-обучающие: закрепить правило вычисления периметра прямоугольника, знать термины «длина», «ширина», уметь вычислять периметр прямоугольника; вспомнить фигуры симметричные относительно прямой;
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; - воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. Тип урока: закрепление материала по теме прямоугольник. Методы: По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради, прямоугольник, липкие листы-горка, верёвочки.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка 1) - Включение в деловой ритм урока: Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. -Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока. 2) Упражнение «Горка» - Возьмите листочки с горкой и отметьте на них, где вы находитесь на этой горе в начале урока. Нарисуйте синюю звёздочку на этом месте | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Чем мы занимались на прошлом уроке? Зачем нам надо уметь находить периметр? Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками 1. Какие фигуры изображены на доске? (слайд 1 на интерактивной доске) Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор. 2. Задача на нахождение периметра прямоугольника(слайды2,3). 3. Составление выражения при нахождении периметра. (6+4)*2=20 (см) Запись на доске | Рассматривали фигуры четырехугольники, находили периметр прямоугольника, квадрата. В строительстве, огороде и т.д. Четырехугольники. Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.(1 ученик на доске передвигает фигуры в 2 группы) Решают задачи на нахождение периметра. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | 4. Задача: на заданном прямоугольнике провести прямую 1, проходящую через середины двух противолежащих сторон (слайд). Проблема: что получиться, если лист бумаги перегнуть по прямой 1? -Что заметили? Как называются эти части? Какие фигуры симметричные относительно прямой вы видите (слайд)( рис.128) ? Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? | Проводят прямую 1, проходящую через середины двух противолежащих сторон прямоугольника. Делают вывод: Две части прямоугольника лежащие по разные стороны от прямой, совпадут. Равными; симметричными относительно прямой рассмотрение (слайд)(рис.128) Цель урока: ось симметрии фигуры. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: прямоугольник | -Итак, тема нашего урока созвучна цели урока -как называется тема нашего урока? Записываем в тетрадь тему урока. -начертить в тетради прямоугольник, квадрат. Проблема: -сколько осей симметрии имеют эти фигуры? Почему? | Тема урока: «Прямоугольник. ось симметрии фигуры.» начертят в тетради прямоугольник, квадрат. Прямоугольник-2, квадрат -4 Вывод: | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Задача №368 Сколько осей симметрии имеет многоугольник, изображенный на рисунке136?(ромб, пятиугольник, шестиугольник Задача № 370 из куска веревочки сделайте модель квадрата, прямоугольника, равностороннего треугольника. Какие из моделей перечисленных фигур, длины сторон которых выражаются натуральным числом сантиметров? - Физкультминутка «Мы - чертёжники». -Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник | Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы. . | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Самостоятельная работа. Вариант I. 1)какие из букв имеют ось симметрии А Б В Г 2) Стороны прямоугольника равны 12см и 15см. Вычислите периметр. Вариант II 1)какие из букв имеют ось симметрии Д И Е Т 2) Стороны прямоугольника равны 14дм и 15дм. Вычислите периметр. Самопроверка. | Самостоятельное решение в тетради. Самопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке? -Кто желает сформулировать правило нахождения периметра прямоугольника? -ось симметрии фигуры это… -какие вы знаете фигуры, имеющие ось симметрии? -Сколько осей симметрии имеет квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольни?. Оценить отдельных учащихся | | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | №365(устно) №369. | | |
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | А теперь давайте оценим свою работу в конце урока. Возьмите листочки с горкой и отметьте на них, где вы находитесь сейчас в изучении темы. –Поставьте на горке красную звёздочку. - Кто хочет поделиться своими достижениями? (несколько листов на доску) - Что получилось на уроке? - Над чем еще надо поработать? Итог - Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Какой вид работы вам больше всего понравился? . | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |