РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по алгебре «Решение текстовых задач» в 8 классе (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по алгебре «Решение текстовых задач» в 8 классе (базовый уровень)
Данный курс имеет общеобразовательный, метапредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 17 часов. На изучение методов решения типовых задач выделено 7 часов. Провести их можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Основная деятельность учащихся на этом этапе – предварительная подготовка и самостоятельный поиск материалов, с последующим обсуждением на занятиях. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. Темы: «Задачи с экономическим содержанием», «Задачи на запись чисел», «Задачи повышенной трудности» – выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих, как составная часть, в решение сложных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по алгебре «Решение текстовых задач» в 8 классе (базовый уровень) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснослободский многопрофильный лицей»
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики
Руководитель МО _____________ /Афиногеева В.А./
«_____» ____________ 2014 г.
Утверждена руководителем образовательного учреждения
_______________ /Коршунов В.Д./
«_____»_____________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по алгебре
«Решение текстовых задач» в 8А классе
(базовый уровень)
Составитель:
Бякина Любовь Николаевна
учитель математики высшей
квалификационной категории
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура курса
Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:
Программа общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 кл. /Сост. Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009. Рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Стандарт основного общего образования по математике. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике /Математика в школе.– 2004г, №4, с.9
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рассчитана на 17ч (1ч в неделю в I полугодии).
Общая характеристика учебного курса
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению. Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учетом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами, истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи. Решение текстовых задач приучает детей к первым абстракциям, позволяет воспитывать логическую культуру, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.
Данный курс имеет общеобразовательный, метапредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 17 часов. На изучение методов решения типовых задач выделено 7 часов. Провести их можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Основная деятельность учащихся на этом этапе – предварительная подготовка и самостоятельный поиск материалов, с последующим обсуждением на занятиях. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. Темы: «Задачи с экономическим содержанием», «Задачи на запись чисел», «Задачи повышенной трудности» – выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих, как составная часть, в решение сложных.
Целью данного курса является развитие математических способностей учащихся и их подготовка к изучению математики на более высоком уровне. Курс призван
систематизировать знания по решению текстовых задач;
формировать независимость, гибкость и критичность мышления;
способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков решения задач, связанных, в том числе, с жизненными ситуациями;
развивать навыки по анализу текста, выделению главного, составлению плана и т.д.
Задачи курса
познакомить учащихся с различными видами задач на «проценты», «движение», «работу», «числа», «сплавы», «смеси», с решением нестандартных задач;
выработать умения и навыки при решении текстовых задач и освоить каждый способ решения доведением до качеств, характеризуемых быстротой, легкостью, автоматизмом;
научить выполнять перенос математических идей и знаний на новые ситуации, на решение нестандартных задач; научить методам рассуждений – сравнения и аналогии, анализа и синтеза данного спецкурса: подготовка учащихся к итоговой аттестации, продолжению образования, повышение уровня их математической культуры;
способствовать развитию творческих способностей и дарований учащихся;
способствовать формированию у школьников интереса к изучению математики.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать: алгоритм решения уравнений, формулу корней квадратного уравнения, дробно-рациональные уравнения, способы решения систем уравнений, пропорции и их свойства, приёмы рационального счета.
Учащиеся должны уметь: решать линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения; системы уравнений первой и второй степени; выражать одно неизвестное через другое; заменять проценты дробью и наоборот; находить неизвестный член пропорции; выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать:
виды текстовых задач;
способы решения текстовых задач.
Уметь:
исследовать текстовые задачи;
записывать краткое условие задачи;
выбирать подходящее решение для данной текстовой задачи;
решать простейшие текстовые задачи;
Виды деятельности на занятиях
Формы проведения занятий включают в себя лекции, беседы, практикумы, консультации, работу на компьютере, практические работы по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Самостоятельные работы, практические работы, тесты
Теоретическое обучение + решение задач
(ч)
Решение задач (ч)
Контрольная работа (ч)
I
Текстовые задачи
1
0,5
0,5
–
–
II
Задачи на числа
3
1
2
–
–
III
Задачи на движение
5
2
3
–
1
IV
Задачи на сплавы, смеси, растворы
2
0,5
1,5
–
–
V
Задачи на работу
2
0,5
1,5
–
1
VI
Задачи на проценты
3
1
2
–
1
Итоговая контрольная работа
1
–
–
1
–
Итого
17
5,5
10,5
1
3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Текстовые задачи (1ч) Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
2. Задачи на числа (3ч) Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа. Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи, решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца.
