kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по алгебре «Решение текстовых задач» в 8 классе (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс имеет общеобразовательный, метапредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 17 часов. На изучение методов решения типовых задач выделено 7 часов. Провести их можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Основная деятельность учащихся на этом этапе – предварительная подготовка и самостоятельный поиск материалов, с последующим обсуждением на занятиях. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики.  Темы:  «Задачи с экономическим содержанием», «Задачи на запись чисел», «Задачи повышенной трудности» – выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих, как составная часть, в решение сложных. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по алгебре «Решение текстовых задач» в 8 классе (базовый уровень) »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснослободский многопрофильный лицей»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия


Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики

Руководитель МО _____________ /Афиногеева В.А./


«_____» ____________ 2014 г.


Утверждена руководителем образовательного учреждения

_______________ /Коршунов В.Д./


«_____»_____________ 2014 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса по алгебре

«Решение текстовых задач» в классе

(базовый уровень)







Составитель:

Бякина Любовь Николаевна

учитель математики высшей

квалификационной категории






2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура курса

Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программа общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 кл. /Сост. Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009. Рекомендована Министерством образования и науки РФ.

  2. Стандарт основного общего образования по математике. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике /Математика в школе.– 2004г, №4, с.9

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рассчитана на 17ч (1ч в неделю в I полугодии).

Общая характеристика учебного курса

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению. Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учетом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами, истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи. Решение текстовых задач приучает детей к первым абстракциям, позволяет воспитывать логическую культуру, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.

Данный курс имеет общеобразовательный, метапредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 17 часов. На изучение методов решения типовых задач выделено 7 часов. Провести их можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Основная деятельность учащихся на этом этапе – предварительная подготовка и самостоятельный поиск материалов, с последующим обсуждением на занятиях. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. Темы: «Задачи с экономическим содержанием», «Задачи на запись чисел», «Задачи повышенной трудности» – выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих, как составная часть, в решение сложных.

Целью данного курса является развитие математических способностей учащихся и их подготовка к изучению математики на более высоком уровне. Курс призван

  • систематизировать знания по решению текстовых задач;

  • формировать независимость, гибкость и критичность мышления;

  • способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков решения задач, связанных, в том числе, с жизненными ситуациями;

  • развивать навыки по анализу текста, выделению главного, составлению плана и т.д.

Задачи курса

  • познакомить учащихся с различными видами задач на «проценты», «движение», «работу», «числа», «сплавы», «смеси», с решением нестандартных задач;

  • выработать умения и навыки при решении текстовых задач и освоить каждый способ решения доведением до качеств, характеризуемых быстротой, легкостью, автоматизмом;

  • научить выполнять перенос математических идей и знаний на новые ситуации, на решение нестандартных задач; научить методам рассуждений – сравнения и аналогии, анализа и синтеза данного спецкурса: подготовка учащихся к итоговой аттестации, продолжению образования, повышение уровня их математической культуры;

  • способствовать развитию творческих способностей и дарований учащихся;

  • способствовать формированию у школьников интереса к изучению математики.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать: алгоритм решения уравнений, формулу корней квадратного уравнения, дробно-рациональные уравнения, способы решения систем уравнений, пропорции и их свойства, приёмы рационального счета.

Учащиеся должны уметь: решать линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения; системы уравнений первой и второй степени; выражать одно неизвестное через другое; заменять проценты дробью и наоборот; находить неизвестный член пропорции; выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

  • виды текстовых задач;

  • способы решения текстовых задач.

Уметь:

  • исследовать текстовые задачи;

  • записывать краткое условие задачи;

  • выбирать подходящее решение для данной текстовой задачи;

  • решать простейшие текстовые задачи;

Виды деятельности на занятиях

Формы проведения занятий включают в себя лекции, беседы, практикумы, консультации, работу на компьютере, практические работы по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.


Формы контроля


Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.

Тематический контроль: тест.

Итоговый контроль: итоговый тест.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


n/n

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка

(ч)

Из них

Самостоятельные работы, практические работы, тесты

Теоретическое обучение + решение задач

(ч)

Решение задач (ч)

Контрольная работа (ч)

I

Текстовые задачи

1

0,5

0,5

II

Задачи на числа

3

1

2

III

Задачи на движение

5

2

3

1

IV

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

0,5

1,5

V

Задачи на работу

2

0,5

1,5

1

VI

Задачи на проценты

3

1

2

1


Итоговая контрольная работа

1

1


Итого

17

5,5

10,5

1

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Текстовые задачи (1ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

2. Задачи на числа (3ч)
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа. Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи, решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца.

3. Задачи на движение (5ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

4. Задачи на сплавы, смеси, растворы (2ч)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

5. Задачи на работу (2ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

6. Задачи на проценты (3ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

7. Итоговая контрольная работа (1ч)



Условные обозначения

Тип урока

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом

УЗИМ — урок закрепления изученного материала

УПЗУ — урок применения знаний и умений

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений

КУ (УОНМ, УЗИМ) — комбинированный урок

УК – урок контроля

УП – урок повторения








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Всего часов __17___

В неделю _1 час (в I полугодии)___

Плановых контрольных работ: __1__, самостоятельных работ, практических работ, тестов: __7__


урока

Содержание курса

Всего часов

Вид

занятия

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

планируемая

фактическая


Тема № 1. Текстовые задачи





1

Виды текстовых задач и их примеры

1

УОНМ


02.09.2014



Тема №2. Задачи на числа





2, 3

Задачи на числа

2

КУ

тест

08, 15.09


4

Решение нестандартных текстовых задач

1

КУ, УП

индивидуальные задания

22.09



Тема № 3. Задачи на движение





5

Задачи на “одновременное” движение

1

КУ

индивидуальные задания

29.09


6

Задачи на движение в одном направлении

1

КУ

тест

06.10


7

Задачи на движение в разных направлениях

1

КУ, УЗИМ

индивидуальные задания

13.10


8, 9

Задачи на движение по воде (по течению и против течения)

2

КУ, УПКЗУ

самостоятельная работа

20, 27.10



Тема №4. Задачи на сплавы, смеси, растворы





10

Задачи на сплавы, смеси

1

КУ

тест

10.11


11

Задачи на растворы

1

КУ, УПЗУ

индивидуальные задания

17.11



Тема №5. Задачи на работу





12, 13

Задачи на работу

2

КУ, УПКЗУ

самостоятельная работа

24.11, 01.12



Тема №6. Задачи на проценты





14, 15

Формулы процентов и сложных процентов

2

КУ

тест

08, 15.12


16

Задачи с экономическим содержанием

1

КУ, УПКЗУ

самостоятельная работа

22.12


17

Итоговая контрольная работа

УК

контрольная работа

27.12



Итого

17ч






ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п/п

Вид (наименование) работы

Форма отчетности

1

Конспектирование, слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы

Дополнительные сообщения

2

Реферирование литературы

Рефераты

3

Выполнение заданий поискового исследовательского характера

Частично – поисковая деятельность

4

Работа по составлению графов

Графы для решения задач

5

Проведение практической работы

Отчет о результатах практической работы

6

Решение задач

Письменный отчет

7

Участие в работе семинара: подготовка конспектов, сообщений

Устные сообщения и демонстрации учащихся

8

Анализ научно – методической литературы

Отчет о выполнении задания по работе с научной литературой

9

Выполнение заданий творческого характера

Творческая работа по темам: « Задачи на проценты», «Задачи на числа», творческий отчет



Материально-техническое обеспечение

  1. Дидактический материал: карточки с самостоятельными и контрольными работами, карточки с индивидуальным заданием

  2. Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, линейка, треугольник

  3. Наглядный материал: презентации




Учебно-методический комплект

  1. В.Н. Студенецкая, З.С. Гребнева. Готовимся к ЕГЭ. Учебное пособие. Часть 1,2. – Волгоград: «Учитель», 2003г

  2. М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2002г

  3. Ю.В. Садовничий. Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Часть 6. Решение текстовых задач. Учебное пособие.– 3-е изд., стер. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003г. (серия «В помощь абитуриенту»)

  4. М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г

  5. Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов. Пособие по математике для поступающих в вузы (избранные вопросы элементарной математики). – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1976г

  6. Б.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Математика. Учебник для экономистов 10 – 11 классов. – М.: Сантакс - Пресс, 1996г

  7. Г.Н. Тимофеев. Математика для поступающих в вузы. Учебное пособие.– Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2001г

  8. Н.И. Попов, А.Н. Марасанов. Задачи на составление уравнений. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003г

  9. А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г

  10. А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г




Интернет-ресурсы:

  1. http://metodist.lbz.ru – методическая служба на сайте издательства «БИНОМ»

  2. http://school-collection.edu.ru/ – «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

  3. http://www.festival.1september.ru – Я иду на урок математики (методические разработки)

  4. http://pedsovet.ru – уроки, конспекты

  5. http://teorver.mccme.ru – статистика и вероятность в школе

  6. http://tmn.fio.ru – теория вероятностей в школе




Учитель: ____________________ Бякина Л.Н.



7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Бякина Любовь Николаевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 120025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства