Базовый учебник «Технология обслуживающий труд» под редакцией В.Д.Симоненко
Тема урока: «Конструирование фартука»
Цель: в процессе изучения трудовой операции «конструирование фартука» достичь следующих образовательных результатов
Личностный результат:
(учебная цель 1)
- осознать установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда на примере выполнения операции построения чертежа (3 уровень усвоения знаний - осмысление)
Метапредметный результат:
(учебная цель 2)
- уметь диагностировать результаты выполнения операции построения чертежа по принятым критериям и показателям (2 уровень овладения действием-первоначальное умение) Предметный результат:
(учебные цели 3-7)
- усвоить понятие процесса конструирования (Познавательная сфера – 3 уровень усвоения знаний – осмысление);
- представлять виды инструментов для построения чертежа, приемы построения чертежа (Познавательная сфера - 2 уровень усвоения знаний - представления);
- уметь выполнять технологическую операцию «конструирование» с соблюдением алгоритма построения чертежа фартука (Трудовая сфера - 2 уровень овладения действием – первоначальное умение);
- уметь обосновать показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения операции построения чертежа (Трудовая сфера – 3 уровень осмысления)
- развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами (Физиолого-психологическая сфера – 2 уровень овладения действием - первоначальное умение). Задачи:
познавательные:
- выделить и принять учебную цель (задачи) на урок;
- на основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия «конструирование»;
- создать ориентировочную основу действий при выполнении приемов построения чертежа фартука;
- на основе анализа выявить и осознать показатели качества выполнения операции конструирование фартука
- выполнить практическую работу по построению чертежа фартука регулятивные:
- выполнить действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), контролю выполнения приемов построения чертежа;
- выполнить рефлексию
коммуникативные:
- осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы чертежными инструментами и правил безопасной работы;
- осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в группе
личностные:
- выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию.
Тип урока комбинированный
Образовательные технологии: информационные технологии, критического мышления, проблемного обучения, развивающего обучения
Методы обучения: объяснительно-репродуктивный, побуждающе-поисковый, инструкционно-исполнительский (приемы преподавания и учения: объяснение, демонстрация, показ приемов работы; беседа; проблемный диалог; работа с учебником, рабочей тетрадью; с компьютерным сопровождением урока, практическая работа)
Объект труда:выкройка фартука
Межпредметные связи: математика (углы; параллельные и перпендикулярные прямые, построение фигур)
Необходимое оборудование :учебник, рабочая тетрадь, демонстрационные материалы и оборудование: электронное сопровождение урока: компьютер, проектор, технологическая карта на изготовление изделия «Выкройка фартука»,инструкционная карта по выполнению приемов конструирования.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап
урока
Учебные задачи и содержание обучения
Деятельность
обучающихся (УУД)
Деятельность
учителя (методы, средства обучения, образовательные технологии)
Уровень достижения планируемых результатов
обучения
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
1. Орг. часть
- подготовиться к работе на уроке по теме «Конструирование фартука»
- наблюдают, слушают информацию учителя и дежурного
-общаются в процессе подготовки к уроку, сотрудничают с дежурным
-организует работу обучающихся с учебником, компьютерной презентацией, рабочей тетрадью
2 уровень
(алгоритмический)
3 уровень
(эвристический)
5. Вводный инструктаж
- создать ориентировочную основу действий при выполнении операции конструирование фартука (установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда при конструировании фартука);
-определить показатели и критерии качества выполнения операции конструирования
-слушают, наблюдают и осмысливают способы действий при выполнении операции конструирование;
-анализируют конструкцию объекта труда, технологию его изготовления, приемы работы с чертежными инструментами; устанавливают причинно-следственные связи; выдвигают гипотезы;
- запоминают и воспроизводят учебный материал
- формулируют и высказывают свое мнение, строят суждения;
- осуществляют внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы чертежными инструментами и правил безопасной работы
-планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-осуществляют самоконтроль
-стимулирует познавательную деятельность обучающихся по осмыслению конструкции и технологии изготовления изделия;
-объясняет и показывает алгоритмы способов действий, приемы работы; типичные ошибки, способы их предупреждения; организацию рабочего места; правила безопасной работы;
- выясняет, как обучающиеся усвоили учебный материал
2уровень
(алгоритмический)
6. Самостоятельная работа, текущий инструктаж
- выполнить практическую работу по построению чертежа выкройки фартука
- выполнить действия по обслуживанию рабочего места и контролю при выполнении приемов построения чертежа фартука
- выполняют трудовые приемы, операции по конструированию;
- выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых приемов и операций при конструировании;
- выполняют действия по выбору инструментов, обслуживанию рабочего места и контролю в процессе выполнения операции конструирование
-строят рабочие взаимоотношения с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в парах
-готовят рабочее место для конструирования;
- планируют этапы выполнения задания,
- отслеживают продвижения в выполнении задания,
- выполняют самоконтроль с позиции соответствия полученных результатов в учебной задаче.
