kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теорема Виета

Нажмите, чтобы узнать подробности

адо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса к предмету. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных приемов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их постоянное эффективное сотрудничество по схеме; учитель – ученик – учитель.

На своих уроках я использую новые методики обобщения и углубленного повторения изученного материала и предлагаю разработку уроков по теме: “ Теорема Виета”. Данная тема возникла не случайно. На мой взгляд, использование теоремы Виета не находит широкого применения не только в 8 классе, но и в последующих классах средней школы, в частности, это относится к свойствам квадратного уравнения ax2+bx+c=0,в котором a+b+c=0 или a-b+c=0.

На примере использования этих свойств можно показать, как развивать творческую и мысленную деятельность учащихся, воспитывать у них умение использовать замеченные свойства изучаемых объектов для решения задач, умение их обобщать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по алгебре»













Урок по алгебре

в 8 классе

по теме:




«Теорема Виета», (закрепение).



































Цели урока:



1) Обобщить и закрепить знания по решению квадратных уравнений с использованием теоремы Виета и ей обратной; уметь применять при нахождении суммы и произведения корней приведенного квадратного уравнения, определении знаков корней уравнения, при проверке правильности нахождения корней квадратных уравнений.

2) Развивать логическое  мышление, навыки сравнения и анализа; развивать монологическую речь в  ходе  объяснений,  обоснований  выполняемых  действий; развивать коммуникативные навыки; навыки  самостоятельной  работы.





Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, карточки для устной работы.







План урока:

1) Повторение теоремы Виета. Ее применение для любого квадратного уравнения.

2) Связь знаков и модулей корней приведенного квадратного уравнения с знаками и модулями его коэффициентов.

3) Тест на проверку усвоения темы.

4) Задание для разбора классом.




















Ход урока:


1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих, готовности к уроку. Оглашение плана урока.

(Сл. 1,2)

2. Работа по теме урока

Учитель: С какой теоремой познакомились на прошлом уроке?

Как она звучит для приведенного квадратного уравнения? (Сл. 3)

Как можно ее записать для неприведенного квадратного

уравнения. (Сл. 4)


Задание на доске: решить уравнения и сделать проверку с помощью теоремы Виета (работают 4 ученика)


1. х2 – 9 = 0;

2. 3х2 + 15х = 0;

3. х2 – 4х – 11 = 0;

4. 2х2 + 5х – 3 = 0.



В это время фронтальная работа с классом:

1 Составить квадратное уравнение, корни которого известны

а) х1 = 2; х2 = - 7 Решение:

p = - ( 2 – 7) = - (- 5) = 5

q = 2 · (-7) = - 14

х2 + 5х – 14 = 0 (Сл.5)

б) х1 = - 2; х2 = - 5 Решение:

p = - (- 2 – 5)= 7

q = -2 · (-5) = 10

х2 + 7х + 10 = 0 (Сл.6)



в) х1 = 0,5; х2 = 0,75 Решение:

p = - (0,5 + 0,75)= - 1,25

q = 0,5 · 0,75 = 0, 375

х2 – 1,25х + 0,375 = 0

2 – 10х + 3 = 0 (Сл.7)


2. Составить квадратное уравнение, если а = 2, х1 = 4, х2 = - 1

Решение:

p = - (4 - 1)= - 3

q = 4 · (-1) = - 4

х2 – 3х - 4 = 0

2 – 6х – 8 = 0 (Сл.8)

Проверка работы у доски:


1. х2 – 9 = 0; а = 1; в= p = 0; с =q = - 9.

(х – 3)(х+3) = 0; х1 + х2 = 3 + (-3) = 0 = - p

х1 = 3; х2 = - 3. х1 · х2 = 3 · (-3) = - 9 = q


2. 3х2 + 15х = 0; а = 3; в = 15; с = q = 0.

3х(х + 5) = 0; p = 5;

х1 = 0; х2 = - 5. х1 + х2 = 0 + (-5) = - 5 = - p

х1 · х2 = 0 · (-5) = 0 = q


3. х2 – 4х – 11 = 0; а = 1; в= p = - 4; с =q = - 11.

Х1 = 2 + √15; х2 = 2 - √15. х1 + х2 = 2 + √15+ 2 - √15 = 4 = -p

х1 · х2 =(2 + √15)( 2 - √15) = 4 – 15 = - 11 = q


4. 2х2 + 5х – 3 = 0. а = 2; в = 5; с = - 3;

х1 = 0,5; х2 = - 3. p = 2,5; q = - 1,5.

Х1 + х2 = 0,5 + (-3) = - 2,5 = - p

х1 · х2 = 0,5 · (-3) = - 1,5 = q


Связь знаков и модулей корней приведенного квадратного уравнения с знаками и модулями его коэффициентов.

Учитель: Можно ли находить корни квадратного уравнения без вычисления дискриминанта?

Ответ – да, но при условии, если уравнение приведенное, а корни целочисленные. Теорема, обратная теореме Виета гласит: если найдутся два числа, сумма которых равна числу противоположному коэффициенту при х, а их произведение есть свободное слагаемое приведенного квадратного уравнения, то эти числа являются корнями данного уравнения.

