Предмет: | Математика |
Класс: | 5 |
Учитель: | Ю.Г. Градова |
Базовый учебник: | Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, - М.:Вентана-Граф, 2014. |
Тема урока: | Сложение и вычитание десятичных дробей |
Количество часов, отведённое на изучение темы: | 6 |
№ урока: | 6 |
Тип урока: | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. |
Цель урока: | Систематизирование и выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся при сложении и вычитании десятичных дробей, формирование способности практического применения алгоритма при решении задач, способствовать воспитанию умений работать самостоятельно и коллективно, формировать математическую компетентность учащихся |
Задачи урока: | Образовательные (формирование познавательных УУД) | научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь». Решать задачи и примеры по данной теме. |
Развивающие (формирование регулятивных УУД) | развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД) | развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. |
Планируемые результаты: | УУД | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умеют ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи |
Познавательные: выбирают и формируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров, делают предположение об информации, необходимой для решения задачи |
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, умеют анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, умеют слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие |
Основные понятия, изучаемые на уроке: | Десятичные дроби, сложение, вычитание. |
Методы: | по источникам знаний: словесный, наглядный; по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый |
Формы работы обучающихся: | Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. |
Необходимое учебное оборудование: | Компьютер (или компьютерный класс), проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, листы самооценивания |
Структура урока: | 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин) 2. Актуализация знаний. (5 мин) 3. Постановка темы, цели и задач урока. (2 мин) 4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. (20 мин) 5. Физкультминутка. (3 мин) 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (10 мин) 7. Домашнее задание.(1 мин) 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин) |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Форма обучения: фронтальная. | Деятельность учителя: приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, создание эмоционального настроя на деятельность. Учитель. Здравствуйте дети! Садитесь! Посмотрите, пожалуйста, у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. Надеюсь, что на уроке вы будете работать активно и у вас, обязательно, все получится. Напоминаю, что перед вами лежит лист самооценки, в котором вы должны оценить каждое выполняемое вами задание во время урока. (максимальный балл за каждое задание - 3 балла). Давайте сейчас проанализируем свое настроение и отобразим это с помощью смайлика. | Деятельность учащихся: включаются в деловой ритм урока, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
2 | Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, применение свойств чисел для рационального нахождения суммы и разности десятичных дробей. Форма обучения: фронтальная. | Деятельность учителя: формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. Учитель: - Чем мы занимались на прошлых уроках? - Что мы умеем делать с десятичными дробями? Составление кластера: в центре – название этих чисел, а вокруг расположить все действия, которые умеете выполнять с этими числами. (Составление кластеров, их обсуждение). Учитель: Проверку знаний теоретического материала по теме урока проведем с помощью сигнальных карточек. (При утвердительном ответе вы поднимаете вверх карточки зеленого цвета, при отрицательном красного). 1. любое смешанное число или любую обыкновенную дробь можно записать в виде десятичной; (-) 2. прежде, чем сравнивать десятичные дроби, надо уравнять количество цифр после запятой; (+) 3. десятичная дробь увеличится, если справа приписать нуль; (-) 4. из двух десятичных дробей та больше, у которой больше целая часть; (+) 5. если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 5, 6, 7, 8, 9, то стоящую перед ней цифру увеличивают на 1.(+) 6. чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, надо записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой, выполнить сложение, не обращая внимание на запятую;(-). 7. сумма десятичных дробей не может быть натуральным числом (-) Учитель: Оцените себя на данном этапе урока. | Деятельность учащихся: выполняют задании, называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания. -Изучали десятичные дроби Выполняют вместе с учителем задание по составлению кластера. Отвечают на вопросы учителя с помощью сигнальных карточек. заполняют листы самооценки | Познавательные: активизация опорных знаний и умений Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, оценивание усваиваемого материала, структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение слышать вопросы, давать полный ответ, доказывать свою точку зрения. |
3. | Постановка темы, цели и задач урока. | Деятельность учителя: задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цели урока. Учитель: Тему нашего урока вы сформулируете мне сами, после того как решите задачу. Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8,2м и, пролетев 5,6 м, передумал. Сколько метров тебе еще лететь поневоле? - Какие действия вы выполняли при решении данной задачи? С какими числами вы работали? - Сформулируйте тему урока. - Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока (записано на доске) - Итак, что же мы сегодня будем делать на уроке? - Каковы задачи нашего урока? - Хорошо, цель нам понятна. Теперь, вы, зная тему урока и представляя себе свои знания, цените себя, как вы считает, хорошо знаете эту тему или нет? | Деятельность учащихся: Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цели урока. Под руководством учителя определяют задачи урока, формулируют тему урока. - «Сложение и вычитание десятичных дробей» - Продолжать овладевать умением складывать и вычитать десятичные дроби, отработать правила сложения и вычитания десятичных дробей, развивать навык устного сложения десятичных дробей, повторить знания о десятичных дробях, систематизировать знания о десятичных дробях, продолжить развивать навык самооценки работы на уроке в различных формах работы. Заполняют листы самооценки. | Познавательные (определять тему беседы и обосновывать своё мнение, логические УУД).Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности). Регулятивные(целеполагание, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности). Коммуникативные умения(слушать и слышать) |
