kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике на тему "Показательные уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Показательные уравнения

Цели урока:

Ход урока

1.Является ли функция               убывающей?

2.Является ли функция                       возрастающей?

3.Является ли показательным уравнение:

4.Объяснение нового материала

Решая уравнения в последнем задании, вы встретились с задачей, которую невозможно решить ни одним из способов, которые мы изучали, поэтому есть необходимость ввести новый метод «Метод замены переменной»

Он заключается в том, что показательную функцию второй степени заменяют новой переменной, получают уравнение, которое решается по дискриминанту. Найденные корни подставляют в заменяемую функцию, но по определению основание а>0 

 

Решить уравнение :  4х  + 2 х+1 – 24 = 0

Заметим, что 4 х  = (22 ) х = 2 2х = (2 х)2  

                                   2 х+1 = 2?2 х ,

Тогда уравнение примет вид:

(2х)2 + 2?2х – 24 = 0

Введём новую переменную:  у=2х

у2 + 2у – 24 = 0

у1= 4; у2= -6

Возвращаясь к замене, имеем:

 

2х=4     или     2х = -6

                                   х =2                    не имеет корней

            Ответ: 2.

5.закрепление изученного материала

Решить уравнение, используя метод введения новой переменной

Уровень1

 

 

Уровень 2

 

 

 

 

6.Работа учащихся в парах по сборникам подготовки к экзаменам.

( по вариантам)

1 вариант :     Вариант 9 (2) ,      Вариант 68 (2) ,    Вариант 11 (2)    

  • < > актуализация опорных знаний при решении показательных уравнений; обобщение знаний и способов решения; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков; поверка усвоения темы на обязательном уровне, найти новый метод решения показательных уравнений и уравнений, сводящихся к этому виду< > развитие умения применять знания в конкретной ситуации; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности; развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.< > воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи; воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

    Организационный момент

  • Постановка цели урока

  • Математический диктант (взаимопроверка)

  • Проблемная задача, объяснение нового метода

  • Закрепление изученного

  • Самостоятельная работа по сборнику для подготовки к экзамену

  • Итог, индивидуальное домашнее задание

    1. Организационный момент

      Здравствуйте, садитесь. На протяжении второго курса, мы с вами рассматривали различные виды уравнений. И видели, что они встречаются как в экзаменационных сборниках, так и в задания ЕГЭ , поэтому эпиграф нашего урока будут слова математика  С.Коваля

       « Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»

    2. Постановка цели

      Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме показательные уравнения, отработаем методы решения уравнений, а так же познакомимся с новым методом.

      Какое уравнение называется показательным?

      Каким свойством обладает функция, если а>0 и а<0?

      Какие методы решения показательных уравнений вы знаете?

    3. Математический диктант

      На листочках при ответе на любой вопрос будете ставить «+»  -  если «да»,  «-»  -  если «нет». Других вариантов ответов нет.  

       

    1. Верно ли, что D показательной функции является R?

    2. Верно ли что, если b>0, то уравнение       имеет один корень?

    3. Верно ли что, если b=0, то уравнение        не имеет корней?

    4. Верно ли, что график показательной функции проходит через точку с координатами (0;1)

    5. Верно ли что, если b<0, то уравнение     имеет корни?

      Выполнить задания со слайдов 4-9. Взаимопроверка, используя критерий выставить оценку. Один обучающийся выполняет задания на интерактивной доске

    1. < >

                                         Способы решения

      №  уравнения

      1

      Приведение обоих частей уравнения к степени с    одинаковым показателем

       

      2

      Вынесение за скобки степени с наименьшим показателем

       

      3

      Деление обеих частей уравнения на выражение, стоящее правой части

       

      4

      Ведение новой переменной

       

      5

      Построение графиков (графический способ)

       

      6

      Исследование свойств монотонной функции

       

      Задание В5 в ЕГЭ проверяет умение решать простейшие уравнения. Данная разработка посвящена одному из разделов задания В5 – это решение показательных уравнений.

       Основной задачей является:

      - проверка качества знаний и умений учащихся;

      -повышение вычислительной культуры учащихся

       

      Представленная проверочная работа состоит из 5вариантов, в каждом из которых по 12 заданий. Задания  данной работы соответствуют прототипам заданий В5 из открытого банка заданий ЕГЭ по математике. Данный материал  можно использовать при подготовке к ЕГЭ. Для удобства проверки приведены ответы.

       

      Показательные уравнения, задания  В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант1

      1. Найдите корень уравнения .

      2. Найдите корень уравнения .

      3. Найдите корень уравнения .

      4. Найдите корень уравнения: 

      5. Найдите корень уравнения .

      6. Найдите корень уравнения .

      7. Найдите корень уравнения: 

      8. Найдите корень уравнения: 

      9. Найдите решение уравнения: 

      10. Решите уравнение .

      11. Решите уравнение .

      12. Решите уравнение 

       

      Показательные уравнения, задания  В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант2.

      1. Найдите корень уравнения .

      2. Найдите корень уравнения .

      3. Найдите корень уравнения .

      4. Найдите корень уравнения: 

      5. Найдите корень уравнения .

      6. Найдите корень уравнения .

      7. Найдите корень уравнения: 

      8. Найдите корень уравнения: 

      9. Найдите решение уравнения: 

      10. Решите уравнение .

      11. Решите уравнение .

      12. Решите уравнение .

      Показательные уравнения, задания  В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант3.

      1. Найдите корень уравнения .

      2. Найдите корень уравнения .

      3. Найдите корень уравнения .

      4. Найдите корень уравнения: 

      5. Найдите корень уравнения .

      6. Найдите корень уравнения .

      7. Найдите корень уравнения: 

      8. Найдите корень уравнения: 

      9. Найдите решение уравнения: 

      10. Решите уравнение 

      11. Решите уравнение .

      12. Решите уравнение 

      Показательные уравнения, задания  В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант4.

      1. Найдите корень уравнения .

      2. Найдите корень уравнения .

      3. Найдите корень уравнения .

      4. Найдите корень уравнения: 

      5. Найдите корень уравнения .

      6. Найдите корень уравнения .

      7. Найдите корень уравнения: 

      8. Найдите корень уравнения: 

      9. Найдите решение уравнения: 

      10. Решите уравнение .

      11. Решите уравнение .

      12. Решите уравнение .

      Показательные уравнения, задания  В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант5.

      1. Найдите корень уравнения .

      2. Найдите корень уравнения .

      3. Найдите корень уравнения .

      4. Найдите корень уравнения: 

      5. Найдите корень уравнения .

      6. Найдите корень уравнения .

      7. Найдите корень уравнения: 

      8. Найдите корень уравнения: 

      9. Найдите решение уравнения: 

      10. Решите уравнение .

      11. Решите уравнение .

      12. Решите уравнение 

      Ответы к проверочной работе

       

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      9

      10

      11

      12

      1 вариант

      -1

      4

      11

      5

      4,5

      -7,5

      0

      -5

      0,5

      1,5

      1,4

      -2

      2 вариант

      -1

      2

      4

      0

      2,75

      6,5

      12

      2

      0,5

      3

      0,6

      -1

      3 вариант

      -3

      3

      13

      1

      3,75

      0,5

      -2

      -6

      0,5

      -2,5

      2

      2

      4 вариант

      -1

      16

      7

      7

      2,75

      2,5

      4

      -2

      0,5

      1

      0,375

      0

      5 вариант

      -2

      4

      2

      -2

      9,5

      2,5

      -3

      -7

      -2

      -1

      1

      0,5

      Домашнее задание:

       

       

       

       

       

       

       

       

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему "Показательные уравнения" »

Тема урока: Показательные уравнения

Цели урока:


  • Образовательная: актуализация опорных знаний при решении показательных уравнений; обобщение знаний и способов решения; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков; поверка усвоения темы на обязательном уровне, найти новый метод решения показательных уравнений и уравнений, сводящихся к этому виду

  • Развивающая: развитие умения применять знания в конкретной ситуации; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности; развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.

  • Воспитательная: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи; воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.


Тип урока: урок закрепления изученного материала.


Оборудование: урок с использованием интерактивной доски составлен в программе Notebook 10, проектор, компьютер, индивидуальные карточки с домашним заданием, сборники Дорофеева

Структура урока: 

  1. Организационный момент

  2. Постановка цели урока

  3. Математический диктант (взаимопроверка)

  4. Проблемная задача, объяснение нового метода

  5. Закрепление изученного

  6. Самостоятельная работа по сборнику для подготовки к экзамену

  7. Итог, индивидуальное домашнее задание



Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. На протяжении второго курса, мы с вами рассматривали различные виды уравнений. И видели, что они встречаются как в экзаменационных сборниках, так и в задания ЕГЭ , поэтому эпиграф нашего урока будут слова математика С.Коваля

« Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»

  1. Постановка цели

Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме показательные уравнения, отработаем методы решения уравнений, а так же познакомимся с новым методом.

Какое уравнение называется показательным?

Каким свойством обладает функция, если а0 и а

Какие методы решения показательных уравнений вы знаете?

  1. Математический диктант

На листочках при ответе на любой вопрос будете ставить «+» - если «да», «-» - если «нет». Других вариантов ответов нет.



1.Является ли функция убывающей?

2.Является ли функция возрастающей?

3.Является ли показательным уравнение:

  1. Верно ли, что D показательной функции является R?

  2. Верно ли что, если b0, то уравнение имеет один корень?

  3. Верно ли что, если b=0, то уравнение не имеет корней?

  4. Верно ли, что график показательной функции проходит через точку с координатами (0;1)

  5. Верно ли что, если b имеет корни?

Выполнить задания со слайдов 4-9. Взаимопроверка, используя критерий выставить оценку. Один обучающийся выполняет задания на интерактивной доске

4.Объяснение нового материала

Решая уравнения в последнем задании, вы встретились с задачей, которую невозможно решить ни одним из способов, которые мы изучали, поэтому есть необходимость ввести новый метод «Метод замены переменной»

Он заключается в том, что показательную функцию второй степени заменяют новой переменной, получают уравнение, которое решается по дискриминанту. Найденные корни подставляют в заменяемую функцию, но по определению основание а0



Решить уравнение : 4х + 2 х+1 – 24 = 0

Заметим, что 4 х = (22 ) х = 2 = (2 х)2

2 х+1 = 2∙2 х ,

Тогда уравнение примет вид:

(2х)2 + 2∙2х – 24 = 0

Введём новую переменную: у=2х

у2 + 2у – 24 = 0

у1= 4; у2= -6

Возвращаясь к замене, имеем:


2х=4 или 2х = -6

х =2 не имеет корней

Ответ: 2.

5.закрепление изученного материала

Решить уравнение, используя метод введения новой переменной

Уровень1

Уровень 2



6.Работа учащихся в парах по сборникам подготовки к экзаменам.

( по вариантам)

1 вариант : Вариант 9 (2) , Вариант 68 (2) , Вариант 11 (2)

  1. вариант: Вариант 72 (2),Вариант 27 (2) Вариант 78 (2)

7.Итог. домашнее задание

Сегодня мы с вами изучили последний метод решения показательных уравнений. И для зачета необходимо сделать индивидуальное домашнее задание, но перед тем как приступить к решению расположите уравнения, в зависимости от способа, которым вы будете решать.

Способы решения

№ уравнения

1

Приведение обоих частей уравнения к степени с одинаковым показателем


2

Вынесение за скобки степени с наименьшим показателем


3

Деление обеих частей уравнения на выражение, стоящее правой части


4

Ведение новой переменной


5

Построение графиков (графический способ)


6

Исследование свойств монотонной функции


Задание В5 в ЕГЭ проверяет умение решать простейшие уравнения. Данная разработка посвящена одному из разделов задания В5 – это решение показательных уравнений.

