Просмотр содержимого документа
«Трудности решения текстовых задач»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко»
Каменского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю». на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МКОУ «Каменская СОШ №1 с УИОП» Руководитель_______ Н.В. Киселёва __________В. Т. Болотина __________ Е.В. Коденцева
Протокол №1 от _________2015г. Приказ №________ от_________2015г.
Рабочая программа
по музыке
6 «А», 6 «Б» класс
Составитель
учитель музыки
Бурляева Любовь Александровна.
п.г.т. Каменка 2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса МКОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко» Каменского муниципального района Воронежской области составлена на основе:
- Фундаментального ядра содержания образования
- Примерной образовательной программы по учебному предмету «Музыка» 5-7 классы (Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5-7 классы. Стандарты второго поколения - Москва, «Вентана-Граф», 2013г.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
Учебник:
1.Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка 5 Москва, Просвещение, 2010
Согласно приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области
№ 01-03/06332 от 24.08.2012г. «Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования» продолжительность учебного года в 6 классе составляет 34 недели.
Планирование рассчитано на 1 час в неделю, соответственно 34 часа в год.
Рабочая учебная программа по музыке для 6-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения основного общего образования 2010 года, примерной программы среднего общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка 5-7 классы», авторов: Усачёвой В.О., Школяр Л.В. М., , «Вентана-Граф», 2013г. Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, а так же необходимость в обновлении содержания и потребность в использовании новых технологий общего музыкального образования. Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства –коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.
В соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования предмет «Музыка» в 6 классе изучается в объеме 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского. В ней также развиваются положения, выдвинутые педагогами-просветителями Д.Б. Кабалевским, Б.М. Неменским, В.В. Алеевым, Т.И. Науменко.
Место предмета в базисном учебном плане.
Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей.
Таким образом, цель преподавания музыкального искусства в основной школе – развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Для этого необходимо решение таких задач, как:
развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;
воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;
освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;
знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке;
развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.
Требования к результатам обучения музыке.
В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося.
Личностные результаты изучения музыки:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры); регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.); коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).
Метапредметные результаты изучения музыки:
анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:
сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Общие содержательные особенности программы для 6- го класса
Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 6 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов в год (1час в неделю).
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; практическая направленность обучения.
Содержание курса 6 класса (тема года «Музыкальная культура как часть духовной культуры человека» раскрывается в трёх крупных разделах – «Музыка в жизни, жизнь в музыке»,«Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней», «Законы художественного творчества»).
Материал программы направлен на музыкальное воспитание и развитие учащихся. Развитие музыкальных способностей детей – эмоциональной отзывчивости, мелодического слуха, ладового чувства, чувства ритма происходит, начиная с раннего возраста. Дети знакомятся с простейшими музыкальными понятиями, овладевают навыками в области пения и музыкально-ритмических движений. Развитие здесь идёт от действий по показу, по подражанию – к возникновению поисков выразительных средств, к творческой инициативе и попыткам самостоятельно применять в повседневной жизни усвоенное на уроках. Огромное место в материале программы занимают игровые ситуации, что соответствует возрастным особенностям учащихся. Решение сенсорных задач решается во всех видах музыкальной деятельности: слушании, пении, ритмике.
Программа направлена на эффективное эстетическое воспитание учащихся средствами музыкального искусства на более серьёзном уровне, опираясь на музыкальный опыт, полученный в 1-5 классах.
Объектом изучения на уроках должно быть искусство, но вне узкой предметной направленности. Навыки и знания не являются самоцелью. Они – средства и условия развития личности ребёнка, а искусство – форма проявления его жизнедеятельности.
Центральная проблема программы – осознание учащимися особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества в целом, установление связей искусства и действительности.
Основой преподавания музыки должен быть принцип развивающего обучения.
