планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения, вести диалог на основе равноправных отношений.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1 Организационный (1 мин) | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей | Настраиваются на активную учебную деятельность | Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2.Актуализация опорных знаний (5 мин) | Устная работа. Решите примеры устно и выберите те из них, в результате которых получится дробь. Назовите её числитель и знаменатель делимое и делитель: За неделю магазин продал 35 книг. В первый день было продано 19 книг. Какую часть книг продали в первый день? Исправь ошибки: 6/14 3/6 , 23/75 0 19/18 5/5. Когда Индивидуальная работа учащихся у доски по карточкам (одновременно с устной работой) | Заносят результаты в оценочный лист | Познавательные: структурирование собственных знаний Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками; Регулятивные Выделение и осознание пройденного материала Личностные: оценивание усваиваемого материала |
Математический диктант | 1) Запишите дроби: ; 2) Запишите дробь, у которой числитель 5, а знаменатель 9 3) Запишите дробь, у которой знаменатель 3, а числитель 1 4) Какую из дробей называют четвертью? 5) Запишите дробь, у которой числитель 1, а знаменатель в 7 раз больше 6) Запишите дробь, у которой числитель 2, а знаменатель на 3 больше. Взаимопроверка (парами, соседи меняются тетрадями): ; ; ; ; ; ; Критерии оценки: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3 ошибки | 2 ученика на закрытой доске Выполняют взаимопроверку | Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные Выделение и осознание пройденного материала Личностные: оценивание усваиваемого материала |
3..Целеполагание и мотивация (4 мин) | Включает учащихся в беседу, цель которой подвести учащихся к формулировке темы урока. Консультирует, проверяет, согласовывает, уточняет тему урока - Предлагает решить такую задачу. Тане на урок технологии нужно принести 75 см ткани на пошив фартука. Дома был кусок ткани в 1м. Как нарочно, ни линейки, ни измерительной ленты под рукой не было. Как отрезать ровно 75 см? (- У меня в руках верёвка. учитель предлагает отрезать 75 см от бечёвки длиной в 1 м. 1 минута на обдумывание). Какую часть отрезали? (1/4) Какая часть осталась? (3/4).Можете ли вы это сделать, если заданы другие условия? Что для этого нужно знать? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Обыкновенные дроби) - Какая цель урока? Чему бы вы хотели научиться? Какие ситуации в Вашей жизни были связаны с дробными числами? Как Вы думаете, почему их так называют? От какого слова происходит название “дробь”? Назовите слово-глагол, однокоренное с ним. – Ребята подсказывают учителю – “ДРОБИТЬ”. Учитель обращает внимание ребят на сходство этих слов и их значение. В каком смысле мы понимаем слово “ДРОБИТЬ”? Людям часто приходится делить целое на доли. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб, арбуз. | 1 ученик отрезает четверть бечёвки Уч-ся отвечают на вопросы и под руководством учителя ставят цели: Закрепить умение читать и записывать дроби, Узнать, как образуются обыкновенные дроби Научиться видеть дроби в окружающей обстановке Ответы ребят – дробление, деление на части и т.д.).
| Познавательные Выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать факты и явления. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные:. Умение вести диалог на основе равноправных отношений |
4. Этап открытия новых знаний | Побуждает учащихся к объяснению фактов, активному поиску проблемы, Опишите рисунок. (слайд - карточка ресурса) - Каковы длины отрезков AB и CD? - На сколько частей разделен каждый из этих отрезков? - Чему равна длина одной части в каждом случае? - Каким образом получен каждый из выделенных отрезков? - Чему равны длины выделенных отрезков? - Как получается дробь 2/6 в первом случае и как во втором? В 1 случае - две равные доли; во 2 случае - результат деления натуральных чисел 2 и 6. У вас на партах лежат листочки с двумя задачами. 1) Мама купила капусту и лук. Капусты было куплено 4 кг, а лука – в 5 раз меньше. Найдите массу купленного лука (в граммах и килограммах). 2) Лена приготовила 1 кг витаминного корма для своей крольчихи и её четверых крольчат. Весь корм она разделила между ними поровну. Найдите массу корма, который получили крольчата (в граммах и килограммах). Инструкция к карточке: - Прочитать и решить задачи. - Сравните ответы, полученные в обеих задачах. - Как была получена дробь в каждом случае. Организует работу в парах, подводит учащихся к выводу, что одну и ту же дробь можно получить двумя способами Обобщает ответы учащихся, делает вывод. | Анализируют информацию. Выделяют, как образуется дробь в каждом случае. Фиксируют новые знания в тетрадь, Принимают участие в беседе, слушают , отвечают на вопросы. Работа в парах по изучению новой темы, используя карточки-задания Уч-ся должны самостоятельно прийти к ответу: В 1 задаче дробь 4/5 получена в результате деления 4 кг на 5, а во 2 задаче 1 кг разделили на 5 частей (долей) и взяли 4 такие части | Коммуникативные: Эффективно сотрудничать, способствовать продуктивности деятельности Познавательные: Объяснять процессы, выявленные в ходе исследования, формирование алгоритма нахождения решения задачи Личностные: Формирование устойчивого познавательного интереса Регулятивные: Планирование деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
Этап первичного закрепления | Предлагает материал для применения «нового» знания» -Как можно получить дроби 5/6, 3/14, 17/24, 7/6 (два способа). -Какими способами можно получить обыкновенные дроби? Какой вывод мы получили? - Откройте стр. 91 и прочитайте вывод. | Отвечают на вопросы Читают вывод на с. 91. | Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: Преодоление трудностей при достижении цели Коммуникативные Использование языковых средств для отображения своей мысли |
Физкультминутка. | Сменяет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.(вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка | Выполняют зарядку | Регулятивные контроль и коррекция своих действий Коммуникативные обеспечивают возможности сотрудничества, согласованно выполнять совместную деятельность Личностные: Формирование устойчивой жизненной позиции в отношении своего здоровья |
Применение знаний в новых ситуациях. | Задача о краюшке чёрного блокадного хлеба. Учитель организует беседу, ставит вопросы: На сколько равных частей надо разделить буханку хлеба весом в 1 кг, чтобы каждая её часть весила 125 граммов? режет буханку хлеба на 8 частей. Организует беседу о значении хлеба в блокадном Ленинграде | Отвечают на вопросы. Читают текст, выписывают встречающиеся в тексте обыкновенные дроби | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: формирование навыков решения практических задач. Личностные. Развитие навыков взаимопроверки и самооценки. |
| Организует задания творческого характера. Задание1 Какие образы навевают тебе дробные числа? Чем они отличаются от целых чисел? Нарисуй образ целого числа, и образ дробного числа. Задание2 Я ДРОБЬ! Дробь – это частичка целого. А можешь ли ты быть дробью? В каких случаях? Что выступает в качестве целого в этих случаях? Перечисли такие случаи. Задание 3 Собрать коллекцию дробей, которые «живут» в классе? Можно нарисовать. Определяются несколько учеников, желающих первыми прочитать свои ответы.
Задание 4. Работа в тетрадях с печатной основой №19.6 - Решение №316 из учебника. с. 91( при наличии времени) - Задание 1. Смекалкин предложил младшему брату записать цифрами две дроби: а) четыре тысяча вторых; б) четыре тысячи вторых. «Так ведь это одна и та же дробь!» - воскликнул брат. Смекалкин объяснил брату, что он невнимателен. Перечитайте внимательно задания и запишите названные дроби. -Задание 2. Запишите дробь, у которой числитель равен значению выражения 5883:37 – 2852:46, а знаменатель – значению выражения 43*51 + 49*43 | Работа в группах. (1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа) Выполняют творческое задание Оценивают проблему возможности применения новых знаний Рисуют свои математические символы н/р, 1 чел = 1/18 класса я = ¼ часть семьи я = …часть команды и т.д. Выясняется отношение учеников к чужим продуктам, и формулируются критерии их оценки Выполняют задания в тетрадях на печатной основе Изображают в тетрадях координатную прямую и отмечают на ней дроби. (1 ученик у доски) | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
Домашнее задание | Предлагает материал для домашней работы П.19, №317, РТ: с.53, № 19.7, контрольные задания | Выбирают уровень сложности, определяют возможность и желание выполнить дополнительное задание
Запись домашнего задания | Регулятивные: Оценивание своего уровня усвоения материала Коммуникативные: Задают вопросы для организации деятельности дома. Умение прогнозировать результат Личностные: Умение прогнозировать результат |
9. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. | Организует обсуждение по выполнению поставленных задач. Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке по рейтинговой шкале Организует рефлексию с учащимися Намечаются цели дальнейшей деятельности. Комментирует домашнее задание: Подсчёт баллов из оценочного листа. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, подсчитывая баллы в листе учёта знаний, заработанные при выполнении самостоятельных видов работ , соотносит цель и результаты Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке Намечают перспективу последующей работы задание по выбору Определяют ключевые слова урока и их значение. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: Нравственно-этическая ориентация |