Урок по алгебре
  в 8 классе
  по теме:
  
 
  
 
  
 
  «Теорема Виета», (закрепение).
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
  
 
 Цели урока:  
  
 
  
 
  1) Обобщить и закрепить знания по решению квадратных уравнений с использованием теоремы Виета и ей обратной; уметь применять при нахождении суммы и произведения корней приведенного квадратного уравнения, определении знаков корней уравнения, при проверке правильности нахождения корней квадратных уравнений.
  2) Развивать логическое  мышление, навыки сравнения и анализа; развивать монологическую речь в  ходе  объяснений,  обоснований  выполняемых  действий; развивать коммуникативные навыки; навыки  самостоятельной  работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Оборудование:  
  компьютер, проектор, презентация, карточки для устной работы.
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 План урока:
  
  1) Повторение теоремы Виета. Ее применение для любого квадратного уравнения.
  2) Связь знаков и модулей корней приведенного квадратного уравнения с знаками и модулями его коэффициентов.
  3) Тест на проверку усвоения темы.
  4) Задание для разбора классом.
  
 
  
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Ход урока:
  
 
 1. Организационный момент
  Приветствие, проверка присутствующих, готовности к уроку. Оглашение плана урока.
  (Сл. 1,2)
  
  2. Работа по теме урока
  Учитель:  С какой теоремой познакомились на прошлом уроке?  
  Как она звучит для приведенного квадратного уравнения? (Сл. 3)
  Как можно ее записать для неприведенного квадратного  
  уравнения. (Сл. 4)
  
 
   Задание на доске: решить уравнения и сделать проверку с помощью теоремы Виета (работают 4 ученика)
  
 
  1. х2 – 9 = 0;
  2. 3х2 + 15х = 0;
  3. х2 – 4х – 11 = 0;
  4. 2х2 + 5х – 3 = 0.  
 
 
 
 
 В это время фронтальная работа с классом:
   
 1 Составить квадратное уравнение, корни которого известны
  а) х1 = 2; х2 = - 7 Решение:
  p = - ( 2 – 7) = - (- 5) = 5
  q = 2 · (-7) = - 14
   х2 + 5х – 14 = 0 (Сл.5)
  б) х1 = - 2; х2 = - 5 Решение:
  p = - (- 2 – 5)= 7
  q = -2 · (-5) = 10
  х2 + 7х + 10 = 0 (Сл.6)
 
 
 
 
  в) х1 = 0,5; х2 = 0,75 Решение:
  p = - (0,5 + 0,75)= - 1,25
  q = 0,5 · 0,75 = 0, 375
  х2 – 1,25х + 0,375 = 0
  8х2 – 10х + 3 = 0 (Сл.7)
 
 
 2. Составить квадратное уравнение, если а = 2, х1 = 4, х2 = - 1  
  
  Решение:
  p = - (4 - 1)= - 3
  q = 4 · (-1) = - 4
  х2 – 3х - 4 = 0
  2х2 – 6х – 8 = 0 (Сл.8)
  
 Проверка работы у доски:
 
 
  1. х2 – 9 = 0; а = 1; в= p = 0; с =q = - 9.  
  (х – 3)(х+3) = 0; х1 + х2 = 3 + (-3) = 0 = - p  
  х1 = 3; х2 = - 3. х1 · х2 = 3 · (-3) = - 9 = q
  
 
  2. 3х2 + 15х = 0; а = 3; в = 15; с = q = 0.
  3х(х + 5) = 0; p = 5;
  х1 = 0; х2 = - 5. х1 + х2 = 0 + (-5) = - 5 = - p  
  х1 · х2 = 0 · (-5) = 0 = q
  
 
  3. х2 – 4х – 11 = 0; а = 1; в= p = - 4; с =q = - 11.
  Х1 = 2 + √15; х2 = 2 - √15. х1 + х2 = 2 + √15+ 2 - √15 = 4 = -p  
  х1 · х2 =(2 + √15)( 2 - √15) = 4 – 15 = - 11 = q
  
 
  4. 2х2 + 5х – 3 = 0. а = 2; в = 5; с = - 3;  
  х1 = 0,5; х2 = - 3. p = 2,5; q = - 1,5.
  Х1 + х2 = 0,5 + (-3) = - 2,5 = - p  
  х1 · х2 = 0,5 · (-3) = - 1,5 = q  
 
 
  Связь знаков и модулей корней приведенного квадратного уравнения с знаками и модулями его коэффициентов.  
  
 Учитель: Можно ли находить корни квадратного уравнения без вычисления дискриминанта?  
  Ответ – да, но при условии, если уравнение приведенное, а корни целочисленные. Теорема, обратная теореме Виета гласит: если найдутся два числа, сумма которых равна числу противоположному коэффициенту при х, а их произведение есть свободное слагаемое приведенного квадратного уравнения, то эти числа являются корнями данного уравнения.
 Такой способ решения называется способом подбора, и этим способом можно пользоваться наиболее результативно, если уловить связь знаков и модулей корней приведенного квадратного уравнения с знаками и модулями его коэффициентов. Попробуем эту связь объединить в таблицу:
 
 
 (Сл.9) х2 + pх + q = 0
  
 
      |   q  0   |    p  0     |     х1 ׀q׀ = ׀ х1 ׀ · ׀ х2 ׀  х2 ׀p׀ = ׀ х1 ׀ + ׀ х2 ׀   |  
  |   q  0   |    p    |     х1  0 ׀q׀ = ׀ х1 ׀ · ׀ х2 ׀  х2  0 ׀p׀ = ׀ х1 ׀ + ׀ х2 ׀   |  
  |   q     |    p  0     |     х1 ׀q׀ = ׀ х1 ׀ · ׀ х2 ׀  х2  0 ׀p׀ = ׀ х1 ׀ - ׀ х2 ׀   |  
  |   q    |    p    |     х1 ׀q׀ = ׀ х1 ׀ · ׀ х2 ׀  х2  0 ׀p׀ = ׀ х2 ׀ - ׀ х1 ׀   |  
 
  
 
  
 
 Решение приведенных квадратных уравнений способом подбора
  (фронтальная работа с классом, уравнения на карточках)
 
 
 1) х2 – х – 6 = 0
 х1 + х2 = 1; х1 · х2 = - 6; х1 = 3; х2 = - 2.
 
 
 2) х2 + 5х + 4 = 0
 х1 + х2 = - 5; х1 · х2 = 4; х1 = - 1; х2 = - 4.
 
 
 3) х2 – 11х + 18 = 0
 х1 + х2 = 11; х1 · х2 = 18; х1 = 9; х2 = 2.
 
 
 4) х2 + 7х – 18 = 0
 х1 + х2 = - 7; х1 · х2 = - 18; х1 = 2; х2 = - 9.
 
 
 5) х2 – 3х – 4 = 0
 х1 + х2 = 3; х1 · х2 = - 4; х1 = 4; х2 = - 1.
 
 
 6) х2- 5х + 6 = 0
 х1 + х2 = 5; х1 · х2 = 6; х1 = 3; х2 = 2.
 
 
 7) х2 + 11х + 30 = 0
 х1 + х2 = - 11; х1 · х2 = 30; х1 = - 5; х2 = - 6.
  
 8) х2 – х – 30 = 0
 х1 + х2 = 1; х1 · х2 = - 30; х1 = 6; х2 = - 5.
 
 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Тест на проверку усвоения темы:  
  ( с использованием слайдов)
 
 
 1) Один из корней данного уравнения равен 4, определите второй корень уравнения. (Сл.10)
 1 вариант. 2 вариант
 х2 + pх + 12 = 0 х2 + pх - 12 = 0  
 Варианты ответов: а) – 3; б) 8; в) 3; г) – 8.
 
 
 2) Один из корней данного уравнения равен 2, определите второй корень уравнения. (Сл.11)
 1 вариант. 2 вариант
 х2 - 8х + q = 0 х2 + 8х + q = 0  
 Варианты ответов: а) 10; б) - 10; в) 6; г) – 6.
 
 
 3) Определите знаки корней данного квадратного уравнения, если таковые имеются. (Сл.12)
 1 вариант. 2 вариант
 х2 + 3х + 1 = 0 х2 - 3х – 1= 0  
 Варианты ответов: а) корней нет;
  б) оба коря отрицательные;
  в) оба корня положительные;
  г) корни разных знаков.
 
 
 4) Корнями данного приведенного квадратного уравнения являются два числа (Сл.13)
 1 вариант. 2 вариант
 х2 + 5х – 6 = 0 х2 – 5х – 6 = 0  
 Варианты ответов: а) – 3 и 2; б) 3 и - 2; в) 6 и – 1; г) – 6 и 1.
 
 
 5) Корнями данного квадратного уравнения являются два числа (Сл.14)
 1 вариант. 2 вариант
 2х2 – 6х + 4 = 0 2х2 + 6х + 4 = 0  
 Варианты ответов: а) 1 и 2; б) 4 и – 1; в) – 4 и 1; г) – 1 и – 2.
 
 
 Ключ к тесту: (Сл.15)
         |       |    1   |    2   |    3   |    4   |    5   |  
  |   1 вариант   |    в   |    в   |    б   |    г   |    а   |  
  |   2 вариант   |    а   |    б   |    г   |    в   |    г   |  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Задание для разбора классом.
 
 
 Не решая уравнения 5х2 – 13х – 6 = 0 найдите сумму квадратов его корней.
 Решение: 5х2 – 13х – 6 = 0
  х2 – 2,6х – 1,2 = 0
  По теореме Виета х1 + х2 = 2,6; х1 · х2 = - 1,2;  
  По формуле квадрата суммы (х1 + х2 )2 = х12 + 2 х1 х2 + х22
  х12 + х22 = (х1 + х2 )2 - 2 х1 х2  
 
 
 х12 + х22 = 2,62 – 2 · ( - 1,2) = 9,16.
 
 
  Ответ: 9,16.
 
 
 
 
 Подведение итогов урока.
 Домашнее задание.