Отличительной особенностью данной программы является:
обращение к культурным традициям Воронежского края, что является одной из актуальных задач современного образования и воспитания;
преемственность вокально-хорового репертуара уроков музыки,
знакомство с особенностями русской и западноевропейской духовной музыки;
максимальное приближение к жизни, то есть учет таких календарных праздников как День освобождения п. Каменка, День Победы и церковных – Рождество, Пасха;
выход во внеурочную деятельность, подготовку и проведение внеклассных мероприятий и праздников по патриотическому и художественно – эстетическому и духовно-нравственному воспитанию школьников;
использование исследовательских проектов, ориентированных не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования, что дает возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде;
активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся через систему творческих заданий в двух плоскостях: обращение к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а также – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.
использование новых типов уроков: уроков-викторин, уроков-путешествий и т.д.
Программа способствует освоению мира искусства, оптимизирует фантазию, воображение, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Центральная проблема программы – осознание учащимися особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества в целом, установление связей искусства и действительности.
Материал отличается доступностью, научностью, наглядностью. Предполагается использование творческих работ учащихся.
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся и целостного представления о музыкальном искусстве.
Задачи этой программы:
Всестороннее развитие личного творческого потенциала школьника и формирование его музыкальной культуры.
Оптимизация эвристического мышления и познавательной активности. Формирование осознанного деятельно-практического отношения к искусству.
Побуждать стремление к овладению образным языком музыки.
Развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира.
Формирование эмоционального отношения к музыке, пробуждение интереса к обобщению явлений действительности и искусства.
Осуществление этих задач на уроках осуществляется через введение и постепенное расширение системы ключевых понятий, специфических на каждом этапе обучения.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Количество учебных часов в год — 34.
Количество часов в неделю — 1.
Формирование знаний, умений и навыков.
Учащиеся должны получить следующие знания:
об основных особенностях разных видов искусства;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, музыкантов-исполнителей
Учащиеся должны уметь:
находить связи в произведениях разных видов искусств;
эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идеи, тем, художественных образов
Учащиеся должны получить навыки:
индивидуального, коллективного и группового музицирования;
одноголосного и двухголосного исполнения образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения;
вокальной импровизации.
Планируемые предметные результаты освоения содержания программы
В результате изучения музыкального искусства в 6 классе учащиеся должны:
понимать, что искусство способно передавать атмосферу исторических событий, эмоции и чувства людей и тем самым преобразовывать жизнь и духовный мир целых поколений;
знать наиболее яркие классические произведения отечественных и зарубежных композиторов, музыкантов-исполнителей;
знать важные вехи жизненного и творческого пути выдающихся композиторов, музыкантов-исполнителей;
уметь определять специфические черты русской народной музыки, основные её жанры, звучание народных инструментов, ансамбля, оркестра;
уметь приводить примеры воздействия музыки на окружающую действительность, отдельных людей, самих школьников;
уметь сопоставлять музыкальные образы произведений, различать способы их драматургического развития.
Учебно - тематическое планирование
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ЧИСЛО ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ
ПРИМЕЧАНИЯ
«Преобразующая сила музыки»
17
17
« В чем сила музыки»
17
17
итого
34
34
Тематическое планирование 6 класс
№
Дата
Раздел
Тема урока
Тип
урока
Дидактические единицы образовательного процесса (основные понятия)
Универсальные учебные действия (УУД)
План
Факт
1
04,07.09
Содержание музыкального искусства
КУ
Восприятие звука человеком.
Личностные: рассуждаяориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Предметные: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
2.
11,14.09
Музыка в жизни человека.
КУ
Музыкальные способности.
3.
18,21.09
Влияние музыки на человека.
КУ
Различие жанров в музыке.
4.
25,28.09
Предназначение музыки.
КУ
Развивать мыслительные способности.
5.
02,05.10
Воздействие музыкального искусства на чувства и мысли человека.
КУ
Влияние музыки..
6.
09,12.10
Воздействие музыкального искусства на жизнь человека.
КУ
Оригинал и обработка.
7.
16,19.10
Восприятие музыки.
КУ
Образы в музыке.
8.
23,26.10
Размышление о музыке.
КУ
Романс, вальс.
