Оборудование: учебник алгебры под ред. Никольский С.М. и др., тетрадь, раздаточный материал, презентация к уроку, составленная учителем.
План урока.
№
Этап урока
Содержание (цель) этапа
Время (мин)
1
Организационный момент
Постановка цели урока. Создание благоприятных условий для успешной деятельности. Мотивация учения.
1
2
Проверка домашнего задания
Фронтальная, индивидуальная проверка и коррекция знаний и умений учащихся.
2
3
Анализ проверочной работы
Разбор допущенных ошибок, ответы на вопросы.
3
4
Изучение нового материала
Формирование опорных знаний, формулировка правил, решение задач, анализ результатов, ответы на вопросы учащихся.
14
5
Закрепление изученного материала
Усвоение изученного материала путем его применения при решении задач по аналогии под контролем учителя.
15
6
Подведение итогов урока
Оценка знаний отвечавших учеников. Проверка знаний и понимания формулировок правил методом фронтального опроса.
3
7
Домашнее задание
Ознакомление учащихся с содержанием задания и получение необходимых пояснений.
2
8
Дополнительные задания
Разноуровневые задания для обеспечения развития учащихся.
5
Ход урока.
Организационный момент. Постановка цели урока. Создание благоприятных условий для успешной деятельности. Мотивация учения.
Проверка домашнего задания. Фронтальная, индивидуальная проверка и коррекция знаний и умений учащихся.
№
Уравнение
а
b
c
Количество корней
1
2
3
4
5
6
Анализ проверочной работы. Разбор допущенных ошибок, ответы на вопросы.
Текст проверочной работы:
Вариант №1.
Решите уравнения:
А) ,
Б)
2.Найдите значение параметра а, при которых уравнение имеет:
Один корень,
Два различных корня.
Вариант №2.
Решите уравнения:
А) ,
Б)
2.Найдите значение параметра а, при которых уравнение имеет:
Один корень,
Два различных корня.
Изучение нового материала.
Реши уравнения:
№
Уравнение
Корни уравнения
Сумма корней
Произведение корней
1.
х2 + х –12 = 0
3 и -4
-1
-12
2.
х2 - 12х – 45 = 0
-3 и 15
12
-45
3.
у2+ 8у +15 = 0
-3 и -5
-8
15
4.
у2- 5у +6 = 0
2 и 3
5
6
5.
z2-10z +21 = 0
3 и 7
10
21
6.
z2- 3z -10 = 0
-2 и 5
3
-10
Найдите связь между коэффициентами а, b, с, суммой и произведением корней квадратного уравнения. Сделайте вывод.
4.1. Франсуа Виет – французский математик 16 века. Он был адвокатом, позднее – советником французских королей Генриха III и Генриха II.
Однажды он сумел расшифровать очень сложное испанское письмо, перехваченное французами. Инквизиция чуть не сожгла его на костре, обвинив в сговоре с дьяволом.
Франсуа Виета называют «отцом буквенной современной алгебры»
Как связаны между собой корни квадратного трёхчлена и его коэффициенты p и q? Ответ на этот вопрос дает теорема , которая носит имя «отца алгебры», французского математика Ф.Виета, которую мы будем сегодня изучать.
Знаменитая теорема была обнародована в 1591 году.
4.2.Сформулируем определение приведенного квадратного уравнения.
Определение. Квадратное уравнение вида называется приведенным.
Это значит, что старший коэффициент уравнения равен единице.
Пример. .
Всякое квадратное уравнение может быть приведено к виду . Для этого необходимо разделить обе части уравнения на .
Если и - корни уравнения , то справедливы формулы , т.е. сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
После этого учителем проводится доказательство теоремы. Затем совместно с учащимися делает вывод.
Пример. . p=-5,q=6.
. . Значит числа и - числа
положительные. Необходимо найти два положительных числа, произведение которых
равно 6, а сумма равна 5. =2, =3 – корни уравнения.
4.5. Применение теоремы Виета.
С её помощью можно:
Найти сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его,
Зная один из корней , найти другой,
Определить знаки корней уравнения,
Подобрать корни уравнения, не решая его.
По данным двум числам составлять квадратное уравнение.
4.6. Сформулируем теорему обратную теореме Виета.
Если числа p, q, и таковы, что удовлетворяют соотношения , то , - корни квадратного уравнения .
4.7. рассмотреть решение задачи 5 на странице учебника 125.
Закрепление изученного материала
№ 239 (устно)
№ 240 (устно)
№ 241 (а,в,д,ж)
№ 244 (устно)
№ 246 (устно)
№ 247(а,в,д)
№ 249 (а,г,ж)
Подведение итогов урока.
Ответьте на вопросы:
Какие уравнения называются приведенными?
Можно ли обычное квадратное уравнение сделать приведенным?