестное число?
– Давайте попробуем найти секрет, который поможет нам быстро и безошибочно решать подобные уравнения.
– Какое действие нужно выполнить, чтобы найти х?
– Почему именно вычитание? (Так как х – это часть целого, суммы.)
– Какой вывод можно сделать? Сравните его с выводом учебника.
Физкультминутка
Мячики
Это кто? Это кто по дороге скачет?
Это наш озорной непоседа – мячик.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ножками топочут, весело хохочут.
Чок-чок-чок, ручки на бочок.
IV. Первичное закрепление и повторение пройденного.
Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей.
Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.
Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.
1. Решение уравнений с комментированием: № 3–4, с. 20. (№ 4 (2) можно предложить для самостоятельной работы.)
2. Составление уравнений по рисунку: № 5, с. 21.
– В чём отличие от предыдущих уравнений? (Это числовые уравнения.)
– Объясните по образцу, как выполняли задание.
– Что подчеркнули? (Это часть целого.)
– Что обведено кружком? (Это целое.)
– Как найти часть?
3. Решение составных задач: № 6, с. 21.
– По схеме расскажите задачу?
– Какой вопрос стоит в задаче?
– Можно ответить на него сразу?
– Предложите решение задачи. Запишите его в тетрадь.
– Какой ответ получили?
– Прочитайте задачу № 7, с. 21. Что можете сказать?
– Попробуйте самостоятельно нарисовать схему к задаче и решить её.
Желающие приглашаются к доске.
Физкультминутка
Зарядка
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
4. Действие с именованными числами: № 8, с. 21.
– Действия с какими величинами нужно выполнить?
– Докажите.
Работа в паре. Взаимопроверка.
5. Логическое упражнение: № 9, с. 21.
– Какое задание нужно выполнить?
– Решите «цепочку» примеров. Ответ покажите с помощью цифрового «веера».
Пальчиковая гимнастика
(См. конспект урока 10)
4. Поиск закономерности, графический рисунок. С. 21 учебника.
V. Итог. Рефлексия деятельности.
Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.
Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем.
Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.
– Что узнали нового?
– Какое открытие сделали?
– Попробуйте придумать свои уравнения. Пофантазируйте, как можно изобразить неизвестный компонент.