Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема: Формулы корней квадратного уравнения
Цель: повторение и закрепление умений и навыков решения квадратных уравнений
Задачи:
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Методы обучения: наглядные, практические, самостоятельна работа.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
Добрый день! Добрый час!
Я очень рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись, подтянулись
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
Не всегда уравненья
Решают без сомненья
Даже когда квадрат
Стоит над уравненьем
Но итогом сомненья
Может быть озаренье.
- Ребята, скажите, пожалуйста, на какую мысль вас наводят строки этого стихотворения? (услышали слова «уравнение», «квадрат», «решают»)
- Хорошо. Над чем мы сегодня с вами будем работать? (над уравнением, над квадратным уравнением)
- Какие цели необходимо поставить перед собой? (повторить и закрепить умения решать квадратные уравнения)
- Каждый из вас имеет получить оценку за урок по результатам работы на различных этапах. Для этого у вас на партах лежат карты результативности, в которые вы будете фиксировать свои успехи. Для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи.
Карта результативности.
Ф.И. уч-ся
Реш. уравн
«Найди ошибку»
Сам. работа
(уравнение второй степени называется квадратным уравнением)
2) Сформулируйте определение квадратного уравнения.
(уравнение вида ах2+bx+c=0, где а, b и с – любые действительные числа, причем а≠ 0, х – переменная, называется квадратным уравнением)
3) Перечислите виды квадратных уравнений. (полные, неполные, приведенные)
4) От чего зависит количество корней квадратного уравнения? (кол-во корней квадратного уравнения зависит от дискриминанта D)
5) Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0? (при D > 0, уравнение имеет два корня)
6) Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0 (при D < 0, уравнение не имеет корней)
или
Ф.И.
полное
неполное
приведенное
Общий балл
1) х4 + 5х2 +3 = 0
2) 6х2 + 9 = 0
3) х2 – 3х = 0
4) –х2 + 2х +4 = 0
5) 3х + 6х2 + 7 =0
Ребята выполняют работу, а затем меняются листочками и по ключу проверяют ответы, оценивая работу товарища. Результат записывается в колонку “Оценочный балл”, а затем в “Карту результативности”( каждый правильный ответ 1 балл).
- Молодцы. С видами квадратных уравнений мы разобрались. Кстати, а вы знаете, когда появились первые квадратные уравнения?
Историческая справка
Первые упоминания о способах решения уравнений, которые мы сейчас называем квадратными, относятся во второму тысячелетию до н.э. Это эпоха расцвета Вавилона и Древнего Египта.
Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты.
Другой индийский ученый Брахмагупта (VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным.
В 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым, эти формулы приняли современный вид.
- Ребята, а с каким еще понятием мы постоянно сталкиваемся при решении квадратных уравнений? (С дискриминантом)
- А вот понятие Д придумал английский ученый Сильвестр, он называл себя даже “математическим Адамом” за множество придуманных терминов. А зачем он нам нужен?(Он определяет число корней квадратного уравнения)
- И как количество корней зависит от D?(Дети перечисляют случаи:
Если D<0, то уравнение не имеет действительных корней.
Если D> 0, то уравнение имеет два корня
Если D=0, то уравнение имеет два одинаковых действительных корня (ли один)
- Итак, давайте еще раз проговорим алгоритм решения полного квадратного уравнения.
(Проговаривают.
АЛГОРИТМ
Если D>или=0, то вычислить корни по формуле.
Работа по теме урока.
- Ну что ж, приступим к практической части нашего урока.
1) Устный счёт
Чтобы решить уравнение,
Корни его отыскать.
Нужно немного терпения,
Ручку, перо и тетрадь.
- Перед вами список различных уравнений. Посмотрите внимательно на уравнения 1-3 и скажите: являются ли эти уравнения квадратными? (Да. Потому что наивысшая степень 2)
- А что вас смущает во внешнем виде этих уравнений? (Они записаны не в стандартном виде)
Итак, преобразуйте данные уравнения к стандартному виду и найдите корни уравнения. (каждый правильный ответ 1 балл)
Уравнения:
1. х + 5х2 = 6
Ответы:
1. 5х2 + х - 6 = 0
2. 4х – 5 + x2 = 0
2. х2 + 4х - 5 = 0
3. (2 - 5х)2 = 9
3. 25х2 – 20х – 5 = 0
- Представьте себе, что вы учитель. Исправьте допущенную ошибку в решении уравнения (за правильное исправление 1 балл)
-х2 + 6х + 16 = 0
х2 – 6х – 16 = 0
D = b2 – 4ac = (-6)2 – 4*1*(-16) = 36 + 64=100
100 > 0 (1 корень)
Х1 = = = = 8
Х 2 = = = 2
х2 – 10х + 16 = 0
D = b2 – 4ac = (-10)2 – 4* 16 = 100 – 64= 49, 49> 0
Х1 = = = = 8
Х 2 = = = 2
Физминутка
Самостоятельная работа.
- Хорошо. Вместе мы поработали. Теперь посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно. Вам предлагается трехуровневая работа.
Если вы еще не уверены в своих силах и желаете закрепить решение уравнение, то выбираете уровень А (3 балла).
Если считаете, что материал усвоен хорошо – В (6 баллов).
Ну, а если желаете испробовать свои силы на более сложных заданиях – уровень С (10 баллов) для вас.
В процессе решения я проверяю ваши работы и проставляю заработанные баллы.
Вариант 1.
Уровень А.
№1. Для каждого уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 3х2 + 6х – 6 = 0, б) х2 - 4х + 4 = 0
№2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac.
5х2 - 7х + 2 = 0, D = b2 - 4ac = (-7)2 – 4· 5 · 2 = …;
№3. Закончите решение уравнения 3х2 - 5х – 2 = 0.
D = b2 - 4ac = (-5)2- 4· 3·(-2) = 49; х1 = … х2=…
Уровень В. Решите уравнение: а) 6х2 – 4х + 32 = 0; б) х2 + 5х - 6 = 0.
Уровень С. Решите уравнение: (3х - 1)(х + 3) = х + 6х2
Вариант 2.
Уровень А.
№1. Для каждого уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 4х2 - 8х + 6 = 0, б) х2 + 2х - 4 = 0
№2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac.
5х2 + 8х - 4 = 0, D = b2 - 4ac = 82 – 4· 5 · (- 4) = …;
№3. Закончите решение уравнения х2 - 6х + 5 = 0.
D = b2 - 4ac = (-6 )2 - 4· 1·5 = 16; х1 = … х2=…
Уровень В. Решите уравнение: а) 3х2 – 2х + 16 = 0; б) 3х2 - 5х + 2 = 0.
Уровень С. Решите уравнение: (х +4)2 = 3х +40
Поведение итогов
Критерии оценки
22 – 27 баллов
«5»
14 – 21 балл
«4»
6 – 13 баллов
«3»
«2»
Выставляются оценки.
VII. Рефлексия.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт