Технологическая карта урока математики Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Учитель: Курочкина Людмила Геннадьевна МОУ-СОШ с. Прокудино Класс: 5 Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации. Цели по содержанию:
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, вычислительные навыки (устный и письменный счет); - воспитательные: прививать интерес к изучаемому предмету, развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, группах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. Тип урока: изучение нового материала. Методы:
репродуктивный, частично-поисковый. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: Учебник: Математика 5 учебник. для общеобразоват. учреждений Н. Я. Виленкин – М.:Мнемозина, 2012, мультимедиа, проектор, компьютер, интерактивная доска.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Ребята, проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку? Слайд 1 Тех, кто готов работу начать Улыбки свои я прошу показать! Все готовы? Тогда повторяем, Систематизируем, изучаем и обобщаем, ИТАК, НАЧИНАЕМ! Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. | Включаются в деловой ритм урока | Саморегуляция |
Мотивационный Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | Ребята! Сегодняшний урок мне хотелось начать с таких слов: Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает. А нам с вами сегодня скучать не придётся. - Вспомним, какие действия можно выполнять с десятичными дробями? Слайд 2 - Сравнить: 1,35 и 3,6 0,91 и 0,176 8,46 и 8,687 16,14 и 16, 140 - Перевести десятичную дробь в обыкновенную дробь: 8,9 12,03 0,008 6,000007 - Записать числа в порядке возрастания: 3,52 2,14 0,917 17,16 0,0235 3,59 - А как вы думаете, какие ещё задания можно придумать с десятичными дробями? Слайд 3 Пример: 4,07 + 3,62; 96 – 8,8 Каких умений нам не хватает, чтобы решить эти примеры? А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это …. Запись темы урока на доске: «Сложение и вычитание десятичных дробей». | Учащиеся решают устно. Устно: 1,35 0,91 0,167 8,46 16,124= 16, 140 Устно: ; ; ; Устно: 0,0235 0,917 2,14 3,52 3,58 17,16 Складывать и вычитать. Правила сложения и вычитания десятичных дробей Сложение и вычитание десятичных дробей Запись темы урока в тетрадь | Оценивание и прогнозирование, честность и самообладание, работа в парах через сотрудничество, построение речевых конструкций, рационализация, применение алгоритма, выдвижение и проверка гипотез, анализировать и реагировать на поступающие ответы (саморегуляция) |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Цель урока Сегодня мы узнаем, какие еще действия можно производить с десятичными дробями, т.е. познакомимся с приёмами выполнения сложения и вычитания десятичных дробей. | | Основы целеполагания и планирования на урок |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: доли | Алгоритм сложения вычитания десятичных дробей В повседневной жизни людям часто приходится производить всевозможные действия над десятичными дробями.
- Придумайте задачу с числами 4,35 и 2,076, чтобы она решалась сложением (вычитанием)
- Работа по учебнику стр.192, 193(правила сложения(вычитания) десятичных дробей
Слайд 4 Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей Уравнять количество знаков после запятой; Записать в столбик, как при сложении натуральных чисел: разряд под разрядом, запятая под запятой; Выполнить действия, не обращая внимание на запятую; Запятую в ответе поставить под запятой.
Решение упражнений
5,43 5,430 + 4,127 + 4,127 8,557
Определение понятий: разложение десятичного числа по разрядам; высший (старший), низший (младший) разряды Запись на доске: 0,678 - Разложите по разрядам данное число 0,678 = 0,6 + 0,07 + 0,008 - Замените данные десятичные дроби равными дробями, уравнивая количество знаков после запятой 0,678 = 0,600 + 0,070 + 0,008 Проводится физкультминутка Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела. На четыре – улетела. РАЗ – подняться, потянуться! ДВА – согнуться, разогнуться! ТРИ – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На ЧЕТЫРЕ – руки шире, ПЯТЬ – руками помахать, ШЕСТЬ – за парту тихо сесть. СЕМЬ – ВОСЕМЬ – лень отбросим, ДЕВЯТЬ – ДЕСЯТЬ – не будем куролесить, ОДИННАДЦАТЬ – ДВЕНАДЦАТЬ – будем заниматься.
| Учащиеся приводят примеры Учащиеся самостоятельно читают правило по учебнику и несколько человек проговаривают правило. Запись решения примера в тетрадь. Учащиеся выполняют письменную работу. | Анализ и осмысливание, переформулировка текста, извлечение информации |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Действия с десятичными дробями». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Открываем учебник Сильный ученик решает у доски с подробным пояснением №1215 б), 1215 б)
Затем предлагается выполнить задание, при необходимости советуясь с соседом по парте (работа в парах) , используя Рабочие тетради (к учебнику Н.Я. Виленкина и др. « Математика: 5 класс» (М.: Мнемозина). 2012 г. на странице 101 № 4;5,6(а,б,в,г). Самостоятельная работа (6 мин) (выполнение тестов по вариантам, КИМ Математика 5 класс к учебнику Н.Я. Виленкина Изд. «Вако» 2012г Слайд 5 Вариант 3 А1, А2, А3 Вариант 4 А1, А2, А3
| Запись решения примеров в тетрадь. Ребята выполняют работу в своих рабочих тетрадях, сверяются и советуются с соседом по парте. Выполняют тесты, осуществляют взаимопроверку по готовым ответам на слайде №5. Оценивают успешность выполненной работы | Решение задач арифметическим способом, оценивание ответа, самоконтроль, применение способов к жизненным задачам |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | - Что изучали сегодня на уроке? - Кто желает сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей? - Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: …. | | Предметная рефлексия, осознание актуальности изученного, корпоративность |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | По учебнику п.32 (с.190), По учебнику №1218 (I и II столбик), 1224 Подготовить устный рассказ: «Для чего человеку нужны десятичные дроби» | | |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Обращается к учащимся в стихотворной форме: «Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? Постарались все понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали?»
Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то поднимите обе руки. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то поднимите одну руку. Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, не поднимайте руки. В труде умноженье поможет. Чтоб дельной работа была, Стократ трудолюбье умножим – Умножатся наши дела. Спасибо за урок! До свидания. | | Предметная рефлексия, осознание актуальности изученного |