Авторы : Виленкин Н., Жохов В. И др.
Бологова М.А. ,
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока | Здравствуйте! Ребята, французский писатель XIX века Анатоль Франс однажды заметил: "Учиться можно только весело… Чтобы усваивать знания, надо поглощать их с аппетитом". Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием. | |
Вспомните полалуйста, какие темы мы изучили на последних уроках? | Обучающиеся отвечают("Сложение и вычитание десятичных дробей") |
Давайте вспомним правила сложения и вычитания десятичных дробей | Проговаривают правила. |
Сегодня у нас последний урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". Как вы думаете какие задачи стоят перед нами? | Обучающиеся отвечают (закрепить правила сложения и вычитания десятичных дробей, попрактиковаться в их применении при решении примеров и текстовых задач) |
А сделаем мы все это во время путешествия по некоторым уголкам нашего города. Так как эти уголки расположены за пределами нашей школы, то придется путешествовать на транспорте. Название этого транспорта зашифровано. | |
Повторение и актуализация необходимых знаний | Но вы сейчас легко его отгадаете. Для этого достаточно верно решить примеры и вписать в пустую клетку букву, соответствующую правильному ответу. Работаем устно: Запись на доске 1,2+2,4 | 12,9-9,1 | 10+3,6 | 10-1,7 | 0,25+0,75 | 0,63-0,23 | 0,9+0,01 | | | | | | | | Запись на доске 8,3 | 4,6 | 3,8 | 1 | 0,7 | 3,6 | 0,91 | 13,6 | 0,4 | 0,1 | 0,01 | о | к | в | б | д | а | с | т | у | е | л | Итак, сегодня мы отправляемся в поездку на автобусе. | Обучающиеся устно решают примеры , по одному выходят к доске и записывают ответ |
| Путешественник должен очень хорошо ориентироваться в дорожных указателях. Насколько хорошо вы это умеете делать мы сейчас проверим, на дом вам было задано повторить свойства сложения и вычитания . Задание. По левой части известных вам свойств. которые записаны на доске, необходимо назвать свойство, прочитать его и выбрать из предложенных вариантов правую часть. Запись на доске а+в переместительное а +(в+с) сочетательное (а+в) – с свойство вычитания числа из суммы а – (в+с) свойство вычитания суммы из числа Запись на доске Предложенные варианты правых частей в+а а-в-с в – а (с –а) +в, если а с или а=с (а+в) +с (а-с) +в, если с а или с=а в+с-а | Обучающиеся называют , читают свойства и выбирают правую часть |
Задание. Используя свойства действий вычислите наиболее удобным способом. Работаем устно. Слайд 1 на экране 12,49 + 0,674 + 31,51 = 0,27 + ( 5,73 + 1,78) = (23,527 + 6,894) – 3,527 = 14,1 – 3,58 – 4,42 = | |
Слайд 2 на экране 1)12,49 + 0,674 + 31,51 = 53,674 2)0,27 + ( 5,73 + 1,78) = 7, 78 3)(23,527 + 6,894) – 3,527 = 26,894 4)14,1 – 3,58 – 4,42 = 6,1 | Обучающиеся выбирают удобный порядок действий и решают примеры устно |
| Не одно поколение пятиклассников совершало путешествие подобное нашему и поэтому маршрутные карты достаточно сильно поистерлись. Давайте посмотрим, удастся ли нам их восстановить. Задание. Восстановите ( в тетради ) в забавных равенствах, записанных на доске запятые, так чтобы они превратились в верные числовые равенства, запятые можно ставить и в условие и в результат. Вы работаете парами | Проблемная ситуация. |
Слайд 3 на экране а) 32 + 1,8 = 5 г) 736 – 3,36 = 4 б) 3 + 1, 08 = 4 08 д) 63 – 2,7 = 603 в) 42 +17 = 12,2 е) 57 – 4 =1,7 | Работа в парах |
Давайте проверим все ли из вас справились с заданием Слайд 4 на экране а) 3,2 + 1,8 = 5 г) 7,36 – 3,36 = 4 б) 3 + 1, 08 = 4, 08 д) 63 – 2,7 = 60,3 в) 4,2 +17 = 12,2 е) 5,7 – 4 =1,7 | Обучающиеся проверяют по образцу |
Побуждение к осознанию проблемы. | Внимание! На нашем пути стелла с датой основания Северного района города Орла ( район бывшего завода УВМ). Как вы знаете, стелла установлена на клумбе, которая имеет треугольную форму. Одна из сторон этой клумбы равна 40,6 м, что на 12,2 м меньше длины второй стороны. Известно, что третья сторона клумбы равна второй. Подумайте и скажите, ответом на какие вопросы поставлены к этой задаче могут служить следующие выражения: а) 40,6 + 12, 2 б) 40,6 +40,6+12,2 Какова длина второй Какова сумма длин стороны двух сторон | Проблемная ситуация. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы |
Задание Найдите периметр клумбы треугольной формы. р е ш е н и е 1 способ. 40,6+40,6+12,2+40,6+12,2= 40,6+52,8+52,8= 40,6+105,6=146,2 (м) 2 способ 40,6х3+12,2х2= 121,8+24,4=146,2 (м) Ответ: 146,2 м. | Обучающиеся предлагают варианты решения задачи , обсуждают их , оформляют решение в тетради |
