Предмет______математика_______________________________________________________________________
Тип урока_ урок закрепления изученного материала____________________________________________________________________
личностные _-__оценивать результаты, сверяя его с планом, учиться находить и исправлять допущенные ошибки
метапредметные - составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач.______________________
Технологии и техники - Проектное обучение «Можно ли путешествовать во времени? Как?» ____________________________
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.) - презентация , учебник Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.____________________________________
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
1. Организационный момент | | Настрой на урок. Проверка готовности к уроку. | | формирование способности к организации своей деятельности | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками | | |
2. Сообщение темы урока. Слайд 2 | - Сегодня мы с вами отправляемся в Москву начала XVIII века. Здесь по приказу русского царя (слайд 2) Петра I открыта школа математических и навигационных наук. (слайд 2) - Как вы думаете, чему учили в этой школе? Это первая русская общеобразовательная школа. Здесь учили письму, счёту, чтению, навигации. - Что такое «навигация»? (На доске) Выберите ответ: Наука о вождении кораблей. Наука о вождении автомобиля. Правила вождения на самолёте. - Навигационную школу поместили в одном из самых высоких зданий старой Москвы XVIII века – в Сухаревскую башню, с которой можно было наблюдать и изучать звёздное небо (слайд 3) - Кто там учился? А учились там гардемарины – будущие офицеры российской армии и флота. (слайд 4) - Познакомьтесь с первым учителем этой школы - Леонтий Филиппович Магницкий. (Слайд 5) - Учителя Ричард Грейс и Стефан Гвин учили будущих офицеров прокладывать путь кораблей по карте, а Эндрю Фархварсон - учил математике, астрономии и морским наукам. (Слайд 6) - Хотите больше узнать об учениках и преподавателях этой школы? Тогда давайте отправимся с ними в путешествие на этих кораблях | Слушание о Навигационной школе ( делают выводы) | | формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника | Умение слушать и отвечать на вопросы | общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |
3. Актуализация знаний | - Прежде чем нам отправиться в путь необходимо решить задачи 1. В Навигационной школе кроме названных раньше предметов, собирались преподавать «рапирную науку» - учить сражаться на рапирах. Фархварсон захватил с собой 15 рапир. А Гвин и Грейс взяли в 2 раза больше, чем профессор. Сколько рапир взял каждый путешественник? 2. В путешествие взяли географические и навигационные карты. Географических карт взяли 300 карт, а навигационных от географических карт. Сколько навигационных карт взяли? 3. Английские учителя приплыли в Россию на корабле. До порта их довезли кареты. Карета профессора проехала 120 миль. Это составляет того расстояния, которое проехали его помощники. Какое расстояние проехали до порта помощники? | Устное решение задач 15 * 2= 30 (рапир) – взял каждый помощник. (слайд 8) 2. 300:10*5=150 (карт)- навигационных (слайды 9,10,11) 3. 120:2*3=180 миль – проехали помощники профессора (слайды 12,13) | Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности | определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя | умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | | |
4. Работа над решением задач | - Итак в путь. Морское путешествие закончилось в Санкт – Петербурге (Слайд 14) - По дороге в Москву пришлось решить ещё несколько задач. 1. Работа по учебнику. С.50 №2 - Прочитайте задачу. -Сколько всего карт положено в ларцы? - Можно сразу сказать, сколько каких карт положили? - А что известно о разнице карт в ларцах? Г. ? Н. 25 карт 305 карт ? Найдите разницу между количеством карт. 2. Решение задачи №6 с 51. - Прочитайте задачу. (слайд 17) - Вспомните как найти скорость? - Чему должна быть равна скорость всадников? -А на самом деле какая у них скорость? Почему? -Как узнать время? - Запишите решение задачи самостоятельно. -Проверьте свою запись (слайд 19). 3. В Навигационной школе появились иностранные учителя из Англии. Но многие из учеников не умели даже читать и писать. Они не понимали английских учителей. И тогда в школу был приглашён Леонтий Филиппович Магницкий. Он учил и грамоте, и письму, и арифметике, он знал иностранные языки, владел сведениями по астрономии и навигации. После занятия с Магницким большинство школьников переходили к учителям из Англии и продолжали учёбу дальше. Леонтий Филиппович Магницкий заботился и о том, чтобы в школе всем хватало учебников, чертёжных досок, карандашей, бумаги, чертёжных инструментов. Каждый день ему приходилось решать множество задач. 4. Решение задач стр.52 №1, - Каким детям платить не надо? А кому нужно платить? - Скольким детям надо платить по 5 алтын? Как это узнать? - Найдите сколько алтын в день надо заплатить всем нуждающимся? | Фото Санкт – Петербурга XVIII века Работа в тетради и на доске (слайд 15) Проверка (слайд 16) 305-25=280 карт 280:2=140 карт – в одном ларце 140+25=165 карт – во втором ларце Ответы детей S=U*t U = S:t t=S:U (слайд 18) 24:4=6 км/ч 6-4= 2 км/ч 24:2 =12 ч Москва XVIII в. Портрет Магницкого Л.Ф. (слайд 20) 29+119+11=159 детей 159*5=795алтын - в день всем (слайд 21) | | Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность | | Учебное сотрудничество с учителем | |
5. Физминутка. (слайд 22) | От зеленого причала оттолкнулся пароход встать Он шагнул назад вперед шаг назад А потом шагнул вперед шаг вперед И поплыл, поплыл по речке движения руками Набирая полный ход ходьба на месте | Выполняют физкультминутку | умение применять правила охраны своего здоровья | | | | |
6. Самостоятельная работа | Работа по вариантам №3, №4 * Проверка (слайд 23) | Проверка самостоятельной работы Работа по вариантам I вариант - №3 15:5*3=9 руб – за компасы 9:3*2=6 руб – за глобус II вариант - №4 248:2*5=620 наборов – всего 620-248=372наборов – ещё надо заказать. №1 9:1*3=27чю – всего 27-9=18 ч. - в карауле | формирование самооценки и взаимооценки определение границ собственного знания или «незнания» | Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов | | | |
7. Закрепление полученных знаний. Работа в парах (самостоятельно) | С. 54 №1, №2 * Проверка (слайд 24) | №2 10:5*4=8 фунтов – продали 10-8=2 фунта - осталось | заинтересовать учащихся в расширении знаний и способов действий. | | -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им | | |
8. Видеоролик о Сухаревой башне | | Просмотр фильма Слайд 25 | | | -слушать и понимать речь других; | - использовать различные способы обработки , анализа и представления информации; | |
9. ИГРА «Кораблик» (работа в группах) | Навигационная школа - военно-морская. Будущим офицерам необходимо уметь ориентироваться на местности с помощью плана. Сегодня гардемарина, то есть вы отправитесь на полевые учения. Каждой группе выдано предписание и план местности. Начало маршрута из красной точки (На слайде план местности) Установить свой кораблик в нужной точке, используя Предписание. (Приложение) | | | | учитывать позицию собеседника; организовывать и осуществлять сотрудничество и координацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию. | | |
10. Видеоролик. | Учебная фильмотека. Россия в XVIII веке. Создание русского морского флота | Просмотр фильма | | | -слушать и понимать речь других; | - использовать различные способы обработки , анализа и представления информации; | |
11.Рефлексия. | -Вот и закончилось наше путешествие в XVIII век - Что интересного узнали на уроке? - С каким настроением вы покидаете класс? | Высказывания детей | оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. | | Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. | | |
12. Д/З | c.54 №4 | Записывают задание | | | | | | |