9.
30.10
09.11
Комплекс эмоций, возникающих в процессе восприятия музыки.
УПЗУ
Создание образа.
10
13,16.11
Музыкальные контрасты.
КУ
Музыкальные термины: диссонанс и консонанс.
11
20,23.11
Театральный занавес.
КУ
Поведение в театре.
12
27,30.11
Яркие и ёмкие музыкальные образы.
КУ
Создание образов.
13
04,07.12
Внешнее оформление и дополнение к музыкальным образам.
КУ
Эскизы декораций. Подбор реквизита.
14
11,14.12
Ассоциативно-смысловое восприятие музыки.
КУ
Произведения композитора.
15
18,21.12
Воздействие музыки на человека.
КУ
Произведения композитора.
16
25,28.12
Урок-концерт.
УПЗУ
Демонстрация творчества.
17
11,15.01
Роль музыки в жизни человека.
КУ
Восприятие звука человеком.
18.
18,22.01
Роль музыки в жизни человека.
КУ
Произведения композитора
19.
25,29.01
Композиторская оценка явлений жизни.
КУ
Произведения композитора
20.
02,05.02
В чём сила музыки.
КУ
Музыкальные произведения.
21.
08,12.02
Музыкальная и духовная культура.
КУ
Произведения композитора
22.
15,19.02
Песенные и фортепианные циклы.
КУ
Произведения композитора
23
22,26.02
Тире между датами. Осмысление жизненного пути.
КУ
Музыкальные произведения.
24
29.02
04.03
Произведение искусства – документ эпохи.
КУ
Произведения.
25.
07,11.03
Черты эпохи в творчестве композитора.
КУ
Музыкальная терминология.
26.
14,18.03
Роль музыкальных произведений в мировой культуре.
УПЗУ
Обобщение
27
21,25,03
Взаимодействие «возвышенного» и «низменного».
КУ
Создание образа.
28.
04,08.04
Музыкальная драматургия.
КУ
Фортепианные произведения.
29.
11,15.04
Законы художественного творчества.
КУ
Фортепианные произведения.
30.
18,22.04
Средства выражения художественной идеи.
КУ
Музыкальные произведения.
31.
25,29.04
Художественная идея и её развитие.
КУ
32.
06,13.05
Логика развития художественной идеи.
КУ
33.
16,20.05
Обобщение пройденного.
КУ
34
23,27.05
Урок-концерт
КУ
35
30.05
Резерв
Учебно-методическое обеспечение :
Б у л у ч е в с к и й Ю. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю.С. Булучевский, В.С. Фомин. — Л., 1990.
В мире искусств: словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства. — М., 2001.
Г н е д и ч П. П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич. — М.,1996.
История мировой культуры: справочник школьника. — М., 1996.
К а б а л е в с к и й Д. Б. Про трех китов и про многое другое /Д.Б. Кабалевский. — М., 1970.
Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. —М., 1990.
Музыканты мира: биографический словарь / сост. М.В. Есипова,О.В. Фраёнова. — М., 2001.
Методическая литература для учителя
1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта М.: Владос, 2000
2. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 2009.
3. Музыка поурочные планы. Составители Ю.Д. Изместьева, Н.В. Новодворская- Волгоград: ИТД «Корифей» 2005.-112 с.
А г а м о в а Н. С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар: сб. игр и развлечений по традиционной народной культуре / Н.С. Агамова, И.С. Слепцова, И.А. Морозова. — М., 1995.
Антология русской и зарубежной музыки X–XXI вв.: комплект компакт дисков / сост. Ю.А. Зверев. — М., 2005.
А р ч а ж н и к о в а Л. Г. Профессия — учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. — М., 1984.
А с а ф ь е в Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании / Б.В. Асафьев.– М.; Л., 1973.
Г о р ю н о в а Л. В. Говорить языком самого предмета… / Л.В. Горюнова. — М., 1989.
Г р о м о в Е. С. Природа художественного творчества: кн. для учителя / Е.С. Громов. — М., 1986.