kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по алгебре «Решение текстовых задач» в 8 классе (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс имеет общеобразовательный, метапредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 17 часов. На изучение методов решения типовых задач выделено 7 часов. Провести их можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Основная деятельность учащихся на этом этапе – предварительная подготовка и самостоятельный поиск материалов, с последующим обсуждением на занятиях. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики.  Темы:  «Задачи с экономическим содержанием», «Задачи на запись чисел», «Задачи повышенной трудности» – выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих, как составная часть, в решение сложных. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по алгебре «Решение текстовых задач» в 8 классе (базовый уровень) »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснослободский многопрофильный лицей»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия


Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики

Руководитель МО _____________ /Афиногеева В.А./


«_____» ____________ 2014 г.


Утверждена руководителем образовательного учреждения

_______________ /Коршунов В.Д./


«_____»_____________ 2014 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса по алгебре

«Решение текстовых задач» в классе

(базовый уровень)







Составитель:

Бякина Любовь Николаевна

учитель математики высшей

квалификационной категории






2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура курса

Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программа общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 кл. /Сост. Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009. Рекомендована Министерством образования и науки РФ.

  2. Стандарт основного общего образования по математике. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике /Математика в школе.– 2004г, №4, с.9

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рассчитана на 17ч (1ч в неделю в I полугодии).

Общая характеристика учебного курса

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению. Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учетом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами, истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи. Решение текстовых задач приучает детей к первым абстракциям, позволяет воспитывать логическую культуру, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.

Данный курс имеет общеобразовательный, метапредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 17 часов. На изучение методов решения типовых задач выделено 7 часов. Провести их можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Основная деятельность учащихся на этом этапе – предварительная подготовка и самостоятельный поиск материалов, с последующим обсуждением на занятиях. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. Темы: «Задачи с экономическим содержанием», «Задачи на запись чисел», «Задачи повышенной трудности» – выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих, как составная часть, в решение сложных.

Целью данного курса является развитие математических способностей учащихся и их подготовка к изучению математики на более высоком уровне. Курс призван

  • систематизировать знания по решению текстовых задач;

  • формировать независимость, гибкость и критичность мышления;

  • способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков решения задач, связанных, в том числе, с жизненными ситуациями;

  • развивать навыки по анализу текста, выделению главного, составлению плана и т.д.

Задачи курса

  • познакомить учащихся с различными видами задач на «проценты», «движение», «работу», «числа», «сплавы», «смеси», с решением нестандартных задач;

  • выработать умения и навыки при решении текстовых задач и освоить каждый способ решения доведением до качеств, характеризуемых быстротой, легкостью, автоматизмом;

  • научить выполнять перенос математических идей и знаний на новые ситуации, на решение нестандартных задач; научить методам рассуждений – сравнения и аналогии, анализа и синтеза данного спецкурса: подготовка учащихся к итоговой аттестации, продолжению образования, повышение уровня их математической культуры;

  • способствовать развитию творческих способностей и дарований учащихся;

  • способствовать формированию у школьников интереса к изучению математики.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать: алгоритм решения уравнений, формулу корней квадратного уравнения, дробно-рациональные уравнения, способы решения систем уравнений, пропорции и их свойства, приёмы рационального счета.

Учащиеся должны уметь: решать линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения; системы уравнений первой и второй степени; выражать одно неизвестное через другое; заменять проценты дробью и наоборот; находить неизвестный член пропорции; выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

  • виды текстовых задач;

  • способы решения текстовых задач.

Уметь:

  • исследовать текстовые задачи;

  • записывать краткое условие задачи;

  • выбирать подходящее решение для данной текстовой задачи;

  • решать простейшие текстовые задачи;

Виды деятельности на занятиях

Формы проведения занятий включают в себя лекции, беседы, практикумы, консультации, работу на компьютере, практические работы по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.


Формы контроля


Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.

Тематический контроль: тест.

Итоговый контроль: итоговый тест.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


n/n

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка

(ч)

Из них

Самостоятельные работы, практические работы, тесты

Теоретическое обучение + решение задач

(ч)

Решение задач (ч)

Контрольная работа (ч)

I

Текстовые задачи

1

0,5

0,5

II

Задачи на числа

3

1

2

III

Задачи на движение

5

2

3

1

IV

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

0,5

1,5

V

Задачи на работу

2

0,5

1,5

1

VI

Задачи на проценты

3

1

2

1


Итоговая контрольная работа

1

1


Итого

17

5,5

10,5

1

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Текстовые задачи (1ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

2. Задачи на числа (3ч)
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа. Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи, решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца.

3. Задачи на движение (5ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

4. Задачи на сплавы, смеси, растворы (2ч)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

5. Задачи на работу (2ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

6. Задачи на проценты (3ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

7. Итоговая контрольная работа (1ч)



Условные обозначения

Тип урока

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом

УЗИМ — урок закрепления изученного материала

УПЗУ — урок применения знаний и умений

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений

КУ (УОНМ, УЗИМ) — комбинированный урок

УК – урок контроля

УП – урок повторения








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Всего часов __17___

В неделю _1 час (в I полугодии)___

Плановых контрольных работ: __1__, самостоятельных работ, практических работ, тестов: __7__


урока

Содержание курса

Всего часов

Вид

занятия

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

планируемая

фактическая


Тема № 1. Текстовые задачи





1

Виды текстовых задач и их примеры

1

УОНМ


02.09.2014



Тема №2. Задачи на числа





2, 3

Задачи на числа

2

КУ

тест

08, 15.09


4

Решение нестандартных текстовых задач

1

КУ, УП

индивидуальные задания

22.09



Тема № 3. Задачи на движение





5

Задачи на “одновременное” движение

1

КУ

индивидуальные задания

29.09


6

Задачи на движение в одном направлении

1

КУ

тест

06.10


7

Задачи на движение в разных направлениях

1

КУ, УЗИМ

индивидуальные задания

13.10


8, 9

Задачи на движение по воде (по течению и против течения)

2

КУ, УПКЗУ

самостоятельная работа

20, 27.10



Тема №4. Задачи на сплавы, смеси, растворы





10

Задачи на сплавы, смеси

1

КУ

тест

10.11


11

Задачи на растворы

1

КУ, УПЗУ

индивидуальные задания

17.11



Тема №5. Задачи на работу





12, 13

Задачи на работу

2

КУ, УПКЗУ

самостоятельная работа

24.11, 01.12



Тема №6. Задачи на проценты





14, 15

Формулы процентов и сложных процентов

2

КУ

тест

08, 15.12


16

Задачи с экономическим содержанием

1

КУ, УПКЗУ

самостоятельная работа

22.12


17

Итоговая контрольная работа

УК

контрольная работа

27.12



Итого

17ч






ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п/п

Вид (наименование) работы

Форма отчетности

1

Конспектирование, слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы

Дополнительные сообщения

2

Реферирование литературы

Рефераты

3

Выполнение заданий поискового исследовательского характера

Частично – поисковая деятельность

4

Работа по составлению графов

Графы для решения задач

5

Проведение практической работы

Отчет о результатах практической работы

6

Решение задач

Письменный отчет

7

Участие в работе семинара: подготовка конспектов, сообщений

Устные сообщения и демонстрации учащихся

8

Анализ научно – методической литературы

Отчет о выполнении задания по работе с научной литературой

9

Выполнение заданий творческого характера

Творческая работа по темам: « Задачи на проценты», «Задачи на числа», творческий отчет



Материально-техническое обеспечение

  1. Дидактический материал: карточки с самостоятельными и контрольными работами, карточки с индивидуальным заданием

  2. Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, линейка, треугольник

  3. Наглядный материал: презентации




Учебно-методический комплект

  1. В.Н. Студенецкая, З.С. Гребнева. Готовимся к ЕГЭ. Учебное пособие. Часть 1,2. – Волгоград: «Учитель», 2003г

  2. М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2002г

  3. Ю.В. Садовничий. Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Часть 6. Решение текстовых задач. Учебное пособие.– 3-е изд., стер. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003г. (серия «В помощь абитуриенту»)

  4. М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г

  5. Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов. Пособие по математике для поступающих в вузы (избранные вопросы элементарной математики). – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1976г

  6. Б.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Математика. Учебник для экономистов 10 – 11 классов. – М.: Сантакс - Пресс, 1996г

  7. Г.Н. Тимофеев. Математика для поступающих в вузы. Учебное пособие.– Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2001г

  8. Н.И. Попов, А.Н. Марасанов. Задачи на составление уравнений. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003г

  9. А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г

  10. А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г




Интернет-ресурсы:

  1. http://metodist.lbz.ru – методическая служба на сайте издательства «БИНОМ»

  2. http://school-collection.edu.ru/ – «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

  3. http://www.festival.1september.ru – Я иду на урок математики (методические разработки)

  4. http://pedsovet.ru – уроки, конспекты

  5. http://teorver.mccme.ru – статистика и вероятность в школе

  6. http://tmn.fio.ru – теория вероятностей в школе




Учитель: ____________________ Бякина Л.Н.



7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Бякина Любовь Николаевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 120025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
1940 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1390 руб.
1980 руб.
1450 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства