Конспект открытого урока по математике в 5 классе на тему:
«Умножение чисел 10,100. Умножение и деление на 10,100».
Образовательные:
вспомнить приём умножения на 10;
познакомить с приёмом умножения 100 на число и числа на 100;
познакомить с приёмом деления на 10;
закреплять таблицу умножения.
Развивающие:
развивать вычислительные навыки;
развивать логические операции: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
Воспитательные:
Методы обучения: беседа, изложение знаний, тестирование.
Оборудование:
I. Подготовительная часть урока.
1.Приветствие.
2.Эмоциональный настрой учащихся на урок.
Учитель.
Слайд 4
-Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
4. Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
Учащиеся.
Слайд 5
Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал.
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Учитель.
-Посмотрите ребята, нас встречают смайлики. Они улыбаются, значит у них хорошее настроение. А какое у вас настроение? (Если настроение удовлетворительное надо всем улыбнуться)
-К уроку все готовы, у всех хорошее настроение. Начинаем урок.
II. Основная часть урока.
1.Сообщение темы урока.
Слайд 6
-Тема урока « Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100».
Слайд 7
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник? (Новый год)
-Кто приходит в гости к нам в Новый год? (Снегурочка и дед Мороз)
2.Устный счет.
Слайд 8
Здравствуйте мои друзья!
К вам Снегурочка пришла!
Я пришла сюда не зря –
С Новым годом Вас поздравить
Очень хочется друзья.
Вам загадки загадаю
Интересно мне узнать,
Кто их сможет отгадать.
К нам она на Новый год.
Прямо из лесу придет.
И душистою смолой
Дом наполнит твой и мой. (Ёлка)
Целый год лежал на полке,
Все забыли про меня.
А теперь вишу на ёлке,
Потихонечку звеня. (Ёлочный шар)
Слайд 9
Наша ёлка велика,
Наша ёлка высока.
Выше папы, выше мамы -
Достаёт до потолка.
Будем ёлку наряжать,
Чтобы ёлка захотела
В гости к нам прийти опять!
Слайд 10, 11. Задание «Наряди елочку».
Слайд 12
К нам целый год на праздник собиралась
Зелёная красавица лесов.
Потом тихонько наряжалась,
И вот теперь наряд её готов.
2. Актуализация опорных знаний с целью повторения пройденного.
Слайд 13
Снегурочка.
Дорогие друзья!
Скоро уже наступит Новый год.
Все готовят подарки для своих друзей.
Помогите мне приготовить подарок для дедушки Мороза. Я нарисовала портрет дедушки, помогите мне его раскрасить. Отвечайте на вопросы, решайте правильно примеры. В конце урока вас ждет сюрприз.
Слайд 14
Задания.1
Считайте круглыми десятками в порядке возрастания.
Считайте круглыми сотнями в порядке убывания.
Задание 2.
*Рассмотрите примеры. Замените сложение равных слагаемых умножением.
10+10+10+10=40 4+4+4+4+4+4+4+4+4+4=40
(10х 4= 40) (4х 10=40)
*Сравните примеры на умножение. Сравните результаты действия умножения.
Вывод: от перестановки мест множителей произведение не меняется.
Задание 3
Вспомним правило умножения 10 на число и числа на 10.
(Чтобы умножить 10 на число и число на 10, надо приписать к этому числу справа один нуль).
Слайд 15
Снегурочка.
Спасибо вам ребята!
Дедушке очень понравится мой подарок.
Учитесь прилежно,
Читать и писать,
Задачи, примеры,
Успешно решать.
Дружить бескорыстно,
Всегда помогать
И радовать близких,
Учиться на пять!
До свидания друзья.
Слайд 16.
Задание 4.
Учитель.
-Ребята, мы ведь постараемся выполнить все пожелания Снегурочки.
Тогда откроем тетради, запишем число, классная работа.
Работа по учебнику с 125. № 497.
Примеры записаны на доске.
3. Сообщение новых знаний.
Изучения алгоритма умножения 100 на число и числа на 100.
Учитель.
-Спасибо Снегурочке. Вместе с ней мы вспомнили правило умножения на 10.
А теперь изучим правило умножения на 100.
