Конспект урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Конспект урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Пояснительная записка
Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Учебник «Математика 5» для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович. Москва, «Мнемозина», 2012 год. Электронное сопровождение УМК «Математика, 5 класс», автор И.И.Зубарева. Рабочая тетрадь. Методические материалы. Теоретический материал в учебнике изложен таким образом, чтобы учитель смог применять проблемный подход в обучении. Учебник можно использовать в качестве продолжения развивающего направления начальной школы.
«Сложение и вычитание десятичных дробей» изучается в главе IV. Десятичные дроби. Одна из основных дидактических целей этой темы – формирование прочных вычислительных навыков. Это достигается изложением материала и многократным выполнением упражнений в занимательной форме (чтобы не произошло потери интереса).
Урок математики в 5 классе разработан в рамках системно-деятельностного подхода. Предоставлена универсальная технологическая карта урока, презентация урока, видеозапись физминутки.
Тип урока - урок открытия нового знания (по Л. Г. Петерсону). Структура урока открытия нового знания: мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний и пробное учебное действие, выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта, первичное закрепление с комментированием во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексия учебной деятельности на уроке соблюдена.
Дидактические задачи урока соответствуют отобранному содержанию, а основное содержание урока - содержанию программы и учебника.
Стратегическая технология – технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Тактические технологии – технология проблемного обучения, технология группового обучения.
Учитель создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты урока. Цель подобранных упражнений – организация учебно-познавательной и исследовательской деятельности. Используется новое содержание совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений. Выполнив задания, ученики могут самостоятельно сформулировать правила сложения и вычитания, алгоритм вычислений. Методы работы учащихся: коллективная, групповая работа, индивидуальная работа с обоснованием собственной точки зрения.
Вопросы, упражнения и задачи, предлагаемые для выполнения школьникам, имеют практическую направленность. Задачи составлены на региональном материале.
На каждом этапе урока формируются универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Формируются ИКТ - компетентности учащихся. Учащиеся формулируют своими словами правила, понятия. Выполняют действия по образцу, алгоритму. Учатся контролировать свои действия. Ставят проблемы. Самостоятельно находят и исправляют ошибки. Учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников, оказывается индивидуальная помощь. Предусмотрена рефлексия деятельности, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность.
Ученики решают устно примеры, отвечают на поставленный вопрос и делают соответствующий вывод.
Сформи-ровать вывод
Регулятивные:
Постановка цели для получения результата. Согласование темы урока
Познавательные:
умение перерабатывать информацию
IV.
Изучение нового материала
1.Учитель задает вопросы.
Учитель предлагает сделать вывод: как складывают десятичные дроби.
Подумайте, какой должна быть запись при выполнении письменных вычислений
Запишите в столбик сумму чисел (слайд 5)
38,321 + 1,56 и найдите её значение. Если вы выполнили верно, то ваша запись должна быть такой (слайд 6) 38,321
1,56
39,881
Учащиеся высказывают свои предположения
Учащиеся делают вывод, соотносят с правилом в учебнике (стр. 195)
Сформули-ровать правило
Познавательные: уметь воспринимать информацию.Умение применять знания на практике
Регулятивные:
соотнесение с ориентиром в процессе выполнения действия
Коммуникатив-ные:
Умения выстраивать устную речь, умение слушать и уважать мнение других.
V. Закрепление
Учитель предлагает решить задачи, составленные на местном материале
Учитель поясняет незнакомые слова .
Небольшая историческая справка по мостам Владивостока
Проводим физминутку
(включает видеоролик)
1.(слайд 7) Общая длина мостового перехода через бухту Золотой Рог во Владивостоке 2,1 км. Он состоит из самого Золотого моста и подъездных эстакад. Протяжённость эстакад находится по схеме
49,98 + 2*90 + 2*90 + 41,11. Найти: а) длину Золотого моста, б) длину самого большого пролёта, если два меньших пролёта по 100 м. (ответ: 1388,09 м; 737 м)
2.(слайд 8) Вантовый мост-гигант на остров Русский через пролив Босфор Восточный имеет длину 1885,53 м. Длина его подсчитывается по схеме:
60 + 72 + 3*84 + Х + 3*84 + 72 + 73,53. Найдите:
а) длину самого большого пролёта, обозначенного в схеме через х,
б) высоту части пилона, возвышающегося над мостом, если вся его высота 324 м., а подмостовой габарит 70 м.
