Тема урока "Совместные действия над рациональными числами"
Тема урока "Совместные действия над рациональными числами"
Цели урока:
• систематизировать знания учащихся по теме;
• закрепить навыки в выполнении сложения, вычитания, умножения, деления и совместных действий над рациональными числами;
• активизировать всех учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы и игровую форму урока.
Форма урока: урок-соревнование "Математический биотлон".
Оборудование: мишень, комплект разрезанных открыток, кроссворд, доска, мел, проектор, экран, жетон.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Игра «Биотлон» - зимний вид спорта, прохождение трассы на лыжах и стрельба по мишени. Класс разбивается на группы по 3-4 человек. Каждая группа – это команда со своим командиром, которому предстоит совершить пробег по трассе и стрельбе по мишени. Преодолеть эти препятствия сможет команда, который знает правила сложения, вычитания, умножения, деления рациональных чисел, кто умеет возводить в степень рациональные числа, а также кто умеет правильно применять свойства умножения и деления рациональных чисел.
Победит та команда, которая наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения и поразив точно мишени. У каждой команды своя трасса (свои задания), поражение мишени – выполнение точно задания. Командир команды ведет лист учета движения и поражения мишени (лист оценок). Каждый этап гонки, оценивается жетоном:
коричневый –1 балл,
желтый – 2 балла,
зеленый – 3 балла,
синий – 4 балла,
красный – 5 баллов.
Цвет выданного жетона зависит от количества правильно решенных примеров.
В начале каждого этапа на экране высвечивается задание для команд. (слайды)
После выполнения заданий, учитель проверяет решение, выдает жетоны и на экран включает слайд с ответами заданных примеров. Ребята проверяют- самопроверка, переписывают примеры в тетрадь. Командиры команд объясняют решение примера учащимся, если непонятно.
ІІ. Основная часть.
Девиз гонки: "Торопись – медленно"
"На старт!"
1-й этап.Прохождение трассы.
Опрос по правилам сложения, вычитания, умножения, деления рациональных чисел.
Сформулируйте переместительное (сочетателное) свойства сложения (умножения) рациональных чисел.
Какой множитель алгебраического выражения называют коэффициентом?
Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
Сформулируйте правило умножения (деления) чисел с разными знаками.
На какое рациональное число делить нельзя?
В каком случае произведение (частное) двух чисел равно нулю?
Как найти произведение двух отрицательных чисел?
И так, какие трудности испытали при прохождении трассы? Какие правила не были озвучены той или иной командой?
2-й этап.Составим карту гонки. І мишень.
13 (–5)= -65
(–14,21):7 = –2,03
(–0,7) 125 = –87,5
(–4/9):(–2/3) = 2/3
3-й этап.Внезапная остановка . ІІ мишень.
Найти поломку и устранить. Вместо звездочки поставить число, чтобы получилось верное равенство:
7 () - 21
4) 7,8 () - 2,9
() : (–4,5) = 3
5) () (-15) 60
() 36 -0,36
6) (–40) : () = -2
4-й этап. Передача эстафеты. ІІІ мишень.
Кроссворд. Ребята получают карточки с заданием для кроссворда (один на все команды, можно и разные на 3 команды) Если вы правильно отгадаете кроссворд, то в выделенной части получится "ключевое слово".
Отгадывают все вместе, не по командам.
Наименьшее семизначное число.
То, что надо знать наизусть.
Геометрическая фигура.
Арифметическое действие.
Единица измерения.
Равенство, содержащее неизвестное.
Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
Математический инструмент.
Геометрическая фигура.
Деление на измерительных приборах.
5-й этап Финиш. IV мишень
Составить по три примера на нахождения значения выражения содержащих рациональные числа. Поменяться с командами, найти значения.
Сравнить не вычисляя.
(–25,15) + (–50) (–25,15) – (-50)
375:(–20)
(–50,5) : (–10,1) 0 (–8,8)
ІІ. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Трудно ли поразить цель одному, а когда в команде? Где применяются знания действий с рациональными числами?
ІІІ. Подведение итогов.
Определение победителя по наибольшему количеству баллов –очки по попаданию в мишень. Выставление оценок.