Просмотр содержимого документа
«Угол между прямой и плоскостью»
Урок по геометрии
Учитель. Назарова Л.В. Школа: МОУ СОШ п. Индустриальный Екатериновского района
Класс 11.
Тема: «Угол между прямой и плоскостью».
Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
Образовательная: обобщить, систематизировать знания учащихся об углах между прямой и плоскостью; продолжить формирование умений и навыков в в решении задач по данной теме.
Развивающая: углубление знаний, умений и навыков, знакомство с различными методами (геометрическим, векторно-координатнм, методом дополнительных построений); развитие творческой деятельности: интуиции, пространственного воображения, смекалки.
Воспитательная: приучать к эстетическому оформлению записи в тетради, прививать аккуратность и трудолюбие.
Устная работа
1. Дайте определение перпендикуляра, опущенного из точки на плоскость.
2. Справедливо ли утверждение, что прямая, пересекающая плоскость круга в центре круга и перпендикулярная его радиусу, перпендикулярна, плоскости круга? Ответ поясните.
. К плоскости прямоугольника в точке пересечения диагоналей восстановлен перпендикуляр. Верно ли утверждение, что произвольная его точка будет равноудалена от вершин прямоугольника? Почему?
. Найдите диагональ куба, ребро которого равно 1.
5.Найдите геометрическое место точек, одинаково удаленных от трех точек, не принадлежащих одной прямой.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний D1 C1
а) Учитель: Найти угол B
между диагональю АС1, куба А.. '.D, и C
диагональю АС его нижнего основания. А B
Нетрудно видеть, что тангенс искомого угла будет равен .
б) Найти угол между ребром СС1 и АС. Это прямой угол.
Учитель: Как определить углы между АС1, и плоскостью грани АВС, между СС1 и той же плоскостью.
Считают, что прямая, перпендикулярная плоскости, образует с этой плоскостью прямой угол.
2.Определение.
Углом между наклонной и плоскостью называется угол между наклонной и ее ортогональной проекцией на эту плоскость.
3.Определение. Проектирование в направлении прямой, перпендикулярной плоскости проекций, называется ортогональным.
Удобно пользоваться обозначением: М = Пр(М').
Ортогональное проектирование является частным случаем параллельного и обладает всеми его свойствами. Однако, если при параллельном проектировании, не являющемся ортогональным, длина проекции отрезка может быть меньше, больше или равна длине самого отрезка, то при ортогональном проектировании длина проекции отрезка не больше чем длина самого отрезка, и длины этих отрезков связаны соотношением
Пр(АВ) = |AS|*cos, где - величина угла между прямой АВ и плоскостью проекций а.
III . Решение опорных задач
Назовите плоскости перпендикулярные ребру куба?
(AD DD1C1C, AD ABB1A1)
D1C - диагональ.
Построить плоскость перпендикулярную D1C.
(построение: AD D1C DC1B1 D1C.
DC1 D1C
Докажите, что A1C B1D1A
Доказательство. Докажем, что
а)A1C AD1
б)A1C B1D1
При доказательстве перпендикулярности прямой и плоскости,
как правило, используется теорема о трех перпендикулярах.
а)Спроектируем A1C на плоскость AD1D. ПрA1C= A1D, т.к.
A1DAD1 = A1C AD1
б)Докажем, что A1C B1D1 : β= (A1B1C1D1) Пр βA1C= A1C1, т.к.
A1C1B1D1 = A1C B1D1
Построить точку пересечения прямой A1C с плоскостью B1D1A1/
1 шаг. Необходимо построить плоскость содержащую данную прямою.
2шаг. Построить линию пересечения данной и построенной плоскостей.
3шаг. Найти точку пересечения построенной и данной прямой.
IV. III . Решение опорных задач
В кубе A…D1 найдите угол между прямой и плоскостью
AA1 и AB1C1.
В кубе A…D1 найдите угол между прямой и плоскостью
AA1 и BC1D.
В кубе A…D1 найдите угол между прямой и плоскостью
AB1 и BCC1.
В кубе A…D1 найдите угол между прямой и плоскостью
AB1 и ABC1.
В кубе A…D1 найдите угол между прямой и плоскостью
AB1 и BC1D.
В кубе A…D1 найдите угол между прямой и плоскостью
AB1 и BB1D1.
