«Отсчитывание предметов в пределах 10 по образцу . Цифра 6.»
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе ГБОУ СОШ № 1100 ( дошкольное отделение ) Даутовой И.А.
Программное содержание:
1.Закреплять навыки счета в пределах 10, умение образовывать число 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 2;
2. Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб,цилиндр) 3.Развивать воображение, память , образное мышление.
Оборудование:
Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5кубов,цилиндров,шаров),
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.
Ход занятия:
1 .Оргмомент:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Отлично!
А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Мы с тобою дружим маленькие пальчики 1, 2, 3, 4, 5! Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 - Дружно мы в кругу стоим!
2 . « Пошли цифры погулять»……пошли цифры погулять,но погода вдруг испортилась и ….расположить все цифры от 1 до 10 вряд
3 .Игровое упражнение «Назови и покажи».
На столе разложены объемные геометрические фигуры.
Воспитатель дает детям задание: «Назовите и покажите знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Затем воспитатель предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.
«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? – спрашивает воспитатель. – По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?
( Дети пересчитывают кубы. ) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один. 4+1=5)
Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра – сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»
Воспитатель предлагает детям установить равенство двумя способами.
Воспитатель уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.
4.Задание «Музыкальный диктант».
Воспитатель : Сейчас вам нужно показать цифру, обозначающую количество ударов, которые я отобью, с помощью бубна. Готовы? Ну, тогда слушайте!
(Воспитатель отбивает с помощью бубна некоторое количество ударов, а дети показывают ответ при помощи числового веера).
5.Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
Воспитатель дает детям задания:
1.Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. 2. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки.
3. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников?
4. Пять прямоугольников и четыре квадрата – сравните, что больше?
5. Четыре квадрата и пять прямоугольников – сравните, что меньше?
6. Какое число больше: пять или четыре?
7. Какое число меньше: четыре или пять?
8. Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».
Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.
Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
Потянулись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.
6.Число 6.Цифра 6.
« Орешки для белки»
Белка орешки все собирала,
К долгой зиме она их запасала.
Друг мой скорей помоги же ты мне,
Сколько орешков у белки в дупле? ( считаем 5 )
Зайка к белке прискакал,
Еще один орех ей дал
Сосчитай поскорей,
Сколько стало орешков теперь
Объясняем образование числа 6 ( 5+1, 2+4, 3+3),
работа с раздаточным материалом (выложить 5 треугольников и добавить 1)
7. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру». Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички , определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений. После обсуждения задания показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических фигур и определения их количества (их должно быть по 3).
8 .Эстафета «Кто быстрее».( 2 команды рассчитываются по порядку : первый,второй и т. Д. )
Воспитатель предлагает каждой команде по сигналу перенести геометрические фигуры из коробки в обруч. Дети переносят по одной фигуре.
9 .Итог занятия