Тема. Счет предметов. Сколько?
Цель. Раскрыть значение счета, обучить счету отдельных предметов, провести подготовительную работу по ср.авнению предметов.
Познавателъные: познакомить с жизнью школы и школьными принадлежностями;
творческие: учить отгадывать загадки, изображать семью, составлять краткий рассказ о своей семье; коммуникативные: учить вступать в контакт на примере знакомства с соседом по парте; орг.деятелъностные: учить подводить итог урока.
Тип урока: комбинированный урок.
Структура урока.
Организационный момент. Представляется учитель. Представляются дети.
На груди учителя полезно прикрепить табличку с именем и отчеством, а у учеников - с фамилией, именем и номером класса, в котором они обучаются.
Учитель предлагает ученикам нарисовать портреты членов семьи, чтобы затем по картинке ученик мог рас-сказать о членах своей семьи соседу по парте.
Для учителя это тест, по которому он определит от-ношение родителей к ребенку, психологический климат, взаимоотношения в семье. Сам процесс рисования самых близких людей успокоит ребенка и даст хорошую воз-можность познакомиться с соседом по парте и с классом в целом. Темой для первого диалога станет «Моя семья» (см. Приложение).
После завершения работы учитель задаст несколь-ко общих вопросов, которые помогут ученику составить краткий рассказ о семье.
1. «Сколько человек в вашей семье? У кого из учеников класса семья самая болыпая?»
2. «Кто в вашей семье самый старший; самый младший?»
3. «Сколько у вас в семье детей? У кого в семье больше всех детей?»
4. 4. «Какие семьи называются многодетными? Почему они так называются?»
5. Затем идет диалог учеников в парах.
6. Актуализация знаний.
7. Выявление представлений о свойствах предметов.
8. На столе выставлены 5 одинаковых по размеру, но отличных по цвету кубиков.
9. «Сколько кубиков вы видите? Какого они цвета? Из чего они сделаны? Есть ли среди кубиков одинаковые?»
10.«Посмотрите внимательно на эти полочки (на верх-ней выставлено 5 одинаковых по размеру кубиков, а на нижней - 2 болынего размера). Чем предметы похожи, а чем отличаются? Где кубиков много, а где мало? Кто может посчитать кубики?»
11.«Назовите, каких предметов в классе меньше, а каких - больше».
Аналогичная работа проводится с картинками, содер-жащими предметы и учебные принадлежности.
Работа с учебником.
Знакомство с учебником и тетрадью.
Дети должны назвать изображенные предметы, опре-делить их назначение и классифицировать.
Игра «Угадай-ка».
Работа с рисунком учебника (1-4 упражнения). Уча-щиеся считают, отвечают на вопросы «Сколько.?» и др. С помощью ?тих вопросов осуществляются счет и сравне-ние предметов.
Рисунок в зеленой рамке развивает внимание и на-блюдательность детей. Так ученики отмечают изменение цвета листьев по временам года.
Запомните! В рамке зеленого цвета даны задания, выполняемые только на уроке, которые предназначе-ны для интеллектуального развития личности. Они от-носятся к нестандартным упражнениям. По структуре и содержанию они отличаются друг от друга. в частности, представлены задания на развитие внимания, сообрази-тельности, смекалки, воображения, логических и творче-ских способностей.
НЗ. Дети сравнивают рисунки. Рассуждают и рас-сказывают о том, какие предметы изображены; чем они отличаются, чем похожи; почему произошло изменение листьев. Дети должны расположить рисунки в нужном порядке в соответствии с временами года (осень, зима, весна, лето).
Работа в тетради.
«Теперь возьмем в руки тетрадь».
(Учитель показывает, как правильно расположить тетрадь, как правильно держать простой карандаш, руч-ку.) Перед началом работы необходимо определить цвет карандашей, которыми ученики могут пользоваться, при-готовить их. Учитель должен наблюдать за работой уча-щихся, стимулировать повышение активности учеников.
Основная цель работы - тренировка руки ученика в овладении навыками направления движения. Уже с пер-вых уроков необходимо обучать детей руководить своими действиями, четко выполнять указания учителя. Таким образом, можно ускорить темп выполнения работы уче-ников всего класса, а равнодушные и незаинтересованные ученики будут вовлекаться в активное участие в ходе ра-боты. В конце работы можно сосчитать раскрашенные и нераскрашенные рисунки и квадраты. Следует отметить, что при выполнении упражнения 3 осуществляется под-готовка детей к записи цифр.
Повторение.
«Молодцы! Все справились с заданиями. Что вам уда-лось сделать на уроке? С какими трудностями вы столк-нулись? Что больше всего вам понравилось? Какие зада-ния были интересными?»
Учитель подводит итог урока - оповещает основные достижения первого урока математики.
Рефлексия.
В конце урока учитель предлагает детям подвести итог.
«Какова была цель урока?»