Конспект урока математики
Учебный предмет: алгебра
7 класс
Урок спланирован в соответствии с УМК «Алгебра 7 класс». Авторы Ю.Н. Макарычев и др.
Тема урока: Линейное уравнение с одной переменной.
Цель урока: восприятие и первичное осознание учебного материала по теме «Линейное уравнение с одной переменной», выработка умений и навыков по их применению на практике;
Образовательные задачи:
- Вспомнить правила нахождения неизвестной переменной в уравнении;
- Познакомиться с определением линейного уравнения с одной переменной и его составляющих (коэффициента и свободного члена);
- Научиться определять в уравнении коэффициент и свободный член;
- Начать формирование умений и навыков решения линейных уравнений с одной переменной.
Развивающие задачи:
- Продолжить развитие таких мыслительных процессов как: внимание, память, логическое мышление;
- Развить навыки тождественных преобразований, вычислительные навыки;
- Продолжить развитие информационной, коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенции (классификация В.И.Блинова, И.С.Сергеева)
Воспитательные задачи:
- Воспитать волю и настойчивость в достижении поставленной цели;
Тип урока: урок изучения, первичного предъявления и закрепления нового знания.
Оборудование: мультимедийный проектор (интерактивная доска), экран, слайды, карточки.
План проведения урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Актуализация знаний (5 мин.)
- Целеполагание (3 мин.)
- Первичное предъявление нового материала (15 мин.)
- Минута релаксации
- Первичное закрепление материала (10 мин.)
- Задание на дом (3 мин.)
- Рефлексия (2 мин.)
Итого: 40 минут
- Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть вас на уроке математики!
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании выполнения задания, вам необходимо оценить свою работу:
Критерии оценивания будут озвучены перед заданиями.
Ребята садятся на места, готовы к уроку, слушают учителя.
1. Актуализация знаний
С какой темой мы работали на предыдущих уроках? (фронтальный опрос класса)
– Что такое уравнение?
– Что значит решить уравнение?
– Что называется корнем уравнения?
Игра «Морской бой» поможет повторить то, что мы уже знаем по этой теме.
Класс делится на 3 команды (по колонкам). На слайде карта игры.
– Но, ребята, помните, что в игре морской бой бывают и попадания и промахи, поэтому не вся таблица заполнена вопросами, вы можете открыть и пустую клетку. В этом случае ваша команда пропускает ход.
Команды по очереди называют клетки доски (Б1). Открывается вопрос с четырьмя вариантами для устного ответа. Время ответа 5 секунд. Каждая команда отвечает на 3 вопроса. (время игры 5 минут).
В листе самооценивания каждый член команды ставит 1 балл за каждый правильный ответ.
- «Уравнения»
- Найти его корень
- Корень уравнения - это такое число, которое при подстановке даёт верное числовое равенство. Определить все возможные значения переменной - значит найти корни уравнения.
Режим работы: эвристическая беседа
- Определение темы урока, целеполагание
Сегодня на уроке мы будем продолжать работать с уравнениями.
Откройте учебники стр. 106 пункт 17. Рассмотрим задачу
В Московском музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина хранится древнеегипетский папирус, созданный около 2000 г. до н.э. Он получил название Московского папируса. Одна из его задач сводится к уравнению х -, равносильному уравнению х=20.
Данное уравнение имеет вид ах=b.
Уравнения такого вида называются линейными уравнениями с одной переменной.
Какова тема сегодняшнего урока?
Открываем тетради, подписываем число и тему урока «Линейное уравнение с одной переменной». (тема урока на слайде)
Какую цель поставим на уроке? Чему должны научиться?
Чтобы поставить задачи урока, рисует с помощью детей на доске кластер.
Что мы можем узнать нового о линейном уравнении с одной переменной?
Эти пункты могут стать задачами урока! Согласны?
«Линейные уравнения с одной переменной»
Записывают дату и тему урока в тетрадь
«Познакомиться с линейным уравнением с одной переменной и научиться решать уравнения данного типа»
Учитель рисует кластер на доске, дети выдвигают версии:
- Определение и общий вид уравнения;
- Сколько корней может иметь уравнение;
- Элементы линейного уравнения с одной переменной;
- Нахождение корня уравнения
- Как линейное уравнение с одной переменной применяется в реальной жизни?
Первичное предъявление нового материала
Задает наводящие вопросы, совместно с учениками формулирует определение линейного уравнения с одной переменной.
- Как вы считаете, почему уравнение имеет название «линейное»?
- Почему это линейное уравнение с одной переменной?
Для того, чтобы узнать какой вид имеет линейное уравнение с одной переменной выполним следующее задание.
№1. Решим уравнение все вместе. Вы оформляете в тетрадях, а У1 на доске и комментирует свои действия. Весь класс помогает:
(3
3
2х–14=0
2х=14
х=7
Ребята, посмотрите, какое большое уравнение было дано вначале, а в итоге преобразований, какое маленькое получилось.
Сколько переменных содержит уравнение 2х=14?
Как вы считаете, как называется полученное уравнение?
Сформулируйте определение линейного уравнения с одной переменной!
Где мы можем проверить правильность наших предположений!
Откройте учебник стр. 106. Определение выделено жирным шрифтом.
Прочитайте определение.
Линейным уравнением с одной переменной называется уравнение вида ах=b, где х – переменная, а и b – некоторые числа.
(Подтверждены ваши гипотезы?)
Давайте вернемся к кластеру.
- Что мы уже знаем?
- Зависит ли число b от переменной х?
Число b называют свободным членом.
Число «а» называется коэффициент.
Вернемся к уравнению 2х=14.
Назовите, чему равен коэффициент и свободный член.
Снова возвращаемся к кластеру. Что ещё мы узнали?
- Полная степень составляющих его элементов равна 1.
- В уравнении только одна переменная величина - х
- 1
- Линейное
Ученики предлагают разные варианты.
В учебнике
Определение и общий вид линейного уравнения в одной переменной
Да.
ах=b
Мы узнали, как называются составляющие линейного уравнения.
Коэффициент 2, свободный член 14
Минута релаксации
На стенах кабинета развешаны таблички с линейными уравнениями с одной переменной. Все встают.
Задание.
- В каком уравнении свободный член равен 7?
- В каком уравнении коэффициент равен 8?
- Какое уравнение не является линейным?
- Корнем какого уравнения является число 2?
Первичное закрепление материала
Организует работу учащихся у доски и на местах, задает вопросы классу.
№2. Определите, является ли уравнение линейным, если является, то назовите, чему равны: коэффициент и свободный член, найдите значение х.
(Фронтальный опрос класса, учитель работает с таблицей у доски, учащиеся отвечают с места).
Уравнение
а
b
x
2х=10
3
0*х=10
0,5х=2
7х=0
–х=4
2х+1=5
0*х=0
Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно уметь решать линейные уравнения?
Мы научились находить корень уравнения и решать задачи с помощью линейного уравнения с одной переменной?
Давайте закрепим это умение!
Умение решать линейные уравнения с одной переменной необходимы для решения задач.
Работаем в паре! Напомните правила работы в паре! Время работы 3 минуты. Учебник стр.110
№572
Фирма арендует два помещения общей площадью 258м2. Найдите площадь каждого помещения, если известно, что площадь одного из них на 18 м2 больше площади другого.
Критерии оценивания: В паре каждый получает одинаковое количество баллов.
Безошибочно – 2 балла
1 ошибка - 0 баллов
Занесите результаты в карточку самооценивания.
Какими двумя способами можно решить данную задачу?
Какой способ вам кажется наиболее эффективным и оптимальным?
А теперь работаем самостоятельно! Работаем по вариантам. Время работы 5 минут.
Задания:
Решить уравнения:
Учитель раздает карточки-помощницы.
I вариант
- 4(х – 11) – 5(2х – 7)=0
- 6x +1= 43
- – x – 4 =11
- 12x + 2 =0
II вариант
- 2(3х+7) – 8(х+3)=0
- 1,5 + x = 0
- 2 = 13 + 0,5 x
- 5x – 8 = 1,5
Обменяйтесь карточками. Проверьте правильность решения уравнений. (ответы на слайде) Оцените работу соседа по парте. Критерии оценивания
Без ошибок – 3 балла
1 ошибка – 2 балла
2 ошибки – 1 балл
Более – 0 баллов
Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
Устная работа учеников
- Такие задания встречаются в ГИА
- Для решения примеров и задач
Слушать друг друга, работать дружно, прийти к единому мнению.
Арифметическим – по действиям.
Алгебраическим – с помощью уравнения.
Ученики выдвигают версии
(ученики решают самостоятельно по вариантам с взаимопроверкой)
Карточки помощницы у каждого.
Задание на дом
Как вы думаете, а нужны ли линейные уравнения в реальной жизни и для чего.
И действительно многие жизненные задачи легче решать с помощью линейных уравнений. Например: девочки учатся варить варенье из любимых ягод. Мама им говорит: Для варенья нужно не помню точно, сколько ягод, сахара на 250 грамм больше, чем ягод, а воды на 650 грамм меньше, чем ягод. Знаю, что в итоге получается 2 килограмма варенья. И сколь же нужно ягод?
Можно такую задачу решить с помощью линейного уравнения в одной переменной?
Дома подумайте и составьте «жизненную» задачу, которая решается линейным уравнением с одной переменной. Девочки посоветуйтесь с мамами, а мальчики с папами. А может вы тоже любите готовить, тогда обратитесь к мамам.
Учащиеся выдвигают версии
Рефлексия
Подведите итог урока в карточках самооценивания.
7-8 баллов – отметка «5»
5-6 баллов – отметка «4»
3-4 балла – отметка «3»
У кого получилось меньше, подойдите за индивидуальными заданиями.
Итак, наш урок подходит к концу, подведем итоги.
Что нового узнали на уроке? С чем познакомились?
- Сформулируйте определение линейного уравнения с одной переменной.
- Как называются числа а и b в уравнении?
На следующем уроке мы продолжим работать над темой «Линейное уравнение с одной переменной» и будем выполнять уже более сложные задания, которые могут встретиться на экзамене в 9 классе.
Урок закончен. Спасибо за урок!
Учащиеся заполняют и сдают карточки самооценивания.