Предмет: математика.
Класс: 5
Учитель математики: Хлашева Дина Порфирьевна
Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сыбайкасинская основная общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики.
Тема урока: Объем прямоугольного параллелепипеда
Главная дидактическая цель: закрепление навыков нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда и площади его поверхности, обучение решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе сравнительного анализа своей деятельности.
Регулятивные: умения определять последовательность своих действий и работать по составленному плану, навыки самоконтроля и коррекции. Коммуникативные: умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь другого, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного), добывать новые знания, развивать навыки доказательного рассуждения, логическое мышление.
УМК урока: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Е. А. Бунимовича УМК «Сфера», изд-во «Просвещение»
Оборудование: коробка картонная (28 х 15 х 8), пакеты из-под сока (6 х 4 х 8), лента, бумага оберточная, иллюстрации.
За правильный ответ учащийся получает зелёный жетон, за неполный ответ - синий. В конце игры подсчитываются жетоны, от их количества и цвета зависит оценка учащегося.
Оформление доски: Рисунки с изображением сказочных героев Карлсона (слева) Малыша и торта (справа) (Приложение 1). Между ними пять перевернутых листов (Приложение 2).
Методы и формы организации обучения: работа в группах, практическая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, выполнение тренировочных упражнений
Ход урока
I. Оргмомент, мотивация учащихся Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем путешествие по удивительному миру многогранников.
ЗАДАНИЕ 1
На ваших партах даны наборы. Я попрошу вас разделить данные фигуры на две группы. (плоские и объемные).
- Почему вы так разделили данные фигуры.
- Теперь уберите круглые тела
- Как называются оставшиеся геометрические тела (многогранники)
-С какими многогранниками вы познакомились на прошлых уроках прямоугольный (параллелепипед,. пирамида, призма и куб)
ЗАДАНИЕ 2 (Устный счет и индивидуальная работа)
Назвать рёбра, равные АК.
Назвать рёбра, выходящие из вершины К.
Назвать грань, равную КРМЕ.
Назвать грани, которым принадлежит вершина А.
Что нужно знать, чтобы вычислить площадь всей поверхности параллелепипеда?
Вычислите площадь всей поверхности данного параллелепипеда.
Как находится объём прямоугольного параллелепипеда?
Вычислите объём данного параллелепипеда
ЗАДАНИЕ 3. Сегодня у нас необычный урок, потому что у нас в гостях сказочные герои. Вы узнали этих героев? У Малыша сегодня день рождения и мы вместе с Карлсоном отправляемся к нему в гости. Давайте поспешим, тем более, что там уже приготовлен вкусный торт. А заодно будем зарабатывать хорошую оценку. Чем больше листочков откроем в пути, тем лучше оценка. Листы для самооценки лежат у вас на партах (Приложение 3). Итак, в путь.
Открываем тетради, записываем дату:25 апреля, Классная работа.
Актуализация знаний. Тест. На день рождения принято дарить подарки. Давайте выполним задание и узнаем, какой подарок приготовил Карлсон своему другу. Задание: ответить на вопросы теста. Показать на сигнальных карточках букву, соответствующую верному варианту ответа
1.Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед? А -6 Б -8 В- 12
2. Если у прямоугольного параллелепипеда закрасить одинаковым цветом равные грани, то сколько цветов потребуется?
А -2 Б -3 В- 4
3. Какую форму имеют грани прямоугольного параллелепипеда?
А -треугольники Б -квадраты В- прямоугольники
4. Сколько рёбер у прямоугольного параллелепипеда?
А -6 Б -8 В- 12
5. Сколько измерений у прямоугольного параллелепипеда? А -2 Б -3 В- 4
6. Какое понятие является здесь лишним? А -длина Б — высота В- скорость Г — ширина
7. Сколько равных граней у куба? А -6 Б -4 В- 3
Пользуясь таблицей, составьте из выписанных букв слово:
| А | Б | В | Г |
1 | В | С | К | |
2 | О | А | Е | |
3 | Н | Г | Р | |
4 | И | А | Е | |
5 | М | Н | В | |
6 | Я | Э | Ь | Ы |
7 | Е | Н | Т | |
(Получается цепочка АБВВБВА, из которой складывается слово ВАРЕНЬЕ)
И так, мы узнали, какой подарок приготовил Карлсон своему другу и тем самым выполнили первое задание (открываем первый перевернутый лист на доске). Поставьте себе столько баллов, сколько верных ответов получили.
Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях. ЗАДАНИЕ 4.
.Карлсон решил подарить Малышу свое любимое варенье, которое расфасовано в пакеты. Все пакеты он решил сложить в картонную коробку. (Пакеты для варенья и картонная коробка на столе учителя, демонстрируем их детям. Можно использовать пакеты из-под сока, но поменять наклейки) Как узнать, сколько пакетов можно положить в эту коробку? (обсуждаем план работы, проводим необходимые измерения и расчеты. Работа в парах. Одна пара находит объем коробки, остальным раздаются пакеты для варенья. Результаты измерений и расчетов озвучиваются, на доске делаются записи, после этого каждая пара находит количество пакетов, которые Карлсон может сложить в коробку. (17 коробок)
По окончании работы открываем второй листок и оцениваем себя на этом этапе работы.
ЗАДАНИЕ 5 Разгадай правило, по которому составлены фигуры, и впиши недостающие числа:
ЗАДАНИЕ 6. .Итак, мы сделали еще один шаг к праздничному торту. Чтобы коробка стала праздничной, давайте обклеим ее красивой бумагой. Ребята, как узнать, сколько для этого потребуется бумаги? (Нужно найти площадь поверхности коробки). Нужно ли нам делать какие-либо измерения? (Нет, можно воспользоваться теми, которые получила первая группа). Подпишем длину, ширину и высоту коробки на рисунке 2. Обсуждаем план работы, проводим необходимые расчеты (практическая работа в парах + по окончании открываем следующую картинку. Оцениваем себя на этом этапе работы. (Площадь поверхности 1528 кв.см)
Физкультминутка:
Сожмите кисть столько раз, чему равна площадь прямоугольника со сторонами 3см, 2 см. Ответ: 6 раз.
А теперь вращаем туловищем столько раз, чему равен периметр прямоугольника со сторонами 2 см и 1 см.. Ответ: 6 раз
А теперь приседание. Выполним его столько раз, чему равна площадь квадрата со стороной 2см. Ответ: 4 раза
ЗАДАНИЕ 7. Получилась красивая подарочная коробка. Осталось перевязать наш подарок лентой и завязать бантик. Сколько понадобится ленты? (не забудьте на бантик добавить еще 50 см. ) (работаем + открываем лист 4 и оцениваем себя.
Историческая справка.
Кубик Рубик - одна из самых известных головоломок. Изобрел его в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта Эрне Рубик для развития пространственного мышления у студентов. Головоломка представляет собой куб, как бы разрезанный на 27 одинаковых кубиков. В исходном положении каждая грань куба окрашена в один из шести цветов. Механизм кубика позволяет поворачивать любой слой из девяти кубиков, примыкающих к одной грани куба, вокруг ее центра, при этом цвета граней смешиваются. Задача состоит в том, чтобы вернуть разноцветные грани кубика в исходное положение.
Теоретически из любого состояния в исходное положение можно вернуться не более чем за 23 хода. Лучшие схемы сборки позволяют обойтись примерно 50 поворотами
ЗАДАНИЕ 8.Ну вот мы и добрались до Малыша и его вкусного торта. Но у нас остался не перевернутым еще один листок. (открываем последнюю картинку. Лист 5). Малыш любит математику и поэтому предложил друзьям разные задачи.
Построить – куб, четырехугольную пирамиду, треугольную пирамиду, треугольную призму. призму-
Задача 1. Карлсон решил задание Малыша. Не ошибся ли он? Проверьте и запишите правильный ответ, если допущена ошибка.
7 дм³ 245 см³ = 7245 см³
4 дм³ 50 см³ =450 см³
1 м³ 590 дм³ = 159 дм³
7 м³ 15 дм³ =7015 дм³
3 литра = 30 дм³
Итог урока. Рефлексия. Давайте повторим, что мы делали сегодня на уроке и какие знания нам помогли справиться с заданиями (шаг 1. Мы узнали, много ли подарков войдет в коробку. Для этого мы нашли объем прямоугольного параллелепипеда. и.т.д.)
Оценки. Нам удалось перевернуть все листочки. Посчитайте, сколько баллов вы заработали и переведите их в оценку. V. Домашнее задание. Придумать и записать 5 примеров, показывающих, где в жизни нужно находить периметр, площадь или объем. Вы можете обратиться к родителям.
Приложение 3.
Критерии оценивания
№ задания | Количество баллов | Макс. кол-во баллов |
№ 1 (тест) | Соответствует количеству верных ответов | 7 |
№2 (нахождение кол-ва коробок в упаковке | 1 — верно произведены измерения 2 — верно найден объем коробки 2 — верно найдено количество пачек ( за каждую вычислительную ошибку отнимается по 1 баллу) | 5 |
№ 3 (нахождение площади оберточной бумаги) | 2 — верно найдена площадь граней 2 — верно найдена площадь поверхности ( за каждую вычислительную ошибку отнимается по 1 баллу) | 4 |
№ 4 (нахождение длины ленты) | 3— верно найдена длина ленты 2— допущена вычислительная ошибка | 3 |
№ 5 (задача от Малыша) | Задача — по 1 баллу за каждый правильный ответ | 5 |
Итого | 23 — 24 баллов — оценка «5» 17 — 22 балла — оценка «4» 13 — 16 баллов — оценка «3» | 24 |