Такой способ решения называется способом подбора, и этим способом можно пользоваться наиболее результативно, если уловить связь знаков и модулей корней приведенного квадратного уравнения с знаками и модулями его коэффициентов. Попробуем эту связь объединить в таблицу:


(Сл.9) х2 + pх + q = 0


q 0

p 0

х1 ׀q׀ = ׀ х1 ׀ · ׀ х2 ׀

х2 ׀p׀ = ׀ х1 ׀ + ׀ х2 ׀

q 0

p

х1 0 ׀q׀ = ׀ х1 ׀ · ׀ х2 ׀

х2 0 ׀p׀ = ׀ х1 ׀ + ׀ х2 ׀

q

p 0

х1 ׀q׀ = ׀ х1 ׀ · ׀ х2 ׀

х2 0 ׀p׀ = ׀ х1 ׀ - ׀ х2 ׀

q

p

х1 ׀q׀ = ׀ х1 ׀ · ׀ х2 ׀

х2 0 ׀p׀ = ׀ х2 ׀ - ׀ х1 ׀



Решение приведенных квадратных уравнений способом подбора

(фронтальная работа с классом, уравнения на карточках)


1) х2 – х – 6 = 0

х1 + х2 = 1; х1 · х2 = - 6; х1 = 3; х2 = - 2.


2) х2 + 5х + 4 = 0

х1 + х2 = - 5; х1 · х2 = 4; х1 = - 1; х2 = - 4.


3) х2 – 11х + 18 = 0

х1 + х2 = 11; х1 · х2 = 18; х1 = 9; х2 = 2.


4) х2 + 7х – 18 = 0

х1 + х2 = - 7; х1 · х2 = - 18; х1 = 2; х2 = - 9.


5) х2 – 3х – 4 = 0

х1 + х2 = 3; х1 · х2 = - 4; х1 = 4; х2 = - 1.


6) х2- 5х + 6 = 0

х1 + х2 = 5; х1 · х2 = 6; х1 = 3; х2 = 2.


7) х2 + 11х + 30 = 0

х1 + х2 = - 11; х1 · х2 = 30; х1 = - 5; х2 = - 6.

8) х2 – х – 30 = 0

х1 + х2 = 1; х1 · х2 = - 30; х1 = 6; х2 = - 5.















Тест на проверку усвоения темы:

( с использованием слайдов)


1) Один из корней данного уравнения равен 4, определите второй корень уравнения. (Сл.10)

1 вариант. 2 вариант

х2 + pх + 12 = 0 х2 + pх - 12 = 0

Варианты ответов: а) – 3; б) 8; в) 3; г) – 8.


2) Один из корней данного уравнения равен 2, определите второй корень уравнения. (Сл.11)

1 вариант. 2 вариант

х2 - 8х + q = 0 х2 + 8х + q = 0

Варианты ответов: а) 10; б) - 10; в) 6; г) – 6.


3) Определите знаки корней данного квадратного уравнения, если таковые имеются. (Сл.12)

1 вариант. 2 вариант

х2 + 3х + 1 = 0 х2 - 3х – 1= 0

Варианты ответов: а) корней нет;

б) оба коря отрицательные;

в) оба корня положительные;

г) корни разных знаков.


4) Корнями данного приведенного квадратного уравнения являются два числа (Сл.13)

1 вариант. 2 вариант

х2 + 5х – 6 = 0 х2 – 5х – 6 = 0

Варианты ответов: а) – 3 и 2; б) 3 и - 2; в) 6 и – 1; г) – 6 и 1.


5) Корнями данного квадратного уравнения являются два числа (Сл.14)

1 вариант. 2 вариант

2 – 6х + 4 = 0 2х2 + 6х + 4 = 0

Варианты ответов: а) 1 и 2; б) 4 и – 1; в) – 4 и 1; г) – 1 и – 2.


Ключ к тесту: (Сл.15)

1

2

3

4

5

1 вариант

в

в

б

г

а

2 вариант

а

б

г

в

г





Задание для разбора классом.


Не решая уравнения 5х2 – 13х – 6 = 0 найдите сумму квадратов его корней.

Решение: 5х2 – 13х – 6 = 0

х2 – 2,6х – 1,2 = 0

По теореме Виета х1 + х2 = 2,6; х1 · х2 = - 1,2;

По формуле квадрата суммы (х1 + х2 )2 = х12 + 2 х1 х2 + х22

х12 + х22 = (х1 + х2 )2 - 2 х1 х2


х12 + х22 = 2,62 – 2 · ( - 1,2) = 9,16.


Ответ: 9,16.



Подведение итогов урока.

Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Теорема Виета

Автор: Сущенко Александр Петрович

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 255204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Теорема Виета "
    ["seo_title"] => string(16) "tieoriema-viieta"
    ["file_id"] => string(6) "107955"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403514746"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-alghiebry-v-8-klassie-po-tiemie-tieoriema-viieta"
    ["file_id"] => string(6) "141474"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418130364"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета. "
    ["seo_title"] => string(51) "rieshieniie-kvadratnykh-uravnienii-tieoriema-viieta"
    ["file_id"] => string(6) "101444"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417588"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета"
    ["seo_title"] => string(46) "privedennoe_kvadratnoe_uravnenie_teorema_vieta"
    ["file_id"] => string(6) "594947"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1639595114"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Открытый урок алгебры  в 8 классе с применением технологии критического мышления  « Теорема Виета  »"
    ["seo_title"] => string(99) "otkrytyiurokalghiebryv8klassiesprimienieniiemtiekhnologhiikritichieskoghomyshlieniiatieoriemaviieta"
    ["file_id"] => string(6) "322607"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461640370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства