Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель урока: создание условий для расширения знаний об объемных геометрических фигурах, формирования представлений о фигуре цилиндр, ее признаков на уровне ощущений и представлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: создание условий для расширения знаний об объемных геометрических фигурах, формирования представлений о фигуре цилиндр, ее признаков на уровне ощущений и представлений.
Задачи:
образовательная: формирование умений классифицировать фигуры по различным признакам, распознавать объемную фигуру цилиндр по ее признакам.
развивающая: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти, логического мышления, устной и письменной речи; общеучебных умений и навыков (умение слушать и слышать, работать в заданном темпе, контролировать действия и оценивать свою работу),
воспитывающая: формирование коммуникативных навыков и навыков учебного труда, вовлечение в активную практическую деятельность, воспитание интереса к предмету.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель раздела, урока;
выбор наиболее эффективных способов решения задачи для получения результата;
контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, в паре, класса в целом;
извлекать необходимую информацию и делать вывод с помощью наблюдения, сравнения, анализа, моделирования;
использовать различные способы для получения информации и работы с ней, использовать справочные материалы, умение ориентироваться в рисунках,таблицах;
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос, высказывать свое мнение, слышать и слушать, грамотно владеть речью
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимать и сохранять задачу урока;
отслеживать уровень овладения учебным материалом контролировать;
проговаривать алгоритм действий на уроке
Личностные УУД:
развивать интеллектуальные умения: анализировать и обобщать;
развивать познавательную активность, память, внимание, речь и интерес к чтению;
создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать ее и аргументировать;
определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
проявлять положительное отношение к урокам математики
Коммуникативные УУД:
содействовать развитию умения сотрудничать с товарищем при работе в паре и класса в целом;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
осознавать ценность совместной деятельности; уважительного отношения друг к другу
Ход урока
1.Орг. момент. Мобилизующий этап.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Глубоко вдохните, настройтесь на работу. Я желаю вам хорошего настроения!
-Присаживайтесь!
-И мы начинаем урок математики.
-Скажите, для чего нужно изучать математику?
-Каждый день в мире происходят открытия. Открывается что-то совершенно новое, не изученное, никому ранее не известное, но очень интересное. Сегодня мы с вами тоже постараемся открыть много нового, интересного для себя, и будем помогать в этом друг - другу, если необходимо.
2.Устный счет.( слайд 2)
-Сегодня я приглашаю вас в удивительный мир открытий одной из областей наук. А какой, вы узнаете, если верно выполните задания.
(на слайде даются выражения на умножения и деления)
- Расставьте значения выражений в порядке увеличения, если вы все верно выполните, то сможете прочесть получившееся слово.
-Какое слово получилось? (геометрия) ( слайд 3)
3. Мотивационный этап. Актуализация знаний. Формулирование темы и цели урока.
-Какие ассоциации возникают со словом геометрия? (варианты ответов, подвести к слову фигуры)
-Какое значение имеет слово «фигура?» (шахматная фигура, человеческая фигура, геометрическая фигура) (слайд 4)
-Наука геометрия-это удивительно интересная наука. С ней вы будете встречаться до 11 класса. А чем же она удивительна? Оказывается, в ней всё необычно, даже простые обычные предметы, становятся необычными.
-Рассмотрите и назовите предметы (называют)
(на слайде предметы имеющие форму геометрических фигур: куба, пирамиды, конуса,шара)
( слайд 5)
-Что необычного в этих предметах? (предметы имеют форму геометрических фигур)
-В форме каких геометрических фигур представлены предметы? (называют предмет и фигуру напоминающую его: куб, пирамида, сфера, конус)
-По какому признаку можно объединить эти фигуры? (объемные, возможен вариант по цвету, размеру)
-Посмотрите на слайд,по каким признакам можно разделить фигуры на 2 группы? (обьемные и плоские) (слайд 6- 7)
-Посмотрите на первую группу. Назовите эти фигуры. Чем они отличаются друг от друга?
(Эти фигуры отличаются количеством сторон, углов, и есть одна фигура, у которой нет углов.)
-Как называются фигуры второй группы? -Это объемные фигуры.
-По каким признакам можно разделить эти фигуры на 2 группы?
- (по основанию:1группа-в основании окружность, 2группа-многоугольник; по вершине:1группа-общая вершина 1 точка, 2группа-несколько вершин; по ребрам: 1группа-есть ребра, 2группа-нет ребер)
-Мы еще раз повторили и закрепили знания о геометрических фигурах и их признаках.
Присмотрись, стоит ведро - Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили, И фигуру получили. (Цилиндр).(слайд 8)
- Как вы думаете, какая фигура называется цилиндром?
-Какие предметы из окружающей среды по форме напоминают цилиндр? (перечисляют)
-Посмотрите, какие еще существуют предметы в форме цилиндра. ) ( слайд 9)
-Кто догадался, о какой геометрической фигуре пойдет речь на уроке? (цилиндр)
-Сформулируйте тему урока?
-Какие цели поставим перед собой? (учащиеся определяют тему и задачи урока) (Узнать, что такое цилиндр и его элементы. Где в жизни можно встретить цилиндр?)
-А кто знает, откуда произошло слово «цилиндр»? (предположения детей)
-Оказывается слово «цилиндр» произошло от греческого «кюлиндрос», означающий «валик», «каток». Очень давно, когда не было ещё машин и тракторов, и никакой другой техники, люди, чтобы перетащить тяжёлый груз с одного места на другое, использовали катки из дерева. Они подыскивали прямое дерево и отрезали от него кусок. Этот кусок и служил катком. (слайд 10)
-А знаете ли вы, чтов руках древнеегипетских изображений фараонов можно увидеть два мистических цилиндра. Они защищают от различных излучений и множества тяжелых болезней. (слайд 11)
-А вот самый большой в мире аквариум работает в США. В 32 миллионах литров воды обитает 120000 растений и животных, там живут даже китовые акулы. Но самое главное, этот аквариум имеет форму цилиндра. (слайд 12)
-А первое мороженое в России появилось в 1937 году. Это было глазированное эскимо с деревянной палочкой внутри, в форме меленького цилиндра. (слайд 13)
-А на рубеже 18-19 веков мужчины многих стран носили твердые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндром, из-за большого сходства с геометрической фигурой цилиндр. (слайд 14)
- Цилиндры нашли место и в современной архитектуре. (слайд 15)
- В Уфе находится единственный круглый дом в форме цилиндра на улице Вологодской.( слайд 16)
-Вот какая интересная и необычная фигура цилиндр!
5. Физминутка.
А теперь все дружно встали!
Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий.
А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас.
Допрыгните до его вершины.
Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности. Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой.
Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопку и… (хлопок) сюрприз выскакивает из коробочки!
6. Пробное учебное действие по теме урока (в парах)
-Сейчас я предлагаю сконструировать модель цилиндра из пластилина.
-Рассмотрим, из скольки частей состоит цилиндр? (3частей)(слайд 17)
-Назовите эти части? (2 основания и 1боковая часть)
-Какой формы основание? (круглой)
-Какой формы боковая часть? (прямоугольной)
-Выполните модель цилиндра (выполняют 2 мин.)
-Покажите ваши цилиндры (показывают)
-Рассмотрите модели всего класса и скажите:
-Чем похожи ваши цилиндры? (формой, из одного материала: пластилина, объемные, катятся, не прозрачные,имеют 2 основания, 2 боковые поверхности)
-Чем отличаются? (размером, цветом, по весу)
-Сейчас вы поработаете в паре.
-Исследуя свои модели, составьте «паспорт» цилиндра и выясните какая фигура называетсяцилиндром?(у каждого на парте по одному паспорту,дети работают совместно в паре)
ПАСПОРТ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ
(на парте)
Название фигуры
…………
Плоская или объемная геометрическая фигура
Это…..геометрическая фигура
Количество оснований
Состоящая из ……оснований
В виде какой фигуры представлены основания?
В виде……
Количество боковых поверхностей
Имеющая …… боковую поверхность
В виде какой фигуры представлена боковая поверхность?
В виде ….
Количество вершин
Имеет……..вершин
(Заполненный паспорт) (слайд 18)
1. Название фигуры
Цилиндр
2.Плоская или объемная геометрическая фигура
Этообъемнаягеометрическая фигура
3.Количество оснований
Состоящая из двух оснований
4.В виде какой фигуры представлены основания?
В видекругов
5.Количество боковых поверхностей
Имеющая одну боковую поверхность
6.В виде какой фигуры представлена боковая поверхность?
В видепрямоугольника
7.Количество вершин
Имеетмножествовершин
-Проверим вашу работу (по каждому пункту отвечают, показывая и доказывая на своей модели из пластилина)
(сравнивают с правильным паспортом на слайде)
-Пользуясь «паспортом» фигуры, сделайте вывод: какая фигура называется цилиндром?
(дети по «паспорту» формулируют правило: цилиндр-это объемная геометрическая фигура, состоящая из двух оснований в виде кругов и одной боковой поверхности в виде прямоугольника)
(на слайде выходит правило по частям, исходя из ответов детей).(слайд 19)
-Прочтем еще раз, какую фигуру называем цилиндром (читает ученик)
7. Закрепление и расширение знаний
- Откройте учебник (стр. 70)
№7. Вычислите значение выражения.
1 вариант- первый пример, 2 вариант- второй пример. ( меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем).
1 вариант: (260:40+540:40)* 6+184=304
2 вариант: 750:(50 *3-25* 3)* 30+70=370
№6. Решите задачу. ( решение с объяснением )Анализ задачи.
1)200:4 *3=150 (м)-проплыл пловец;
2)200-150=50(м)-осталось проплыть
Ответ: 50 метров осталось проплыть пловцу.
8. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Верно - неверно
- Я буду читать вам утверждения, если вы считаете, что оно правильное, верное то ставите плюс,
если оно неправильное, то ставите минус.
1) У цилиндра одно основание (нет)
2) Цилиндр состоит из оснований и боковой поверхности (да)
3) Основание у цилиндра представляет собой круг (да)
4) В прошлом были шляпы, которые назывались- цилиндр (да)