Тема урока: Показательные уравнения
Цели урока:
Ход урока
1.Является ли функция убывающей?
2.Является ли функция возрастающей?
3.Является ли показательным уравнение:
4.Объяснение нового материала
Решая уравнения в последнем задании, вы встретились с задачей, которую невозможно решить ни одним из способов, которые мы изучали, поэтому есть необходимость ввести новый метод «Метод замены переменной»
Он заключается в том, что показательную функцию второй степени заменяют новой переменной, получают уравнение, которое решается по дискриминанту. Найденные корни подставляют в заменяемую функцию, но по определению основание а>0
Решить уравнение : 4х + 2 х+1 – 24 = 0
Заметим, что 4 х = (22 ) х = 2 2х = (2 х)2
2 х+1 = 2?2 х ,
Тогда уравнение примет вид:
(2х)2 + 2?2х – 24 = 0
Введём новую переменную: у=2х
у2 + 2у – 24 = 0
у1= 4; у2= -6
Возвращаясь к замене, имеем:
2х=4 или 2х = -6
х =2 не имеет корней
Ответ: 2.
5.закрепление изученного материала
Решить уравнение, используя метод введения новой переменной
Уровень1
Уровень 2
6.Работа учащихся в парах по сборникам подготовки к экзаменам.
( по вариантам)
1 вариант : Вариант 9 (2) , Вариант 68 (2) , Вариант 11 (2)
- < > актуализация опорных знаний при решении показательных уравнений; обобщение знаний и способов решения; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков; поверка усвоения темы на обязательном уровне, найти новый метод решения показательных уравнений и уравнений, сводящихся к этому виду< > развитие умения применять знания в конкретной ситуации; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности; развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.< > воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи; воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Организационный момент
-
Постановка цели урока
-
Математический диктант (взаимопроверка)
-
Проблемная задача, объяснение нового метода
-
Закрепление изученного
-
Самостоятельная работа по сборнику для подготовки к экзамену
-
Итог, индивидуальное домашнее задание
-
Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. На протяжении второго курса, мы с вами рассматривали различные виды уравнений. И видели, что они встречаются как в экзаменационных сборниках, так и в задания ЕГЭ , поэтому эпиграф нашего урока будут слова математика С.Коваля
« Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»
-
Постановка цели
Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме показательные уравнения, отработаем методы решения уравнений, а так же познакомимся с новым методом.
Какое уравнение называется показательным?
Каким свойством обладает функция, если а>0 и а<0?
Какие методы решения показательных уравнений вы знаете?
-
Математический диктант
На листочках при ответе на любой вопрос будете ставить «+» - если «да», «-» - если «нет». Других вариантов ответов нет.
-
Верно ли, что D показательной функции является R?
-
Верно ли что, если b>0, то уравнение имеет один корень?
-
Верно ли что, если b=0, то уравнение не имеет корней?
-
Верно ли, что график показательной функции проходит через точку с координатами (0;1)
-
Верно ли что, если b<0, то уравнение имеет корни?
Выполнить задания со слайдов 4-9. Взаимопроверка, используя критерий выставить оценку. Один обучающийся выполняет задания на интерактивной доске
- < >
№
Способы решения
№ уравнения
1
Приведение обоих частей уравнения к степени с одинаковым показателем
2
Вынесение за скобки степени с наименьшим показателем
3
Деление обеих частей уравнения на выражение, стоящее правой части
4
Ведение новой переменной
5
Построение графиков (графический способ)
6
Исследование свойств монотонной функции
Задание В5 в ЕГЭ проверяет умение решать простейшие уравнения. Данная разработка посвящена одному из разделов задания В5 – это решение показательных уравнений.
Основной задачей является:
- проверка качества знаний и умений учащихся;
-повышение вычислительной культуры учащихся
Представленная проверочная работа состоит из 5вариантов, в каждом из которых по 12 заданий. Задания данной работы соответствуют прототипам заданий В5 из открытого банка заданий ЕГЭ по математике. Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ. Для удобства проверки приведены ответы.
Показательные уравнения, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант1
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите решение уравнения:
-
Решите уравнение .
-
Решите уравнение .
-
Решите уравнение
Показательные уравнения, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант2.
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите решение уравнения:
-
Решите уравнение .
-
Решите уравнение .
-
Решите уравнение .
Показательные уравнения, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант3.
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите решение уравнения:
-
Решите уравнение
-
Решите уравнение .
-
Решите уравнение
Показательные уравнения, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант4.
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите решение уравнения:
-
Решите уравнение .
-
Решите уравнение .
-
Решите уравнение .
Показательные уравнения, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант5.
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения .
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите корень уравнения:
-
Найдите решение уравнения:
-
Решите уравнение .
-
Решите уравнение .
-
Решите уравнение
Ответы к проверочной работе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1 вариант
-1
4
11
5
4,5
-7,5
0
-5
0,5
1,5
1,4
-2
2 вариант
-1
2
4
0
2,75
6,5
12
2
0,5
3
0,6
-1
3 вариант
-3
3
13
1
3,75
0,5
-2
-6
0,5
-2,5
2
2
4 вариант
-1
16
7
7
2,75
2,5
4
-2
0,5
1
0,375
0
5 вариант
-2
4
2
-2
9,5
2,5
-3
-7
-2
-1
1
0,5
Домашнее задание:
-
-