- обучающие: ввести определение смешанных чисел и выявить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число, сформировать умение перевода неправильной дроби в смешанное число;
- развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать позновательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания учащихся. Сегодня помогать вам в изучении нового материала на уроке будет Знайка. Давайте поработаем с рабочими листами. | Включаются в рабочий ритм урока. |
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | - Знайка записал на рабочих листах числа. Разбейте их на две группы. I группа – натуральные числа; II группа – дробные числа. ; 97; ; 12; 3; 13; ; 7; ; 4; - Чем натуральные числа отличаются от дробных? - Что означает черта в дроби? - Проверим ответы по слайдам. | Целые числа обозначают целые единицы, а дробные части единиц. Черта обозначает деление. (Учащиеся владеют правильной математической речью, умеют аргументировать свой ответ, отвечают на вопросы учителя и одноклассников ) |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Проблемная ситуация: - К какой группе можно отнести число 3 ? - Что заметили интересного? Цель урока: - Какая цель нашего урока? | Состоит из целой части и дробной части. Цель нашего урока: - узнать название дроби, состоящей из целой и дробной части. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа. | Определение смешанных чисел. - Как называются числа, если есть целая и дробная части? - Тогда как называется тема нашего урока? - Записываем тему урока. - какие числа называют смешанными? - проверяем свои предложения с определением из учебника ( страница 108) и записываем определение в словари. Правильная запись смешанных чисел 3 (дробная черта по середине целой части) 3 - целая часть - дробная часть Пример: 3 + = 3 (принято записывать короче) Приведите свой пример по одному смешанному числу, прочитайте соседу и пусть он запишет. Запишите свое число: целая часть пусть будет дата твоего рождения, а в дробной части числитель – порядковый номер месяца (1), а знаменатель – сегодняшнее число (14) Перевод из неправильной дроби в смешанное число - А теперь вернемся к началу урока, встречались ли нам с вами неправильные дроби? - А как вы думаете, что с ними можно сделать? - Чему мы должны научиться? - Представим неправильную дробь в виде смешанного числа. - Что вы предлагаете? - Делить столбиком. А как? - К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? - На стр. 108 в учебнике показан способ выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и расскажите о нем всем. | Смешанное число. Тема урока «Смешанные числа» Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части. (Соблюдают культуру общения, прислушиваются к мнению одноклассников, слушают и понимают речь других) 15 Да, встречались. Выделить целую часть. Научиться записывать неправильную дробь в виде смешанного числа. Записать дробь в виде частного и найти ответ. Показывают способ деления. (Отвечают на вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике, участвуют в обсуждении, подробно пересказывают прочитанное или прослушанное ). |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Смешанные числа». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Задача № 1. -Как разделить поровну 7 одинаковых апельсинов между 5 детьми? Сколько апельсинов получит каждый ребенок? (решение проверяют по слайду) Задача № 2. Как разделить поровну 10 одинаковых апельсинов между 5 детьми? Будет ли ответ смешанным числом? Задача № 3. Придумайте свою задачу. Разделите количество купленных вами апельсинов на количество членов вашей семьи. Так, чтобы в ответе была неправильная дробь. Задача № 4. Переведите неправильную дробь в смешанное число: ; ; ; ; ; . | - каждый получит по 1 целому апельсину и апельсина. (Умеют оценивать и анализировать ответы других детей и общаться со сверстниками, умеют контролировать свои действия на уроке) |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Самостоятельная работа Вариант 1. Запишите смешанные числа, у которых: а) целая часть 4, а дробная часть Выделите целую часть из неправильной дроби: а) б) Знайка купил 10 яблок и решил угостить ими 4 друзей. Как разделить поровну 10 яблок на 4 человека? Вариант 2. Запишите смешанные числа, у которых: а) дробная часть , целая часть 18. 2. Выделите целую часть из неправильной дроби: а) б) Знайка купил 12 яблок и решил угостить ими 5 друзей. Как разделить поровну 12 яблок на 5 человек? | Умеют анализировать текст заданий с целью правильного выбора необходимых арифметических действий для решения. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и и устранять ошибки. |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | - Что изучали сегодня на уроке? - Кто желает сформулировать определение смешанных чисел? - Давайте хором проговорим определение смешанных чисел. - С каким героем мы сегодня изучали новую тему? - Как называются числа, записанные на доске? | Самостоятельно делают выводы по новой информации, умело аргументируют свои ответы; демонстрируют математическую речь. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | §22, № 393 (а,в), 394 (а,в). | Умеют анализировать поставленные перед ними цели и знают алгоритм выполнения задания. |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | -Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то наклейте улыбающегося Знайку на смешанное число. - Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал, то наклейте грустного Знайку на смешанное число. - Если вы считаете, что не поняли тему сегодняшнего урока, то наклейте плачущего Знайку на смешанное число. | Определяют самостоятельно критерии оценивания и дают самооценку. |
Планируемые компетентности | - учащиеся умеют определять натуральные и дробные числа; - различают числитель и знаменатель дроби; -различают числитель и знаменатель дроби, правильные и неправильные дроби, целые и дробные части. - дают определение смешанного числа; - умеют выделять целую часть ( знают и применяют алгоритм); - умеют решать поставленные задачи; - умеют слушать друг друга и принимать чужую точку зрения; уступать и находить аргументы, которые не обижая других, доказывают правильность позиции, мнения; - умеют осуществлять проверку и оценку результатов своей работы; соотносить их с поставленной задачей; - владеют вычислительными навыками и приемами проверки результатов вычислений; - умеют применять новые знания в реальных ситуациях; - умеют грамотно использовать в речи математические термины; - умеют оценивать свой вклад в достижение общего результата. | |