в) на сколько метров самая длинная ванта больше самой короткой ванты.( Самая длинная / короткая ванта — 579,83 м/135,771 м )
(для лучшего понятия задачи спроецировать на экран схему моста после решения задачи под буквой а).(слайд 9)
Ребята решают задачи
Ученики выполняют физические упражнения
Складывать десятичные дроби
Познавательные:
1.Умение применять полученные знания на практике.
Коммуникатив-ные:
Умение слушать, воспринимать письменную и устную речь.
Регулятивные:
Восприятие образца, правила сложения дробей
VI. Самостоятельная работа (работа в группах)
Определяет пары и выдает задания.
Оказывает помощь при выполнении заданий.
Оценивает работу в группах.
Учитель предлагает встать всем тем учащимся, которые получили отметку «5». Учитель поздравляет их. Затем поднимаются ученики, получившие оценку «4».
Вычислите. Зашифрованное слово – название водопада, расположенного в южном Приморье, в Партизанском районе. (слайд 10)
А. 1,28 + 3,4 + 1,72 – 2,4;
Е. 3,72 + 6,41 + 0,59 – 1,72;
С. 4,86 + 1,29 + 0,14 + 3,71;
Й. 1,053 +4,364 +0,636 + 1,947;
Л. 6,35 – 1,13 – 2,87 + 0,65;
К. 0,58 + 1,36 + 2,42 +0,64;
В. 5,51 – 2,49 – 1,51 + 0,49;
И. 12 – 6,17 – 4,83.
Таблица помещена на доске:
4
3
9
5
10
9
9
2
10
5
1
8
Ответ: «Алексеевский» (слайд 11)
Распределяются на группы.
Решают задачи.
Защищают решения своих задач.
Складывать и вычитать десятичные дроби
Личностные:
Умение самостоятельно
находить решение задач
Коммуникатив-ные:
Умение отнестись к информации, расходящейся с собственным мнением, умение уважать мнение окружающих
.
VII. Рефлексия
Учитель задает вопросы
Подводит итог урока
1).Какие трудности вы испытали при выполнении задания?
2).Каким образом нашли выход из создавшейся ситуации?
3).Остались ли еще невыясненные вопросы?
Ученики отвечают на вопросы
Личностные: умение формулировать проблемы.
VIII.
Домашнее
задание
Учитель задает домашнее задание
1). п. 42, формулировать правило сложения десятичных дробей
При сложении (вычитании) десятичных дробей пользуются следующим правилом:
а) уравнивают количество знаков после запятой в обеих дробях (с помощью нулей);
б) записывают дроби друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой;
в) выполняют действие, не обращая внимания на запятую;
г) подставляют в результате запятую под запятыми в данных дробях
Пример:Сложить 5,607 и 4,1
1. Уравниваем количество знаков после запятой в обеих дробях: 5,607 и 4,100
2. Записываем дроби друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой:
5,607
+
4,100
3,4. Выполняем действие, не обращая внимания на запятую: 9,707
Историческая справка
Вантовый мостчерез бухту Золотой Рог— один из символов нового облика Владивостока, украшение города
Возведение объекта было начато 25 июля 2008 года в рамках программы подготовки Владивостока к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Мост через бухту Золотой Рог, которого ждали больше ста лет, 11 августа 2012г. был открыт, и его сразу же окрестили “Золотым”. На открытии моста сначала прошла тяжелая техника и ретроавтомобили. Этого исторического события город ждал, наверное, со дня своего основания. Мост соединил два берега Золотого Рога, навсегда изменив облик Владивостока и, в какой-то степени, уклад жизни сотен тысяч его жителей. Он не только позволяет разгрузить многочисленные городские трассы, но также решает проблему сообщения между центром и отдаленными районами Владивостока.