Основной задачей является:

- проверка качества знаний и умений учащихся;

-повышение вычислительной культуры учащихся


Представленная проверочная работа состоит из 5вариантов, в каждом из которых по 12 заданий. Задания данной работы соответствуют прототипам заданий В5 из открытого банка заданий ЕГЭ по математике. Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ. Для удобства проверки приведены ответы.


Показательные уравнения, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант1

  1. Найдите корень уравнения .

  2. Найдите корень уравнения .

  3. Найдите корень уравнения .

  4. Найдите корень уравнения: 

  5. Найдите корень уравнения .

  6. Найдите корень уравнения .

  7. Найдите корень уравнения: 

  8. Найдите корень уравнения: 

  9. Найдите решение уравнения: 

  10. Решите уравнение .

  11. Решите уравнение .

  12. Решите уравнение 


Показательные уравнения, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант2.

  1. Найдите корень уравнения .

  2. Найдите корень уравнения .

  3. Найдите корень уравнения .

  4. Найдите корень уравнения: 

  5. Найдите корень уравнения .

  6. Найдите корень уравнения .

  7. Найдите корень уравнения: 

  8. Найдите корень уравнения: 

  9. Найдите решение уравнения: 

  10. Решите уравнение .

  11. Решите уравнение .

  12. Решите уравнение .

Показательные уравнения, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант3.

  1. Найдите корень уравнения .

  2. Найдите корень уравнения .

  3. Найдите корень уравнения .

  4. Найдите корень уравнения: 

  5. Найдите корень уравнения .

  6. Найдите корень уравнения .

  7. Найдите корень уравнения: 

  8. Найдите корень уравнения: 

  9. Найдите решение уравнения: 

  10. Решите уравнение 

  11. Решите уравнение .

  12. Решите уравнение 


Показательные уравнения, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант4.

  1. Найдите корень уравнения .

  2. Найдите корень уравнения .

  3. Найдите корень уравнения .

  4. Найдите корень уравнения: 

  5. Найдите корень уравнения .

  6. Найдите корень уравнения .

  7. Найдите корень уравнения: 

  8. Найдите корень уравнения: 

  9. Найдите решение уравнения: 

  10. Решите уравнение .

  11. Решите уравнение .

  12. Решите уравнение .

Показательные уравнения, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант5.

  1. Найдите корень уравнения .

  2. Найдите корень уравнения .

  3. Найдите корень уравнения .

  4. Найдите корень уравнения: 

  5. Найдите корень уравнения .

  6. Найдите корень уравнения .

  7. Найдите корень уравнения: 

  8. Найдите корень уравнения: 

  9. Найдите решение уравнения: 

  10. Решите уравнение .

  11. Решите уравнение .

  12. Решите уравнение 









Ответы к проверочной работе


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 вариант

-1

4

11

5

4,5

-7,5

0

-5

0,5

1,5

1,4

-2

2 вариант

-1

2

4

0

2,75

6,5

12

2

0,5

3

0,6

-1

3 вариант

-3

3

13

1

3,75

0,5

-2

-6

0,5

-2,5

2

2

4 вариант

-1

16

7

7

2,75

2,5

4

-2

0,5

1

0,375

0

5 вариант

-2

4

2

-2

9,5

2,5

-3

-7

-2

-1

1

0,5

Домашнее задание:













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по математике на тему "Показательные уравнения"

Автор: Баскакова Татьяна Владимировна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока математики: "Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "243773"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445799025"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока по математике 11 класса "Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-11-klassa-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "124826"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414792072"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока математики по теме " Показательные уравнения""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_uroka_matiematiki_po_tiemie_pokazatiel_nyie_uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "430758"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507052033"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по математике  «Решение показательных уравнений» "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "223885"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438194682"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему: Решение задач с помощью уравнений "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "130474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415901968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства