Тема: Теорема Виета. (8 класс).
Цели урока: образовательные – закрепление навыков решения квадратных
уравнений по трем формулам;
доказательство теоремы Виета, ее
применение при решении квадратных
уравнений и проверке полученных корней;
развивающие – активизация обучающей функции контроля
знаний;
воспитательные - воспитание чувства соревнования,
ответственности за получения знаний.
Оборудование : карточки разного цвета с квадратными уравнениями, таблицы
с ответами.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока: 1. Фронтальный опрос.
- Какие уравнения называются квадратными?
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- Отчего зависит, сколько корней будет иметь квадратное
уравнение?
2. Проверка навыков решения квадратных уравнений.
Игра. «Угадай имя ученого-математика».
Задание. Решите уравнение по карточке и прикрепите ее на табло с ответами.
І ряд (розовые карточки)
Карточка №1 х²+6х+5=0; (М)
Карточка №2 12в²+2в-2=0; (И)
Карточка №3 х²+2х-3=0; (Е)
Карточка №4 8а²-14а+5=0; (А)
Карточка №5 х²+6х+8=0; (Х)
Карточка №6 4х²+5х+1=0; (Р)
Карточка №7 12х²-16х-3=0; (Д)
А
Р
Х
И
М
Е
Д
0,5; 5/4
-1; -1/4
-2; -4
-0,5; 1/3
-1; -5
-3; 1
-1/6; 1,5
ІІ ряд (желтые карточки)
Карточка №8 3х²+7х-6=0; (И)
Карточка №9 2х²+2х-2=0; (Г)
Карточка №10 х²+2х-35=0; (П)
Карточка №11 х²-2х-35=0; (Ф)
Карточка №12 3х²-4х-7=0; (Р)
Карточка №13 5х²+26х-24=0; (О)
Карточка №14 2-3х-5х²=0; (А)
П
И
Ф
А
Г
О
Р
-7;5
-3; 2/3
-5; 7
-1; 0,4
-2; 0,5
-6; 0,8
-1; 7/3
ІІІ ряд (зеленые карточки)
Карточка №15 х²-3х-18=0; (Е)
Карточка №16 3х²+11х-4=0; (Е)
Карточка №17 х²+х-30=0; (Б)
Карточка №18 7х²+4х-3=0; (Ш)
Карточка №19 2х²-5х+3=0; (Ч)
Карточка №20 х²-5х-14=0; (В)
Карточка №21 10х²-9х+2=0; (Ы)
Ч
Е
Б
Ы
Ш
Е
В
1; 1,5
-4; 1/3
-6; 5
0,4; 0.5
-1; 3/7
-3; 6
-2; 7
В это время трое учащихся у доски решают квадратные уравнения:
1 ученик: х²-2х-3=0 2 ученик: х²+5х-6=0 3 ученик: х²-х-12=0
Решение: Решение: Решение:
D=4+12=16 D=25+24=49 D=1+48=49
Х1 =(2-4)/2=-1 Х1 =(-5-7)/2=-6 Х1 =(1-7)/2=-3
Х2 =(2+4)/2=3 Х2 =(-5+7)/2=1 Х2 =(1+7)/2=4
Ответ: -1;3 Ответ: -6;1 Ответ: -3;4
3.Изучение новой темы.
- Учитель: Как называются уравнения, записанные на доске?
- Ученик: Приведенные квадратные уравнения.
- Учитель: Установите зависимость между суммой и произведением корней и
коэффициентами.
- Ученики: В первом уравнении: Х1 +Х2 =2
Х1 •Х2 =-3
Во втором уравнении: Х1 +Х2 =-5
Х1 •Х2 =-6
В третьем уравнении: Х1 +Х2 =1
Х1 •Х2 =-12
- Учитель: Сделайте вывод.
- Ученики: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна
второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а
произведение корней равно свободному члену.
Пусть дано уравнение ах²+вх+с=0.
- Учитель: Как из данного уравнения получить приведенное квадратное
уравнение?
- Ученик: Разделить на коэффициент а.
- Учитель: Получим уравнение х²+в/ах+с/а=0.
По теорем Виета Х1 +Х2 =-в/а
Х1 •Х2 =с/а
- Учитель: Где применяется теорема Виета?
Рассмотрим примеры.
1. Дано уравнение: Х1 =-2; Х2 =3
Составить квадратное уравнение
Решение: Проверка:
Х1 +Х2 =-р р=-(-2+3)=-1
Х1 •Х2 =q q=-2•3=-6
Получим уравнение х²-х-6=0
2. Дано уравнение: х²-14х-15=0
Найти: Х1 , Х2
Решение:
D=в²-4ас; D=196-4•1•15=196+60=256›0
Х1 +Х2 =14
Х1 •Х2 =-15
Х1 =-1
Х2 =15
-15=-1•15
-15=-15•1
4. Задание на дом.
5. Подведение итогов.
3