4. | Построение проекта коррекции выявленных затруднений Цель: Формирование навыка применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. | Деятельность учителя: формулирует задания, организует работу над решением задач с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений. Учитель: Итак, давайте поработаем по теме нашего урока. Для выполнения заданий вам необходимо разбиться на 4 группы. Каждая группа получает пакет: палитра цветов с заданиями, черно-белая картинка, набор цветных карандашей. Ваша задача - раскрасить полученную картинку в разные цвета. Картинка разбита на фрагменты, на каждом из которых записаны правильные ответы к тому или иному заданию. Каждому цвету палитры (а всего их 6) соответствует только один возможный вариант ответа. Решения всех задач записываются в тетрадях. Если раскраска будет правильная, то вы верно выполнили задание Время выполнения задания 20 минут. Раздает пакеты с заданиями (Приложение 1). Учитель: Для тех, кто уже справился с заданием, Предлагаю выполнить задания из учебника стр. 225 №889 (четные), 887. Комментирует рисунок каждой группы, задавая вопросы учащимся. - Ребята, напоминаю вам про листы самооценки. | Деятельность учащихся: Выполняют задания учителя, учатся применять алгоритм сложения и вычитания дробей. Работают в группах Выполняют задание из учебника. участвуют в обсуждении рисунков. заполняют листы самооценки. | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия |
5 | Физкультминутка. Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учитель. Молодцы, а теперь давайте отдохнем. Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | Деятельность учащихся: повторяют движения за учителем. | |
6. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель : организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий. Форма обучения: индивидуальная работа с последующей самопроверкой | Деятельность учителя: Организовывает самостоятельную работу учащихся. Самостоятельная работа будет оцениваться по критериям: оценка «3» - за три правильно выполненных задания; оценка «4» - за четыре правильно выполненных задания; оценка «5» - за пять правильно выполненных заданий. Учитель. А сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили тему сегодняшнего урока, индивидуально выполняя работу по тексту. - Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задание по ней. Раздает пакеты с заданиями (Приложение 2) Учитель: Давайте проверим, как вы справились с заданием, для этого поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. - По предложенным критериям выставьте оценки. Критерии оценки: «5» - 5 правильно выполненных задания «4» - 4 правильно выполненных задания «3» - 3 правильно выполненных задания «2» - 2 правильно выполненных задания. - Поднимите руку те, кто получил оценку «5», «4», «3», «2». - Заполните листы самооценки. Учитель: Ребята, а какое из заданий по тексту вызвало у вас наибольшее затруднение? - Давайте вернемся к решению этого задания. Что мы видим? - Каким знаком арифметического действия можно заменить данную сумму? - Как вы думаете, над какой темой мы будем работать на следующем уроке? | Деятельность учащихся: учащиеся выполняют самостоятельную работу на индивидуальных карточках, затем проверяют по эталону. Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. - Последнее. - Оно решалось сложением нескольких одинаковых десятичных дробей. - Умножением. Формулируют тему следующего урока. («Умножение десятичных дробей») | Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий после внесения необходимых корректив. Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму |
7 | Домашнее задание. Цель : обсудить и записать домашнее задание. | Деятельность учителя: комментирует домашнее задание. Учитель: Домашнее задание я выдала вам в электронном дневнике. Оно рассчитано на три уровня сложности. Каждый из вас выбирает тот уровень, с которым он может справиться и выполняет его. | Деятельность учащихся: записывают домашнее задание. | |
8 | Итог урока. Рефлексия. Цель: зафиксировать содержание, которое повторили на уроке, оценить собственную деятельность. Форма обучения: индивидуальная работа. | Деятельность учителя: организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. Учитель: - Оцените и подведите итог своей работы во время урока. "5" - 15-14 б ; "4" - 13-11 б; "3" - 10-8 б; "2" - 7 и менее баллов. - Сдайте листы самооценки. - Удалось ли вам решить поставленную цель урока? - Какие возникли трудности? - Какие знания, полученные ранее, позволили справиться с заданиями? Учитель. Ребята! Спасибо за урок. Впереди у нас еще много новых интересных открытий. Я желаю вам успехов в дальнейших познаниях. До свидания. | Деятельность ученика: называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. заполняют листы самооценки. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1. Выпишите из текста все десятичные дроби в порядке возрастания.
2. Вычислите, на сколько площадь Южной Америки с островами больше, чем без островов.
3. Округлите площадь Южной Америки без островов до единиц и площадь Южной Америки с островами до десятков.
4. Переведите площадь пастбища в ары.
5. Найдите расстояние, которое пройдет Эльза за один день, если ей придется вернуться на пастбище за одним козленком.
На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».
Дифференцированные задания.