Физкультминутка. | Давайте мы немного отдохнём, позанимаемся физкультурой. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | Обучающиеся выполняют |
Подводящий диалог (актуализация). | Очень скоро сойдет снег и можно будет на прокатиться по замечательной реке Оке на белом теплоходе. Итак, мы с вами находимся на городской пристани. Капитан теплохода сообщил следующее: Слайд 5 на экране собственная скорость теплохода равна 40,5 км/ч,а скорость течения реки 5,8 км/ч. до остановки "Ботаника" теплоход идет 1 час. Поставьте сами вопрос к задаче и ответьте на них. | Проблемная ситуация |
Р е ш е н и е Какова скорость теплохода по течению? 40,5+5,8=46,3 (км/ч) Какова скорость теплохода против течения? 40,5-5,8= 34,7 ( км/ч) | Обучающиеся предлагают вопросы к задаче и ответы на них |
Мне кажется, что можно поставить еще один вопрос: На каком расстоянии от пристани находится остановка "Ботаника"?. Можно ли ответить на него, владея имеющейся информацией? | Обучающиеся отвечают «Нет» |
Почему? | Обучающиеся отвечают «В задаче не сказано по течению или против идет теплоход до «Ботаники»» |
Какие ответы мы при этом уловии получим? | Обучающиеся отвечают «В первом случае ответ – 46,3 км; а во втором – 34,7 км.» |
Формулирование проблемы. | В нашем городе еще очень много интересного и удивительного, но чтобы это увидеть нужно иметь острый глаз. Остроту вашего зрения поможет проверить задание "Найди ошибку!" На доске предложены решения двух уравнений. все ли я сделала правильно? Обдумайте решение с соседом по парте х+3,8 =8 (15,2-у) –3,8 = 4,4 х= 8+3,8 15,2-у = 4,4-3,8 х= 4,2 15,2-у =8,2 Ответ: 4,2 у= 15,2+8,2 у = 7 Ответ: 7 Сейчас мы проверим все ли из вас были внимательны выполняя это задание. | Обучающиеся работают в парах,обсуждают допущенные ошибки, записывают верные решения в тетрадях |
Закрепление изученного материала. Работа с учебником. | Работаем на местах по вариантам. По окончании работы выполните взаимопроверку I вариант №1241(б) II вариант №1241 (в) 34,2 – (17,9-у) =22 16,5- (t +3,4) = 4,9 17,9 – у = 34,2 –22 t+3,4 = 16,5 –4,9 17.9 –у = 12,2 t +3,4 = 11,6 у = 5,7 t = 11,6 – 3,4 Ответ: 5,7 t = 8,2 Ответ: 8,2 Самостоятельно у доски. 1 ученик №1241(а) 2 ученик №1241 (б) (х-18,2)+3,8=15,6 у+16,23-15,8=7,1 х-18,2=15,6-3,8 у+16,23=71+15,8 х-18,2=11,8 у+16,23=22,9 х=30 у= 22,9-16,23 Ответ:30 у=6,67 Ответ: 6,67 | Обучающиеся решают уравнения , выполняют проверку работ |
Самостоятельная работа. | Пришла пора возвращаться в школу. Но сделать это непросто, необходимо верно выполнить все задания теста, который вам уже раздали. Все задания теста можно выполнить устно. Вписав нужные буквы в табличку ответов, запишите их еще раз в тетрадь, чтобы потом мы смогли быстро сделать проверку, даю вам 5 минут. Слайд 6 на экране | №1 | №2 | №3 | №4 | I | 2,8 + 1,9 а) 3,17 б) 4,7 в) 31,7 | 8 + 2,6 а) 10,6 б) 2,8 в) 3,4 | 11,2 - 9,6 а)10,24 б) 1,6 в) 0,16 | 21 - 3,59 а)17,31 б)14,9 в) 17,41 | II | 4,6 + 0,5 а) 5,1 б) 4,11 в) 41,1 | 4,7 + 16 а) 6,3 б)4,48 в) 20,7 | 33,7 – 4 а) 29,7 б) 33,3 в)33,36 | 5 - 0,61 а) 4,29 б) 0,56 в) 4,39 | | Обучающиеся выполняют тест |
Закончили работу ( 3 учащихся собирают листочки).Давайте посмотрим, что же должно получиться: Слайд 7 на экране | №1 | №2 | №3 | №4 | I | б | а | б | в | II | а | в | а | в | Поднимите руки, кто все задания выполнил верно. Кто допустил одну ошибку? | Обучающиеся проверяют ответы по образцу |
| Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание ( дает пояснения о том, какие задания являются обязательными (инвариант), а какие можно взять на выбор (вариантная часть). Запись на доске п.32 -вариативная часть №12362 | Записывают д/з. Определяют для себя инвариантную и вариантную часть задания |
Итог урока. Рефлексия деятельности. | - Какие проблемы мы сегодня с вами решали? - Что вам особенно понравилось на уроке? - Есть ли вопросы? На возникшие вопросы учитель отвечает. - Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за урок( учитываем работу над устными заданиями, решение уравнений, выполнение теста)? -Урок закончен. Вы все молодцы! Спасибо за работу! | Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы Формулируют затруднения Ребята отвечают (цветными карточками Красная- испытывал значительные затруднения Желтая- остались некоторые вопросы Зеленая- материал понятен. |