Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Автор учебника | С.М.Никольский |
Тема урока | Понятие дроби |
Часов на изучение темы | 2 |
Номер урока в теме | 1 |
Тип урока | Введение нового материала и первичное закрепление |
Цель урока | Организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме: приобретение учебной информации об обыкновенной дроби; приобретение информации о назначении и применении обыкновенных дробей; применение знаний и умений при решении несложных задач; формирование метапредметных УУД |
Задачи урока | Освоение учащимися теоретического и практического содержания по теме « Обыкновенные дроби»: знания определения следующих понятий: «обыкновенная дробь», «числитель дроби», «знаменатель дроби», «половина», «треть», «четверть»; умение обрабатывать информацию и ранжировать её; формировать коммуникативную компетенцию учащихся, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение применять знания и умения по теме. |
Оборудование к уроку | компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал |
Методы обучения | Проблемно-поисковый, игровой, наглядный, словесный |
Межпредметные связи | Подготовка к изучению алгебры, физики |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, парная |
ресурсы | Раздаточный материал, учебник |
Этап урока | Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Оценка результата деятельности ученика | прим |
Организационный | 2 мин | Включение учащихся в учебную деятельность | Приветствую учащихся, проверяю готовность класса к уроку; организация внимания | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны | |
Актуализация знаний | 5 мин | Актуализация знаний, повторение признаков делимости, решения задач с помощью деления, результатом являются натуральные числа | Организую фронтальное повторение Выявить закономерность 9, 123, 609,…. 120,305,70…. 32,486,538…. Решить задачи: !) Найти скорость туриста , который за три часа прошел 18 км. 2) Сколько деталей выполнил каждый рабочий , если пять рабочих вместе выполнили 175 детале1 (производительность одинаковая) | Выполняют задания, объясняя свои действия | Познавательные: анализируя предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения | Участие в устной работе, | |
Создание проблемной ситуации | 3 мин | Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия | Организую обсуждение при работе в парах. Решить задачу. Какие числа у Вас получились? 1пара-Маша пробежала 1 км за 5 минут. Сколько км пробегала Маша за 1 минуту? 2 пара-Разделить2 яблока поровну между тремя подругами. Сколько получит каждая? Если возникают затруднения, то лист бумаги сгибаем пополам, потом еще раз пополам. Получили две равные части, а потом четыре равные части .Как это записать? | Обнаруживают, что помимо натуральных чисел существуют обыкновенные дроби. | Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия, Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение | Понимают, что появляется новое математическое понятие и т.д., участвуют в диалоге | |
Формулирование проблемы: тема и цель урока | 3 мин | Обсуждение необходимости введения нового знания | Вывожу на формулировку темы и целей урока. Четко проговариваю тему и цель урока | Под руководством учителя формулируют тему и цели урока. Изучить понятие обыкновенные дроби. Научиться: - читать и записывать обыкновенные дроби, - определять числитель и знаменатель дроби Разбирают решение проблемных задач, обсуждают запись результата, его чтение. Приводят примеры записи обыкновенных дробей. | Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, определение дроби Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение | Понимают, что появляется новое математическое понятие, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока | |
Открытие нового знания | 8 мин | Знакомство и фиксирование определений | Организую работу путем подводящего диалога побуждаю учащихся к формулированию правила записи и чтения обыкновенной дроби. Предлагаю учащимся запомнить стихотворение о расположении числителя и знаменателя. Побуждаю обратить внимание на то, что показывает знаменатель и числитель дроби. Наталкиваю на вывод правила, как правильно читать дроби. | Учатся применять алгоритм в процессе фронтальной работы. Учащиеся рассуждают, предлагают свои ответы, читают дроби, называют числитель и знаменатель дроби. | Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем | Открывают правило записи и чтения обыкновенных дробей. | |
Первичное применение нового знания | 7 мин | Формирование навыка применения данного алгоритма | Организую работу по выполнению заданий на понимание понятия дроби и применение этих знаний; с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений. 1).Перед вами круг, треугольник, квадрат. Заштрихуйте ½, 7/16, ¾ части ваших фигур. Подумайте какую фигуру выбрать для каждой дроби? Проверяем у доски, обращаем внимание на интересные , нестандартные решения. 2) По вариантам . Записать дробью, какая часть фигуры закрашена. С последующей взаимопроверкой по эталону. | Анализируют, размышляют, учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы. | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, координируют свои действия | Проговаривают определение дроби, значение числителя и знаменателя, ищут способы решения. | |
| 3 мин | физкультминутка | | | | | |
Выработка умения применять новые знания | 5 мин | Обеспечение усвоения выполнения заданий по записи дробей, выражения величин дробями и дробей в виде целых значений. | Организую работу по выполнению заданий из учебника № 714(а,б,д), № 721 Занимательная эстафета. Вспомнить сказки в названиях которых имеются числа и записать полученные дроби. | анализируют пути решения задачи. Выполняют задания в тетрадях и у доски. Записывают полученные дроби. | Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам Познавательные: выполняют действия применяя знания о дроби и значении числителя и знаменателя Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой | Выполняют задание на выражение больших величин через меньшие и наоборот. Выражение длины одного отрезка как части другого. | |
Итоги | | | Учитель обобщает теоретические сведения, полученные на уроке, задавая конкретные вопросы: 1. Кусок материала разрезали на равных 12 частей . а) Какую дробью запишем одну часть? б) 5 таких частей? в) Что показывает числитель дроби? г) Что показывает знаменатель дроби? Урок закончим стихотворением Дроби всякие нужны, Дроби всякие важны. Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача. Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача | Учащиеся фронтально отвечают на поставленные вопросы. | | | |
рефлексия | 3 мин | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке | Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Что нового узнали на уроке? Что запомнили? Что вызвало затруднение? | Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | | |
Д\з | 1 мин | Обсуждение домашнего задания | П.4.1 № 720,728 Дополнительно: Занимательные факты из истории возникновения дробей | Записывают домашнее задание в дневники. | | Прослушивают комментарии учителя по домашнему заданию, задают вопросы по нему. | |