Мост через бухту Золотой Рог является одним из 5-ти крупнейших вантовых мостов во всем мире.
Главная его особенность заключается в перекрываемом расстоянии между пилонами, которое равно 737 метрам. Такое сооружение требует точного расчета и высокого технического исполнения.
Удерживают мост над водой специальные вантовые конструкции — стальные подвесные канаты.
Золотой мост
ВАНТОВЫЙ МОСТ-ГИГАНТ НА О. РУССКИЙ через пролив Босфор Восточный
Самая длинная / короткая ванта — 579,83 м/135,771 м
Историческая справка МИРОВОЙ РЕКОРД В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МОСТОСТРОЕНИИ — ВАНТОВЫЙ МОСТ-ГИГАНТ НА О. РУССКИЙ
Гигантский мост, возведенный специалистами группы компаний «СК МОСТ» менее чем за 4 года, стал символом г. Владивостока, подчеркнул его новый статус на международной арене, а также продемонстрировал высокий уровень профессионализма российских строителей и возможности отечественного строительного комплекса.
Мостостроители пообещали премьер-министру, что 1 августа мост будет открыт для всех жителей — и слово свое сдержали!
1 августа 2012 г. мост был открыт для движения всех видов автотранспорта.
О необходимости строительства моста через пролив Босфор Восточный впервые заговорили еще в первой половине XX в. Первый проект моста появился в конце 1930-х гг. И только в начале второго десятилетия XXI в. мечтам суждено было сбыться. Берега Босфора Восточного соединил величественный мост, возведенный российскими специалистами. Проектировщики и строители взяли на вооружение все лучшее, что есть в мировом мостостроении, и возвели рекордное по своим параметрам сооружение. Мост на остров стал ключевым объектом, который возведен в рамках программы подготовки Владивостока к проведению Саммита АТЭС-2012.
.
Мост на о. Русский — не только самый большой, но и самый «умный» российский мост. За его состоянием следит единый программно-аппаратный комплекс, объединивший систему мониторинга состояния конструкций моста, автоматизированную систему управления дорожным движением и охранную систему безопасности. Мост может выдержать землетрясение силой 8,2 балла. Его конструкция защищена специальным комплексом антисейсмических устройств.
Новый вантовый мост-гигант — поистине шедевр российских мостостроителей, соединивший материковую и островную части Владивостока, и ставший мировым рекордсменом по длине центрального пролета (1104 м) и максимальной длине ванты (580 м).
02.09.2013 - ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ОТМЕТИЛ ВАЖНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ САММИТА АТЭС НА ОСТРОВЕ РУССКОМ ВАНТОВЫЕ МОСТЫ ВЛАДИВОСТОКА ВЫШЛИ В ФИНАЛ КОНКУРСА «РОССИЯ 10»
Золотой мост Вантовый мост-гигант на остров Русский
Водопад Алексеевский расположен в южном Приморье, на реке Алексеевка, в Партизанском районе. Водопад очень живописный, и считается одним из самых красивых водопадов Приморья. Водопад находится на одном из отрогов Партизанского хребта, на высоте 800 метров, на северном склоне горы Лысая (высота 1560 метров), той, что рядом с горой Ольховой. Часто этот водопад называют "Усталый Горыныч".
Высота водопада 10-14 метров. Алексеевский водопад особенно красив весной, в период таяния снега и льдов, или после сильных дождей, которые часто бывают в Приморье летом, когда поток воды достигает максимального значения.
Летом в чаше водопада можно поймать форель, зимой природа замирает и водопад останавливает свой бег, укрывшись толстым слоем льда. Слева от водопада зимой можно видеть незамерзающий вертикальный скат льда.