Конспект-сценарий урока (согласно требованиям ФГОС в форме технологической карты урока)
Учитель: Матвеева Н.М.
УМК: математика 5-6 классы под ред. Г.В.Дорофеева
Тема урока: Площадь прямоугольника. Единицы площади. Равновеликие фигуры
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: нахождение площади прямоугольника, используя разные единицы измерения, фигур, составленных из прямоугольников, равновеликих и равных фигур.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки,
-способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
-развивать внимание
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- овладение правилами вычисления площади прямоугольника, знаниями терминов «длина», «ширина», «основание», «высота», «смежные стороны», «равновеликие фигуры», «равные фигуры», умениями вычислять площадь прямоугольника; умениями работать с разными единицами измерения площади прямоугольника, решать задачи разными способами;
Технологическая карта урока математики
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Мотивационно-ориентировочный блок
-
-
Этап актуализации
-
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Чем мы занимались на прошлом уроке?
Где нам пригодиться умение находить периметр?
Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками
-
Какие фигуры изображены на доске? (слайд 1)
Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор.
2. Задача на нахождение периметра прямоугольника (слайды2,3).
3. Составление выражения при нахождении периметра.
5 класс 6 класс
(6+4)*2=20 (см) (6,3+4,7)*2= 22 см
Запись на доске
Включаются в деловой ритм урока.
Рассматривали фигуры четырехугольники, находили периметр прямоугольника, квадрата.
В строительстве, огороде и т.д.
Четырехугольники.
Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.
Решают задачи на нахождение периметра.
1.2. Этап проблематизации
4. Задача на нахождение площади прямоугольника (слайд 4)(фигура разбита на клетки 1х1см).
Проблема: как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные см?
-Что заметили?
-Как вы думаете, площадь можно находить только в ?
5. Задание
- Найдите на карточках, лежащих на ваших столах, площадь фигур, составленных из квадратов (приложение к уроку).
- Есть ли среди фигур равные?
- Какие фигуры называются равными?
6. Задание
- Есть ли среди фигур такие, которые имеют одинаковую площадь?
- Можно ли такие фигуры назвать равными?
- А каким же словом можно назвать такие фигуры? Среди слов, написанных на доске, подберите наиболее подходящее слово.
(равнобедренные, равносторонние, равновозможные, равновеликие, равносоставленные)
Подсчитывают квадратные сантиметры.
Делают вывод:
Находят площадь
-Можно использовать разн.ед.
Работают с карточками и отвечают на задание
Называют номера равных фигур
-Две геометрические фигуры называются равными, если их можно совместить друг с другом, наложив одну на другую.
Называют номера фигур с равными площадями.
- Нет. Их нельзя наложить друг на друга так, чтобы они совпали.
Подбирают слова
1.3. Этап целеполагания
Цель урока
-Какая цель нашего урока?
Цель урока: мы будем находить площадь прямоугольника используя разные единицы измерения, находить равные и равновеликие фигуры
-
Организационно-деятельностный блок
2.1. Этап моделирования
-Итак, тема нашего урока созвучна цели урока
-как называется тема нашего урока?
Записываем в тетрадь тему урока.
-Повторим, как найти площадь прямоугольника что нужно знать?
Задача.(слайд 5, 6)
-все ли известно?
Решение:
5 класс 6 класс
1) 15:3=5(см)-ширина 1) 15,6: 3= 5,2(см) - ширина
2) 15*5=75(см)-площадь 2) 15,6*5,2= 81,12(см)- площадь
Ответ: 75 см2 Ответ: 81,12 см2
Длину и ширину прямоугольника еще называют - основание и высота.
Проблема:
-если площадь в как выразить ее в ?
-если площадь дана и равна 1000000 как выразить ее в ?
Новые единицы измерения площади
1а(ар)=10см*10м=100 (сотка)
1га(гектар)=100м*100м=10000
Выразите 1га в арах
Тема урока: «Площадь прямоугольника. Единицы площади. Равновеликие фигуры».
-чтобы узнать площадь, надо знать длину и ширину.
S= длину * ширину
Решают самостоятельно в тетради.
Проверка на слайде(слайд)
- 1см= 10 мм
-1 = 10мм*10мм=100
-1000000 =1.
1га=100а
2.2. Этап конструирования
Задача
18га во сколько раз больше 8 соток?
Задача (реши самостоятельно).
5 класс
Найдите площадь участка и выразите ее в га.
Если длина и ширина участка 500м и 400м.
6 класс
Найдите площадь участка и выразите её в га, если длина участка 54,2 а и ширина 38,5 а
Взаимопроверка в парах
Проблема.
Как найти длину по известным площади и ширине?
Задача (слайд 7)
5 класс 6 класс
S=91 S=64,48 см2
Длина - 7см Длина – 5,2 см
Ширина -?см Ширина - ? см
Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.
18га=1800а
8соток=8а
1800:8=225(раз)
Ответ: в 225 раз.
5 класс
500*400=200000()
200000()
200000 =2000а=20га
Ответ: 20га. 6 класс
54,2*38,5= 2086,7 (а)
2086,7 а=20,867 га
Ответ: 20,867 га
5 класс
91:7=13(см)-длина
Ответ: 13см 6 класс
64,48:5,2= 12,4(см) - длина Ответ: 12,4 см
2.3. Этап презентации образовательных продуктов
Самостоятельная работа.
5 класс
Вариант I.
1)Стороны прямоугольника равны 12см и 15см.
Вычислите площадь.
2) Выразите в более мелких единицах.
1= …
1а=…
1а= …
6 класс
1)Стороны прямоугольника равны 1,4дм и 1,5дм.
Вычислите площадь.
2) Выразите в более крупных единицах
1 =…
1а=…га
1га=…км2
Самопроверка.
Практическая работа (с последующей проверкой на слайдах) (слайды 9- 10)
Самостоятельное решение в тетради.
Самопроверка.
Выполняют самостоятельно
Рефлексивно-оценочный блок
1. Подведение итогов урока.
-Что изучили сегодня на уроке?
-Кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?
-С какими новыми единицами измерения площади мы познакомились?
Оценить отдельных учащихся
Площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон
Гектар, ар.
2. Информация о домашнем задании
5 класс 6 класс
П.7.4 и п.7.5 п. 12.4
№ 679, № 683, № 698 № 1208, № 1214, № 1216
Записывают задание в дневниках
3. Рефлексия
Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте розовый листочек на прямоугольник.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте голубой листочек.
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте желтый листочек.
Выполняют на прямоугольник, выданный в начале урока и сдают учителю