Слайд 17
Рассмотрите примеры 4 х 100= 400 100 х 4 = 400
Сравните примеры (в первом примере умножали число 4 на 100, во втором число100 на 4)
Сравните результаты (они равны).
Чтобы умножить 100 на число и число на 100, надо приписать к этому числу справа два нуля.
Задание 1. Помогите Снеговику решить задачи.
Слайд 18
Масса апельсина 100 грамм. Найдите массу 5 апельсинов.
100г.+100г.+100г.+100г.+100г.=500г.
Заменим сложение равных слагаемых умножением.
5 х 100г.=500г.
Слайд 19
Набор ёлочных игрушек стоит 100 рублей.
Снеговик купил 4 набора.
Сколько рублей он заплатил за покупку?
Запишем пример. 100р.+100р+100р.+100р.= 400р.
Заменим сложение равных слагаемых умножением. 100р х 4 = 400р.
Слайд 20, 21
Первичное закрепление алгоритма умножения 100 на число и числа на 100 .
В решении примеров с. 125 № 501 (2)
В решении задачи с. 126 № 506.
Работа над содержанием задачи:
1.чтение текста задачи учащимися и учителем (выделение главных слов и числовых данных к ним);
2.выполнение краткой записи на доске, учащиеся записывают одновременно в тетрадь;
3.поиск решения задачи;
4.решение;
5.формулировка ответа.
Слайд 22,23
Физминутка.
Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделаем наклонов.
Сколько желтеньких кружков,
Столько сделаем прыжков.
Хором звездочки считаем,
Дружно вместе приседаем.
Слайд 24
Изучение алгоритма деления круглых десятков, сотен на 10.
Рассмотрите решение примеров.
50:10 = 5 500:10 =50
70:10 = 7 700: 10 = 70
Чтобы разделить число, оканчивающееся нулями, на 10, надо отбросить в этом числе нуль и записать полученное число в частное.
Слайд 25, 26
Первичное закрепление алгоритма деления круглых десятков, сотен на 10
Решение примеров с. 126 № 508 (2) -2,3, с. 127 № 510 – 2, 3 столбики.
Дети решают примеры с объяснением выполняемых действий.
Слайд 27
Повторение, обобщение, систематизация полученных знаний.
Тесты
4х 10 | 400 40 300 |
10х7 | 70 500 700 |
6х10 | 600 400 60 |
Вывод: чтобы умножить 10 на число или число на 10,
надо приписать к этому числу справа один нуль.
8х100 | 80 800 300 |
100х3 | 70 500 300 |
9х100 | 900 400 60 |
Вывод: чтобы умножить 100 на число или число на 100,
надо приписать к этому числу справа два нуля.
60:10 | 6 60 30 |
800:10 | 70 80 300 |
50:10 | 500 400 5 |
Вывод: чтобы разделить число, оканчивающееся нулями, на 10,
надо отбросить в этом числе нуль и записать полученное число в частное.
Каждому правильному ответу соответствует буква. Составляем из них «Дед Мороз».
Слайд 28
В гости к детям приходит дед Мороз. (звучит песня)
Слайд 29
Помню, ровно год назад
Видел этих я ребят.
Год промчался, словно час.
Я и не заметил.
Вот я снова среди вас,
Дорогие дети!
Кто весь год отлично слушал,
Занимался, маму слушал?
Я такому малышу
Сюрприз под ёлку положу! (В классе под Новогодней елкой лежит коробка с сюрпризом)
Учитель
-.Ребята посмотрите, а вот и сюрприз! Давайте посмотрим, что там? (в коробке лежат сувениры).
Слайд 30
Дорогие ребята!
Надеюсь, мой сюрприз Вам очень понравиться.
А теперь пора проститься,
Я хочу вам пожелать
В дни каникул и резвиться,
И играть, и танцевать.
А придет пора — учиться
И «пятерки» получать.
Увидимся с Вами на празднике Новогодней Ёлки.
Слайд 30
4.Задание на дом с. 126 № 501 (3)
Рассмотреть примеры. Выяснить путем опроса каждого учащегося, справится ли он с заданием.
III. Заключительная часть урока.
1.Рефлексия.
2.Выставление поурочных баллов.