3. Задачи на движение (5ч) Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.
4. Задачи на сплавы, смеси, растворы (2ч) Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.
5. Задачи на работу (2ч) Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.
6. Задачи на проценты (3ч) Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
7. Итоговая контрольная работа (1ч)
Условные обозначения
Тип урока
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом
УЗИМ — урок закрепления изученного материала
УПЗУ — урок применения знаний и умений
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений
КУ (УОНМ, УЗИМ) — комбинированный урок
УК – урок контроля
УП – урок повторения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всего часов __17___
В неделю _1 час (в I полугодии)___
Плановых контрольных работ: __1__, самостоятельных работ, практических работ, тестов: __7__
№ урока
Содержание курса
Всего часов
Вид
занятия
Виды самостоятельной работы
Дата проведения
планируемая
фактическая
Тема № 1. Текстовые задачи
1ч
1
Виды текстовых задач и их примеры
1
УОНМ
02.09.2014
Тема №2. Задачи на числа
3ч
2, 3
Задачи на числа
2
КУ
тест
08, 15.09
4
Решение нестандартных текстовых задач
1
КУ, УП
индивидуальные задания
22.09
Тема № 3. Задачи на движение
5ч
5
Задачи на “одновременное” движение
1
КУ
индивидуальные задания
29.09
6
Задачи на движение в одном направлении
1
КУ
тест
06.10
7
Задачи на движение в разных направлениях
1
КУ, УЗИМ
индивидуальные задания
13.10
8, 9
Задачи на движение по воде (по течению и против течения)
2
КУ, УПКЗУ
самостоятельная работа
20, 27.10
Тема №4. Задачи на сплавы, смеси, растворы
2ч
10
Задачи на сплавы, смеси
1
КУ
тест
10.11
11
Задачи на растворы
1
КУ, УПЗУ
индивидуальные задания
17.11
Тема №5. Задачи на работу
2ч
12, 13
Задачи на работу
2
КУ, УПКЗУ
самостоятельная работа
24.11, 01.12
Тема №6. Задачи на проценты
3ч
14, 15
Формулы процентов и сложных процентов
2
КУ
тест
08, 15.12
16
Задачи с экономическим содержанием
1
КУ, УПКЗУ
самостоятельная работа
22.12
17
Итоговая контрольная работа
1ч
УК
контрольная работа
27.12
Итого
17ч
ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п
Вид (наименование) работы
Форма отчетности
1
Конспектирование, слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы
Дополнительные сообщения
2
Реферирование литературы
Рефераты
3
Выполнение заданий поискового исследовательского характера
Частично – поисковая деятельность
4
Работа по составлению графов
Графы для решения задач
5
Проведение практической работы
Отчет о результатах практической работы
6
Решение задач
Письменный отчет
7
Участие в работе семинара: подготовка конспектов, сообщений
Устные сообщения и демонстрации учащихся
8
Анализ научно – методической литературы
Отчет о выполнении задания по работе с научной литературой
9
Выполнение заданий творческого характера
Творческая работа по темам: « Задачи на проценты», «Задачи на числа», творческий отчет
Материально-техническое обеспечение
Дидактический материал:карточки с самостоятельными и контрольными работами, карточки с индивидуальным заданием
В.Н. Студенецкая, З.С. Гребнева. Готовимся к ЕГЭ. Учебное пособие. Часть 1,2. – Волгоград: «Учитель», 2003г
М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2002г
Ю.В. Садовничий. Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Часть 6. Решение текстовых задач. Учебное пособие.– 3-е изд., стер. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003г. (серия «В помощь абитуриенту»)
М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г
Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов. Пособие по математике для поступающих в вузы (избранные вопросы элементарной математики). – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1976г
Б.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Математика. Учебник для экономистов 10 – 11 классов. – М.: Сантакс - Пресс, 1996г
Г.Н. Тимофеев. Математика для поступающих в вузы. Учебное пособие.– Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2001г
Н.И. Попов, А.Н. Марасанов. Задачи на составление уравнений. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003г
А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г
А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г
Интернет-ресурсы:
http://metodist.lbz.ru – методическая служба на сайте издательства «БИНОМ»