-проверяет готовность обучающихся к работе
-организует практическую работу по изготовлению изделия;
-выполняет целевые обходы рабочих мест обучающихся.
2 уровень (алгоритмический)
7. Заключительный инструктаж
- выполнить оценку и самооценку результатов работы в соответствии с установленными критериями и показателями качества (выполнить расчеты ширины фартука и длины пояса, построение чертежа фартука по своим меркам)
- выполнить рефлексию;
- взять домашнее задание
-выявляют, осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины
- высказывают сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе.
-оценивают и анализируют результаты выполненной работы (рефлексия –Какие моменты урока были самые трудные? Почему? Какие моменты урока оказались самыми интересными? )
-организует деятельность обучающихся по анализу ошибок, их причин;
- совместно с обучающимися оценивает результаты их работы на уроке, выставляет отметки;
-задает домашнее задание
2 уровень (алгоритмический)
8. Уборка рабочих мест
- выполнить действия по обслуживанию рабочего места после работы
-выполняют трудовые действия по уборке рабочих мест в соответствии с общепринятыми правилами поведения в мастерских
-строят взаимоотношения, распределяют функции по организации уборки рабочих мест и мастерских
-планируют работу по уборке рабочих мест;
-оценивают качество уборки
-организует и контролирует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными
2 уровень (алгоритмический)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по технологии»
Технологическая карта урока
Предмет: «Технология»
Учитель технологии: Смирнова Т.П.
Класс 5
Базовый учебник «Технология обслуживающий труд» под редакцией В.Д.Симоненко
Тема урока: «Конструирование фартука»
Цель: в процессе изучения трудовой операции «конструирование фартука» достичь следующих образовательных результатов
Личностный результат:
(учебная цель 1)
- осознать установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда на примере выполнения операции построения чертежа (3 уровень усвоения знаний - осмысление)
Метапредметный результат:
(учебная цель 2)
- уметь диагностировать результаты выполнения операции построения чертежа по принятым критериям и показателям (2 уровень овладения действием-первоначальное умение) Предметный результат:
(учебные цели 3-7)
- усвоить понятие процесса конструирования (Познавательная сфера – 3 уровень усвоения знаний – осмысление);
- представлять виды инструментов для построения чертежа, приемы построения чертежа (Познавательная сфера - 2 уровень усвоения знаний - представления);
- уметь выполнять технологическую операцию «конструирование» с соблюдением алгоритма построения чертежа фартука (Трудовая сфера - 2 уровень овладения действием – первоначальное умение);
- уметь обосновать показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения операции построения чертежа (Трудовая сфера – 3 уровень осмысления)
- развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами (Физиолого-психологическая сфера – 2 уровень овладения действием - первоначальное умение). Задачи:
познавательные:
- выделить и принять учебную цель (задачи) на урок;
- на основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия «конструирование»;
- создать ориентировочную основу действий при выполнении приемов построения чертежа фартука;
- на основе анализа выявить и осознать показатели качества выполнения операции конструирование фартука
- выполнить практическую работу по построению чертежа фартука регулятивные:
- выполнить действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), контролю выполнения приемов построения чертежа;
- выполнить рефлексию
коммуникативные:
- осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы чертежными инструментами и правил безопасной работы;
- осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в группе
личностные:
- выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию.
Тип урока комбинированный
Образовательные технологии: информационные технологии, критического мышления, проблемного обучения, развивающего обучения
Методы обучения: объяснительно-репродуктивный, побуждающе-поисковый, инструкционно-исполнительский (приемы преподавания и учения: объяснение, демонстрация, показ приемов работы; беседа; проблемный диалог; работа с учебником, рабочей тетрадью; с компьютерным сопровождением урока, практическая работа)
Объект труда:выкройка фартука
Межпредметные связи: математика (углы; параллельные и перпендикулярные прямые, построение фигур)
Необходимое оборудование :учебник, рабочая тетрадь, демонстрационные материалы и оборудование: электронное сопровождение урока: компьютер, проектор, технологическая карта на изготовление изделия «Выкройка фартука»,инструкционная карта по выполнению приемов конструирования.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап
урока
Учебные задачи и содержание обучения
Деятельность
обучающихся (УУД)
Деятельность
учителя (методы, средства обучения, образовательные технологии)
Уровень достижения планируемых результатов
обучения
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
1. Орг. часть
- подготовиться к работе на уроке по теме «Конструирование фартука»
- наблюдают, слушают информацию учителя и дежурного
-общаются в процессе подготовки к уроку, сотрудничают с дежурным