В кубе A…D1 найдите угол между прямой и плоскостью
AC1 и BCC1.
В кубе A…D1 найдите угол между прямой и плоскостью
AC1 и BB1D1.
В кубе A…D1 найдите угол между прямой и плоскостью
AC1 и BA1D.
V . Решение задач типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010 математика, используя различные методы решения.
Векторно-координатный метод решения задач.
Вектор N ┴ β, угол α, угол между
прямой l и плоскостью β.
N a cos (N ,a) = cos (90 - α) = sin α
α
β
l sin α = (1)
Устный диктант.
Назвать общее уравнение плоскости. (Ax + By + Cz + D = 0?
Геометрический смысл коэффициентов общего уравнения плоскости?
( N(A,B,C) перпендикулярен плоскости.)
Пусть вектор N ┴ β, вектор а || l . найдите угол между прямой и плоскостью. (α = 90 - (N ,a) = sin α =
Задача 1
В кубе A…D1 точка Е - середина ребра A1B1. D1 С1
Найдите синус угла между прямой АЕ и плоскостью B D D1. А1
Решение.
Вектор перпендикулярен плоскости С
(ВВ 1 D1), вектор || прямой АЕ. А В
а – угол между прямой АЕ и плоскостью (ВВ 1 D1).
=
Если есть три взаимно перпендикулярных ребра, то можно ввести систему координат.
||оси OX
|| оси OY
|| оси ОZ
точка D(0;0;0) обозначим |DD1| =Z 0
По нашему выбору координат точка А(1;0;0), Е(1;1/2;1), А1(1;0;1), С1(0;1;1)
{0;1/2;1} |= = ;
{-1;1;0} |== .
=
Ответ:
Задача 2. (самостоятельное решение) С 2 из варианта №1 типовых вариантов заданий ЕГЭ 2010 математика.
В кубе A…D1 найдите угол между прямой AB1 и плоскостью ABС 1.
Решение. D1 С1
Вектор CD 1 перпендикулярен плоскости (АВС1 ),
вектор АВ1 || прямой АВ1 , А1
α – угол между прямой АВ1 и плоскостью (АВС1 ).
Для нахождения угла α используем формулу (1). D 1 С
Запишем её для наших векторов. А В
Чтобы найти координаты векторов и их абсолютные величины, введём систему координат.
Пусть ||оси OX
|| оси OY
|| оси ОZ
Точка D(0;0;0) обозначим |DD1| =Z 0, по нашему выбору координат точка А(1;0;0), С(0;1;0), В1(1;1;1).
{0;1;1}, ==
{1;0;1}, = =,
= , . Ответ: 30 0.
Метод дополнительных построений.
Задача 3. (С2.13. стр.75 «Универсальные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ» математика 2010. Под редакцией А.Л.Семёнова и И.В. Ященко).
В правильной шестиугольной призме А…F 1 , все ребра которой равны 1, точка G – середина ребра А1 В 1. Найдите синус угла между прямой AG и плоскостью ВСС1.
Решение
А 1 В1 М1
С
Достроим треугольную призму ВМСВ 1М 1С 1. В М
Основание призмы равносторонний треугольник. Построим прямую ВG 1 || прямой АG. Угол между прямой АG и плоскостью ВСС1 - есть угол между прямой ВG 1 и плоскостью (ВСС1 ).
Построим ортогональную проекцию прямой АG на плоскость (ВСС1 ).
ПрВG 1= ВК, т.к. G 1К(ВСС1 ). Угол G 1ВВ 1 = α.
Из треугольника ВG 1В 1 - прямоугольный, G 1В 1В= 900= sin α = G 1В 1 : ВG 1.
sin α = . Ответ: sin α = .
Домашнее задание (карточки с разно уровневыми задачами, которые нужно решить различными методами: координатно-векторным методом, методом дополнительных построений и геометрическим).
Приложение 1.
Карточки с домашнем заданием.
Уровень А.
В кубе A…D1 найдите угол между прямой СD1 и плоскостью ADD1.
УровеньВ.
В кубе A-D1 найдите угол между прямой AС и плоскостью BCD1.
В правильной шестиугольной призме A-F1 все ребра которой равны 1, найдите угол между прямой AB и BCC1плоскостью BCC1.
В правильной четырёхугольной пирамиде SABCD все её рёбра равны 1. Найдите угол между прямой AB и плоскостью SBD
Уровень С.
В кубе A…D1- найдите косинус угла между прямой DB 1 и плоскостью ADD1.
Приложение2.
Решение задач домашнего задания.
Уровень А.
1). В кубе A…D1 найдите угол между прямой СD1 и плоскостью ADD1. Решение (кординатно – векторный метод)
Вектор DC ┴ (ADD1 ), вектор CD1 || прямой CD1
угол между прямой CD1 и плоскостью ADD1, есть угол α
Sinα=,
Чтобы найти координаты векторов и их абсолютные величины, введём систему координат.
Пусть ||оси OX
|| оси OY
|| оси ОZ
Точка D(0;0;0) обозначим |DD1| =Z 0, е.С(0,1,0), т. D 1(0,0,1),
С D{0, -1,0 } |С D| = 1
С D 1{0, -1, 1 } |С D 1| =
Sin α =, α = 450 . Ответ: 450.
Уровень В
I)В кубе A-D1 найдите угол между прямой AС и плоскостью BCD1
Решение: (координатно-векторный метод)
Построим угол между прямой AC и плоскостью BCD1 . Для этого:
1) AВ 1 ВСD1, вектор СА|| АС
2) для нахождения угла α , угла между прямой АС и плоскостью BCD1 используем формулу скалярного произведения векторов
Sin α=
Если есть три взаимно перпендикулярных ребра, то можно ввести систему координат.
Пусть ||оси OX
|| оси OY
|| оси ОZ
Точка D(0;0;0) обозначим |DD1| =Z 0, тогда точка А(1,0,0), т. В 1(1,1,1),
С(0,1,0).
AВ1{0,1,1} |AВ1| =
АC{-1,1,0} |СА| =
Sin α =. Ответ 30˚
2)В правильной шестиугольной призме A-F1 все ребра которой равны 1, найдите угол между прямой AB и BCC1плоскостью BCC1
Решение (метод дополнительных построений)
1)Построим BQ=AB , CQ=DC
2) Призма BCQB1C1Q1 , ∆ВСQ равносторонний
3) Спроектируем BQ на плоскость BCC1D1, QKBC, значит Пр BCC1 BQ=BK, т.к. QKBC и QK КК1 =QK (BB1C1), угол QBK=α, угол между прямой и плоскостью .
Из ∆QBK = угол α=60˚. Ответ 60˚
3) В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1. Найдите угол между прямой АВ и плоскостью SBD/
Решение (геометрический метод)
Построим угол между прямой АВ и (BDS), спроектируем AB на (BDS).
AO BD, AO SO =AO (BDS), значитПрВDS AB=OB;
Угол ABO =α, ? угол между прямой FB и плоскостьюBDS.
Угол равен 45˚
Ответ 45˚
Задачи уровня С
I)В кубе A…D1- найдите косинус угла между прямой DB 1 и плоскостью ADD1
Решение:
Если есть три взаимно перпендикулярных ребра,
то можно ввести систему координат.
DА||OX,
DC||OY,
D1D||OZ точка D( 0;0;0)
Пусть ребро куба равно 1
Точка A1(1;0;1), В1 (1,1,1)
B1A1A1 D1, B1A1AA1 =B1A1 (ADD1), Пр ADD1DB1=DA1
Значит угол B1D1A1=α, угол между прямой DB1 и плоскостью ADD1
Найдем угол между векторами и используя формулу скалярного
Определим координаты векторов и и их абсолютные величины
{1;1;1;} ||= =
==
= ==
Ответ
Литература
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия 10-11 Ч.1 Методические рекомендации для учителя. Москва 2003: Мнемозина.
Костаева Т.В., Соловьёва Г.Д., Фомина И.Н. Современный урок математики.//методические рекомендации по моделированию урока. Саратов 2010.
Смирнова И.М., Смирнов В.А., Ященко И.В «Универсальные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ» математика 2018. «Интеллект – центр 2018
Корнеева А.О. Методы решения стереометрических задач. Саратов 2007.
Семёнов А.Л., Ященко И.В Типовые варианты заданий ЕГЭ 2018 математика.