1) Дидактические:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, закрепить умение применять теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора, при решении задач, показать исторические истоки теоремы.
2) Развивающая: продолжить развитие логического мышления и мировоззрения учащихся, навыков самоконтроля и взаимоконтроля; интеллектуальных навыков (анализировать и оценивать свои знания и знания товарища).
3) Воспитательная: продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к предмету, уважительного отношения к мнению окружающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) Дидактические:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, закрепить умение применять теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора, при решении задач, показать исторические истоки теоремы.
2) Развивающая: продолжить развитие логического мышления и мировоззрения учащихся, навыков самоконтроля и взаимоконтроля; интеллектуальных навыков (анализировать и оценивать свои знания и знания товарища).
3) Воспитательная: продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к предмету, уважительного отношения к мнению окружающих.
Тип урока:урок закрепления полученных знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- На предыдущих уроках мы с вами познакомились с одной из главных теорем геометрии. Какой? (теоремой Пифагора)
- И теоремой, обратной теореме Пифагора. Сегодня продолжим работу с этими теоремами. Тема нашего урока «Теорема Пифагора и её применение».
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Начать наше занятие мне хотелось бы словами великого ИоганнаКеплера:«Геометрия владеетдвумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора».
- Поэтому цель нашего урока: показать использование этого сокровища при решении не только задач, которые есть в учебнике, но и старинных задач и практических задач. Мы повторим не только геометрию, но и алгебру, обратимся к истории этой теоремы.
II. Актуализация знаний.
- Урок сегодня у нас будет немного необычный – вы совершите увлекательное путешествие в страну «Пифагорию». А я буду вашим гидом и помощником.
- Прежде чем отправиться в путешествие, обратите внимание у каждого на парте лежит «оценочный» лист. Что это такое? Это лист, в котором начерчена таблица. В первой колонке прописаны все виды деятельности, которые вы сегодня будете выполнять на уроке, во второй колонке – критерия оценивания. В третьей колонке - «Я оцениваю себя» - вы в течение урока ставите себе баллы за выполненную работу по той шкале, которая прописана во второй колонке. В конце урока вы находите общее количество баллов за урок и получаете соответствующую оценку. Критерии оценивания будут представлены в конце урока. Также у меня будут «бонус-баллы», которые можно будет получить в конце урока за активную работу, за старательность, за минимальное количество, допущенных ошибок.
- Теперь можем отправиться в путешествие. Чтобы идти верным путем и не заблудиться, необходимо отыскать карту маршрута, а для этого нам нужно выполнить следующее задание: проверить соседа по парте.
- Каждая пара получает по конверту, в который вложены вопросы. Вы по очереди достаете по одному вопросу. Один зачитывает, второй – отвечает. Если не знаете ответа, ответить может тот, кто зачитывал вопрос. Если оба не знают ответа, то вы его откладываете и продолжаете работу дальше. На оставленный вопрос вам поможет ответить класс после совместной работы. Не забываем себя оценивать. За каждый правильный ответ – 1 балл, т.е. в сумме у вашей пары количество баллов не должно превышать количество вопросов.
Вопросы в конверте:
Какой треугольник называется прямоугольным? (у которого есть прямой угол)
Как называются стороны треугольника, образующие прямой угол? (катетами)
Как называется сторона треугольника, лежащая против прямого угла? (гипотенуза)
Назовите формулу по которой можно найти гипотенузу треугольника, зная длины его катетов? (с2= а2+в2)
Закончите предложение: Если в треугольнике квадрат одной стороны равен сумме квадратов двух других сторон, то такой треугольник –____________ (прямоугольный).
- Молодцы, основные понятия, необходимые нам сегодня все успешно вспомнили. Поэтому нашему взору будет открыта Карта путешествий
III. Проверка дом. задания
- Итак, начнем наш путь с Исторической тропинки
-О жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г. до н.э. в Древней Греции на острове Самос, который находится в Эгейском море у берегов Малой Азии, поэтому его называют Пифагором Самосским.
- Имя Пифагора известно благодаря его открытиям. Так, все мы знакомы с таблицей Пифагора (таблицей умножения), нам хорошо известна теорема, названная его именем
IV. Решение задач по готовым чертежам.
- Историческую тропинку успешно преодолели. Все подготовились добросовестно. Не забываем оценивать себя. Первой остановкой на нашем пути будет Долина Устных Задач
- Решаем задачи по готовым чертежам
Слайд 12 – ответ: 15 см
Слайд 13 – ответ: 5 см
Слайд 14 – ответ: 15 см
Работают самостоятельно. Кто знает ответ, поднимает руку и отвечает. На каждую задачу 1-2 мин.
V. Решение старинных задач.
- Мы успешно продвигаемся вперед и далее попадаем на Остров Незнаек
- Вы, наверное, спросите, а почему Незнаек? Да просто жители этого острова вот уже несколько веков никак не могут решить задачи, и поэтому задачи у нас сегодня старинные. А задачи они не могут решить потому, что они не знают теорему Пифагора. Но мы - то можем им помочь? Верно?
- Эти задачи решались веками, а вам надо это сделать за 10-12 минут, поэтому объединимся в группы. Каждая группа получает по три задачи. Время на выполнение работы 12 минут. Сколько задач успеваете решить, столько и решаете.
- Теперь проверим, что у вас получилось.
Условие задачи про тополь
Решение задачи №1
Условие задачи про самолет
Решение задачи № 2
Задача № 498 (а – г) и решение
VI. Физкультминутка
- Наше путешествие немного нас утомило, и поэтому я предлагаю сделать небольшой привал на полянке Здоровья.
Физкультминутка
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
VII. Тестовая работа с взаимоконтролем
-Сейчас каждому из вас предстоит преодолеть Крепость Геометрических Формул, а для этого надо выполнить тестовую работу. (Раздача карточек). Одолев эту крепость, меняемся карточками, проверяем друг друга и выставляем оценки. Время на «взятие Крепости» – 7 мин
Карточки – задания:
ВариантI.
1. Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны равны 6; 8; 10?
Ответ: да, нет.
2. Верно ли: Катет больше гипотенузы?
Ответ: да, нет.
3. Верно ли равенство: ВС= ?
Ответ: да, нет
4. Найти площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 5см и 8см.
Ответ: 27 см2, 20 см2, 45 см2, 40 см2.
5. . Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 13 см, а основание равн10 см. Найти площадь треугольника.
Ответ: 60 см2; 30 см2 ; 130 см2; 65 см2.
ВариантII.
1. Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны равны 12; 13; 4?
Ответ: да, нет.
2. Верно ли: Гипотенуза больше катета?
Ответ: да, нет.
3. Верно ли равенство: АС= ?
Ответ: да, нет
4. Найти площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 6см и 12см.
Ответ: 36 см2, 20 см2, 72 см2, 18 см2.
5. . Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 17 см, а высота, проведенная к основанию - 8см. Найти периметр треугольника.
Ответ: 25см; 42см; 64см; 50см.
( ответы приведены в таблице).
I вар
II вар
Да
Нет
Нет
Да
Да
Да
20см2
36см2
30см2
64 см2
VIII.Практическая задача с веревкой.
- И последним на нашем пути оказался Город Мастеров. -Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но и в умении приложить знание на деле».
-А вы знаете, что ещё землемеры Древнего Египта для построения прямого угла использовали веревку, разделенную узлами на 12 равных частей. Предлагаю на несколько минут представить себя в роли древних египтян и показать, как это можно сделать.
(Вызываются 3 человека, которые веревкой образовывают треугольник с прямым углом). Указание: в углах должны быть узлы.
- Молодцы! Вы достойно показали себя настоящими мастерами и, я надеюсь, что все полученные знания вам непременно пригодятся в дальнейшей жизни, например, когда решите построить свой дом.
IX. Домашнее задание
Раздача карточек с домашними задачами.
X. Подведение итогов
- Пришло время подвести итоги. Посчитайте количество баллов. И соотнесите ее с критериями оценок.
- И конечно получают бонус-баллы…
Критерии оценивания:
25 и более баллов – оценка «5»
18 – 24 баллов – оценка «4»
12 -17 баллов – оценка «3»
Менее 12 баллов – оценка «2»
Выставление оценок.
XI.Рефлексия
После того, как прозвенел звонок, учитель просит учащихся оставить на доске красный цветочек, синий квадрат или черную тучку.
- по окончании урока у меня замечательное настроение, потому что все было понятно и интересно.
- настроение хорошее, но кое-что я не понял (а)
-у меня плохое настроение, я ничего не понял(а), только время зря потратил(а)