-организует работу обучающихся с учебником, компьютерной презентацией, рабочей тетрадью
2 уровень
(алгоритмический)
3 уровень
(эвристический)
5. Вводный инструктаж
- создать ориентировочную основу действий при выполнении операции конструирование фартука (установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда при конструировании фартука);
-определить показатели и критерии качества выполнения операции конструирования
-слушают, наблюдают и осмысливают способы действий при выполнении операции конструирование;
-анализируют конструкцию объекта труда, технологию его изготовления, приемы работы с чертежными инструментами; устанавливают причинно-следственные связи; выдвигают гипотезы;
- запоминают и воспроизводят учебный материал
- формулируют и высказывают свое мнение, строят суждения;
- осуществляют внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы чертежными инструментами и правил безопасной работы
-планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-осуществляют самоконтроль
-стимулирует познавательную деятельность обучающихся по осмыслению конструкции и технологии изготовления изделия;
-объясняет и показывает алгоритмы способов действий, приемы работы; типичные ошибки, способы их предупреждения; организацию рабочего места; правила безопасной работы;
- выясняет, как обучающиеся усвоили учебный материал
2уровень
(алгоритмический)
6. Самостоятельная работа, текущий инструктаж
- выполнить практическую работу по построению чертежа выкройки фартука
- выполнить действия по обслуживанию рабочего места и контролю при выполнении приемов построения чертежа фартука
- выполняют трудовые приемы, операции по конструированию;
- выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых приемов и операций при конструировании;
- выполняют действия по выбору инструментов, обслуживанию рабочего места и контролю в процессе выполнения операции конструирование
-строят рабочие взаимоотношения с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в парах
-готовят рабочее место для конструирования;
- планируют этапы выполнения задания,
- отслеживают продвижения в выполнении задания,
- выполняют самоконтроль с позиции соответствия полученных результатов в учебной задаче.
-проверяет готовность обучающихся к работе
-организует практическую работу по изготовлению изделия;
-выполняет целевые обходы рабочих мест обучающихся.
2 уровень (алгоритмический)
7. Заключительный инструктаж
- выполнить оценку и самооценку результатов работы в соответствии с установленными критериями и показателями качества (выполнить расчеты ширины фартука и длины пояса, построение чертежа фартука по своим меркам)
- выполнить рефлексию;
- взять домашнее задание
-выявляют, осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины
- высказывают сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе.
-оценивают и анализируют результаты выполненной работы (рефлексия –Какие моменты урока были самые трудные? Почему? Какие моменты урока оказались самыми интересными? )
-организует деятельность обучающихся по анализу ошибок, их причин;
- совместно с обучающимися оценивает результаты их работы на уроке, выставляет отметки;
-задает домашнее задание
2 уровень (алгоритмический)
8. Уборка рабочих мест
- выполнить действия по обслуживанию рабочего места после работы
-выполняют трудовые действия по уборке рабочих мест в соответствии с общепринятыми правилами поведения в мастерских
-строят взаимоотношения, распределяют функции по организации уборки рабочих мест и мастерских
-планируют работу по уборке рабочих мест;
-оценивают качество уборки
-организует и контролирует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными
2 уровень (алгоритмический)
приложение
Инструкционная карта
Построение чертежа фартука с нагрудником.
Названия отрезков
Расчет
Построение
1
2
3
1. Определение линии талии
Вточке Т построить прямой угол.
2. Определение линии низа
Ди = 35 см
От точки Т вниз отложить величину мерки Ди и поставить точку Н.
3. Определение ширины фартука
Сб:2 + 6 = = 26 см
От точек Т и Н отложить влево полученную величину. Поставить точки Ti и Hi. Соединить точки Tj и Hi прямой линией. Построить прямоугольник.
4. Определение месторасположения кармана
Постоянная величина
1. От точки Т вниз отложить 6 см и поставить точку К.
2. Из точки К провести горизонтальную линию.
3. От точки К влево отложить 7 см и поставить точку Ki .
4. Из точки Ki вниз и влево отложить по 15 см и поставить точки К2 и Кз-5.
5. Соединить точки К и К2 прямой линией.
6. Из точки К2 влево и из точки Кз вниз отложить по 15 см и поставить точку К Построить квадрат.
5. Определение длины нагрудника
Постоянная величина
Через точку Т вверх продлить прямую линию и отложить на ней 14 см. Поставить точку В.
6. Определение ширины нагрудника
7 см
1. Из точки В провести горизонтальную линию и отложить на ней 7 см. Поставить точку Вi. 2. Из точки Т отложить влево 8 см и поставить точку Т2. 3. Соединить точки Вi и Т2 прямой линией.
7. Определение ширины пояса
9 см
От точки П отложить ширину пояса 9 см. Поставить точку П.
8. Определение длины пояса
Ст х 2 + 20 =
= 30 х 2 + 20 = 80 см
От точки П отложить длину пояса 80 см. Построить прямоугольник
9. Ширина бретели
7 см
. От точки Б отложить ширину бретели 7 см. По ставить точку Б.
10. Длина бретели
50 см
От точки Б отложить длину бретели 50 см. По строить прямоугольник.