Методы обучения: наглядные, практические, самостоятельна работа.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
Организационно-мотивационный момент.
Психологический настрой:
Добрый день! Добрый час!
Я очень рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись, подтянулись
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
Постановка целей и задач урока.
Не всегда уравненья
Решают без сомненья
Даже когда квадрат
Стоит над уравненьем
Но итогом сомненья
Может быть озаренье.
- Ребята, скажите, пожалуйста, на какую мысль вас наводят строки этого стихотворения? (услышали слова «уравнение», «квадрат», «решают»)
- Хорошо. Над чем мы сегодня с вами будем работать? (над уравнением, над квадратным уравнением)
- Какие цели необходимо поставить перед собой? (повторить и закрепить умения решать квадратные уравнения)
- Каждый из вас имеет получить оценку за урок по результатам работы на различных этапах. Для этого у вас на партах лежат карты результативности, в которые вы будете фиксировать свои успехи. Для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи.
Карта результативности.
Ф.И. уч-ся
Реш. уравн
«Найди ошибку»
Сам. работа
Актуализация опорных знаний.
Разминка ( каждый правильный ответ 2 балл).
Какое название имеет уравнение второй степени?
(уравнение второй степени называется квадратным уравнением)
2) Сформулируйте определение квадратного уравнения.
(уравнение вида ах2+bx+c=0, где а, b и с – любые действительные числа, причем а≠ 0, х – переменная, называется квадратным уравнением)
3) Перечислите виды квадратных уравнений. (полные, неполные, приведенные)
4) От чего зависит количество корней квадратного уравнения? (кол-во корней квадратного уравнения зависит от дискриминанта D)
5) Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0? (при D > 0, уравнение имеет два корня)
6) Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0 (при D < 0, уравнение не имеет корней)
Какое квадратное уравнение называется приведенным? (квадратное уравнение называется приведенным если а = 1 и имеет вид х2 + рх + q = 0).
Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения? (корень)
Формулы корней квадратного уравнения?
или
Тест “Виды квадратных уравнений”
Ф.И.
полное
неполное
приведенное
Общий балл
1) х4 + 5х2 +3 = 0
2) 6х2 + 9 = 0
3) х2 – 3х = 0
4) –х2 + 2х +4 = 0
5) 3х + 6х2 + 7 =0
Ребята выполняют работу, а затем меняются листочками и по ключу проверяют ответы, оценивая работу товарища. Результат записывается в колонку “Оценочный балл”, а затем в “Карту результативности”( каждый правильный ответ 1 балл).
- Молодцы. С видами квадратных уравнений мы разобрались. Кстати, а вы знаете, когда появились первые квадратные уравнения?
Историческая справка
Первые упоминания о способах решения уравнений, которые мы сейчас называем квадратными, относятся во второму тысячелетию до н.э. Это эпоха расцвета Вавилона и Древнего Египта.
Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты.
Другой индийский ученый Брахмагупта (VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным.
В 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым, эти формулы приняли современный вид.
- Ребята, а с каким еще понятием мы постоянно сталкиваемся при решении квадратных уравнений? (С дискриминантом)
- А вот понятие Д придумал английский ученый Сильвестр, он называл себя даже “математическим Адамом” за множество придуманных терминов. А зачем он нам нужен?(Он определяет число корней квадратного уравнения)
- И как количество корней зависит от D?(Дети перечисляют случаи:
Если D<0, то уравнение не имеет действительных корней.
Если D> 0, то уравнение имеет два корня
Если D=0, то уравнение имеет два одинаковых действительных корня (ли один)
- Итак, давайте еще раз проговорим алгоритм решения полного квадратного уравнения.
(Проговаривают.
АЛГОРИТМ
Выделить в квадратном уравнении коэффициенты.
2. Вычислить дискриминант D.
3. Если D<0, то уравнение не имеет действительных корней.
Если D>или=0, то вычислить корни по формуле.
Работа по теме урока.
- Ну что ж, приступим к практической части нашего урока.
1) Устный счёт
Решение уравнений
Чтобы решить уравнение,
Корни его отыскать.
Нужно немного терпения,
Ручку, перо и тетрадь.
- Перед вами список различных уравнений. Посмотрите внимательно на уравнения 1-3 и скажите: являются ли эти уравнения квадратными? (Да. Потому что наивысшая степень 2)
- А что вас смущает во внешнем виде этих уравнений? (Они записаны не в стандартном виде)
Итак, преобразуйте данные уравнения к стандартному виду и найдите корни уравнения. (каждый правильный ответ 1 балл)
Уравнения:
1. х + 5х2 = 6
Ответы:
1. 5х2 + х - 6 = 0
2. 4х – 5 + x2 = 0
2. х2 + 4х - 5 = 0
3. (2 - 5х)2 = 9
3. 25х2 – 20х – 5 = 0
«Найди ошибку»
- Представьте себе, что вы учитель. Исправьте допущенную ошибку в решении уравнения (за правильное исправление 1 балл)
Методы обучения: наглядные, практические, самостоятельна работа.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
Организационно-мотивационный момент.
Психологический настрой:
Добрый день! Добрый час!
Я очень рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись, подтянулись
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
Постановка целей и задач урока.
Не всегда уравненья
Решают без сомненья
Даже когда квадрат
Стоит над уравненьем
Но итогом сомненья
Может быть озаренье.
- Ребята, скажите, пожалуйста, на какую мысль вас наводят строки этого стихотворения? (услышали слова «уравнение», «квадрат», «решают»)
- Хорошо. Над чем мы сегодня с вами будем работать? (над уравнением, над квадратным уравнением)
- Какие цели необходимо поставить перед собой? (повторить и закрепить умения решать квадратные уравнения)
- Каждый из вас имеет получить оценку за урок по результатам работы на различных этапах. Для этого у вас на партах лежат карты результативности, в которые вы будете фиксировать свои успехи. Для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи.
Карта результативности.
Ф.И. уч-ся
Разминка
Тест
Реш. уравн
«Найди ошибку»
Сам. работа
ИТОГО
Дополнит задан
Кол-во баллов
Актуализация опорных знаний.
Разминка ( каждый правильный ответ 2 балл).
Какое название имеет уравнение второй степени?
(уравнение второй степени называется квадратным уравнением)
Сформулируйтеопределение квадратного уравнения.
(уравнение вида ах2+bx+c=0, где а, b и с – любые действительные числа, причем а≠ 0, х – переменная, называется квадратным уравнением)
Перечислите виды квадратных уравнений. (полные, неполные, приведенные)
От чего зависит количество корней квадратного уравнения? (кол-во корней квадратного уравнения зависит от дискриминанта D)
Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0? (при D 0, уравнение имеет два корня)
Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0 (при D )
Какое квадратное уравнение называется приведенным? (квадратное уравнение называется приведенным если а = 1 и имеет вид х2 + рх + q = 0).
Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения? (корень)
Формулы корней квадратного уравнения?
или
Тест “Виды квадратных уравнений”
Ф.И.
полное
неполное
приведенное
Общий балл
1) х4 + 5х2 +3 = 0
2) 6х2 + 9 = 0
3) х2 – 3х = 0
4) –х2 + 2х +4 = 0
5) 3х + 6х2 + 7 =0
Ребята выполняют работу, а затем меняются листочками и по ключу проверяют ответы, оценивая работу товарища. Результат записывается в колонку “Оценочный балл”, а затем в “Карту результативности”( каждый правильный ответ 1 балл).
1
+
+
2
+
3
+
+
4
+
5
+
Ключ к тесту:
- Молодцы. С видами квадратных уравнений мы разобрались. Кстати, а вы знаете, когда появились первые квадратные уравнения?
Историческая справка
Первые упоминания о способах решения уравнений, которые мы сейчас называем квадратными, относятся во второму тысячелетию до н.э. Это эпоха расцвета Вавилона и Древнего Египта. Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты. Другой индийский ученый Брахмагупта (VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным. В 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым, эти формулы приняли современный вид.
- Ребята, а с каким еще понятием мы постоянно сталкиваемся при решении квадратных уравнений? (С дискриминантом)
- А вот понятие Д придумал английский ученый Сильвестр, он называл себя даже “математическим Адамом” за множество придуманных терминов. А зачем он нам нужен?(Он определяет число корней квадратного уравнения)
- И как количество корней зависит от D?(Дети перечисляют случаи:
Если D
Если D 0, то уравнение имеет два корня
Если D=0, то уравнение имеет два одинаковых действительных корня (ли один)
- Итак, давайте еще раз проговорим алгоритм решения полного квадратного уравнения.
(Проговаривают.
АЛГОРИТМ
Выделить в квадратном уравнении коэффициенты. 2. Вычислить дискриминант D. 3. Если D
Если Dили=0, то вычислить корни по формуле.
Работа по теме урока.
- Ну что ж, приступим к практической части нашего урока.
1) Устный счёт
√4 = 42 = (-82) =
(-1)2 = √64= √144 =
√25 = √100 = 72 =
(-3)3 = (-2)3 = √49 =
√169= √400= √1 =
Решение уравнений
Чтобы решить уравнение, Корни его отыскать. Нужно немного терпения, Ручку, перо и тетрадь.
- Перед вами список различных уравнений. Посмотрите внимательно на уравнения 1-3 и скажите: являются ли эти уравнения квадратными? (Да. Потому что наивысшая степень 2)
- А что вас смущает во внешнем виде этих уравнений? (Они записаны не в стандартном виде)
Итак, преобразуйте данные уравнения к стандартному виду и найдите корни уравнения. (каждый правильный ответ 1 балл)
Уравнения:
1. х + 5х2 = 6
Ответы:
1. 5х2 + х - 6 = 0
2. 4х – 5 + x2 = 0
2. х2 + 4х - 5 = 0
3. (2 - 5х)2 = 9
3. 25х2 – 20х – 5 = 0
Проверка.
1. 5х2 +х – 6 = 0, Х1= -1,2 х2 = 1
2. x2 + 4х - 5 = 0, х1 = -5 х2 = 1
(2 - 5х)2 = 9
25х2 – 20х – 5 = 0 Х1 = -0,2 х2 = 1
«Найди ошибку»
- Представьте себе, что вы учитель. Исправьте допущенную ошибку в решении уравнения (за правильное исправление 1 балл)