План - конспект урока по теме "Перпендикуляр и наклоная . Угол между прямой и плоскостью"
План - конспект урока по теме "Перпендикуляр и наклоная . Угол между прямой и плоскостью"
Разработка плана урока по теме "Перпендикуляр и наклоная. Угол между прямой и плоскостью""Перпендикуляр и наклоная. Угол между прямой и плоскостью" предназначена для преподавателей математики СПО -1 курс ( 10-11 класс. )Данный урок проводится в системе уроков по теме Перпендикулрность в пространстве (13 часов) 3-4 уроком и предшествует Решению задач по "Перпендикулрность в пространстве"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по теме "Перпендикуляр и наклоная . Угол между прямой и плоскостью"»
Методическая разработка урока по теме: «Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью».
Комбинированный урок.
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Группа №
Цель урока:
Ввести понятия наклонной, проекции наклонной, угла между прямой и плоскостью. Закрепить эти понятия в ходе решения задач.
Задачи урока:
повторить понятия расстояния от точки до плоскости и прямой, перпендикулярной плоскости;
ввести понятия наклонной, проведенной из точки к плоскости; проекции наклонной;
рассмотреть свойства наклонных и их проекций;
дать определение угла между прямой и плоскостью;
закрепить введенные понятия;
развивать логическое и пространственное мышление, самооценку учащегося.
Оборудование: компьютер, листы бумаги формата А4, деревянные палочки (одна из них окрашена в красный цвет), пластилин.
Демонстрации: презентация Microsoft PowerPoint 2003.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учащийся готов к уроку. Начинаем наш урок.
II. Проверка домашнего задания.
Учащемуся задано на дом следующее задание:
Отрезок МН пересекает некоторую плоскость в точке К. Через концы отрезка проведены прямые НР и МЕ, перпендикулярные плоскости и пересекающие ее в точках Р и Е. Найдите РЕ, если НР=4 см, НК=5 см, МЕ=12 см.
Найдите синус, косинус угла А треугольника АВС с прямым углом С, если ВС=8 см, АВ=17 см.
В прямоугольном треугольнике один из катетов равен b, а противоположный угол равен d. Выразите другой катет, противолежащий ему угол и гипотенузу через b и d.
Учащийся с помощью компьютера (слайды презентации № 2, 3, 4) проверяет домашнее задание, оценивает свою работу, ставит оценку за работу (самооценка), учитель в течение урока проверяет домашнее задание учащегося и ставит рядом оценку за выполненную работу.
Учитель актуализирует знания учащегося в ходе устной работы по домашнему заданию (слайды презентации № 6, 7).
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель сообщает тему урока, ученик записывает ее в тетрадь. Учитель сообщает цели урока.
IV. Введение нового материала.
Учитель вводит новый материал (слайд презентации № 9).
Ученик делает чертеж в тетради, записывает определение проекции и устно отвечает на поставленные вопросы.
Учитель: рассмотрим некоторые свойства наклонных, выходящих из одной точки (слайд презентации № 10).
Ученик делает модели первого и второго свойства, используя деревянные палочки (в качестве перпендикуляра к плоскости использует окрашенную палочку), пластилин и бумагу формата А4 и устно доказывает каждое из утверждений с помощью построенной модели. Третье свойство наклонных принимаем без доказательства.
Учитель:
Прямая, пересекающая плоскость образует с ней некоторый угол. Что называют углом между прямой и плоскостью?
Определение:
За угол между прямой и плоскостью принимают угол между прямой и ее проекцией на плоскость.
(слайд презентации № 11)
Учащийся записывает в тетрадь определение, делает чертеж и обозначает угол.
Учитель формулирует утверждение:
Угол между наклонной и ее проекцией на плоскость является наименьшим из углов, которые образует наклонная с любой прямой, лежащей в этой плоскости.
Ученик устно доказывает это утверждение с помощью учителя и компьютера (слайд презентации № 12).
V. Решение упражнений.
Учитель кладет перед учащимся опорную карточку по значениям тригонометрических функций для некоторых углов.
Опорная карточка.
Значения тригонометрических функций для некоторых углов.
Учащийся самостоятельно выполняет задание № 163(а) и № 165 из учебника (слайд презентации № 13).
№ 163(а)
Наклонная АМ, проведенная из точки А к данной плоскости, равна d. Чему равна проекция этой наклонной на плоскость, если угол между прямой АМ и данной плоскостью равен 450?
Решение:
№ 165
Из точки А, удаленной от плоскости на расстояние d, проведены к этой плоскости наклонные АВ и АС под углом 300 к плоскости. Их проекции на плоскость образуют угол в 1200. Найдите ВС.
Учащийся внимательно читает задание № 165, по условию строит модель на бумаге формата А4 с помощью палочек и пластилина. Анализирует данные, затем приступает к решению задачи, оформляя решение в тетради.
Решение:
Так как АО, то АВО и АОС – прямоугольные треугольники.
По теореме косинусов для ВОС:
ВС2=ВО2 + ОС2 - 2·ВО·ОС·COS 1200
COS 1200= - 0,5
ВС2=3d2 + 3d2 - 2·3d·d·(-0,5)
ВС2=6d2 + 3d2
ВС2=9d2
BC=3d
Ответ: BC=3d.
VI. Итоги урока.
Учитель в ходе устного опроса подводит итоги урока (слайд презентации № 15). Учащийся отвечает на вопросы.
Учитель задает учащемуся следующие вопросы: доволен ли ты итогами урока? Доволен ли ты собой на уроке? С каким настроением ты работал на уроке? Устал ли ты? Какую бы отметку ты бы поставил себе за этот урок?
VII. Выставление оценки за урок с комментарием учителя.
VIII. Домашнее задание:
выучить теорию, № 154, № 163(б), прочитать и разобрать решение № 162 (слайд презентации № 16).
Литература:
1. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. и др. Геометрия: учеб. для 10-11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1993.