-
Математика, 5 класс.
Технологическая карта урока
Тема «Деление с остатком»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Цели деятельности учителя
Главная дидактическая цель: формировать правильные навыки деления с остатком; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: уметь выполнять деление с остатком.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успешной учебной деятельности.
Метапредметные: Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные- уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию; строить логические цепочки рассуждений
Основные понятия
-
Делимое, делитель, неполное частное, остаток
Ресурсы
· Учебник,
Презентация к уроку
· Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике: к учебнику Н, Я, Виленкина и др. «Математика. 5 класс
· Комплект карточек для повторения
· Сигнальные карточки зелёного и красного цвета
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Урок 1.Деление с остатком
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Технология проведения
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность учеников
Планируемые результаты
предметные
Универсальные учебные действия (УУД)
1
2
3
4
- Самоопределение к деятельности (орг момент).
-
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
Организует положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.
Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке; составьте из предложенных слов девиз урока («С малой удачи начинается большой успех»); (Слайд 3-4)
Составляют девиз
У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
- Мотивация к учебной деятельности.
-
-актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности
-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность
Организует устную работу, создаёт условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность
1.-Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Повторим название компонентов при выполнении действий сложения, вычитания, умножения и деления
Демонстрируется таблица. (Слайд 5)
Учитель произносит,
например, «делитель»
2.Выполните устно деление (Слайд 6)
34:17; 945:9; 0:67; 134:1; 567:567; 0 : k ;
m : m; с:1; b:0
y
Показывают соответствующую карточку, напр.
Устно выполняют деление, Проговаривают свойства деления Высказывают своё согласие или несогласие с ответом товарищей при помощи сигнальных карточек зелёного или красного цвета.
Знают название компонентов во всех действиях,
Уметь выполнять деление с применением свойств
Знают, что не всегда можно выполнить деление.
Коммуникативные:
- уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им;
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь оценивать правильность выполнения действий,
-уметь высказывать своё предположение.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.
-
-создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;
-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;
-выявить место ( шаг, операцию) затруднения;
-зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний
Знакомит учащихся со старинной восточной притчей
Послушайте старинную восточную притчу (слайд7-8):
Как должны были сыновья поделить наследство?
Как разделили верблюдов братья?
Как должны были поступить с «лишним» верблюдом братья?
Как вы считаете, сыновья на самом деле выполнили волю отца?(Слайд 9)
Можно ли на самом деле выполнить волю умирающего?
Сформулируйте тему урока!
Отвечают на вопросы:
-Старший брат получил 10 верблюдов, средний- 5 , а младший-4 верблюда.
10+5+4=19 – один верблюд остался «лишним».
Отвечают на вопросы:
-Нет, так как они делили 20 верблюдов, а не 19.
-Нет, так как 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5.
-Деление с остатком.
Знать принцип выполнения деления с остатком
Познавательные- уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
Коммуникативные - уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
- создать условия для уточнения следующего шага учебной деятельности;
- организовать составление плана совместных действий
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий
Слайд 10-13 - решение задачи на деление с остатком.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Знать принцип выполнения деления с остатком.
Уметь записывать действие с помощью буквенного равенства.
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Физкультминутка(слайд14)
- Закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи.
-
цель:
- организовать закрепление учениками выполнения действия деления с проговариванием во внешней речи .
Организует усвоение учениками действия деления с проговариванием во внешней речи
Работа с учебником: с. 81-82, № 529, 530-532 (Слайд 15)
Выполняют задания
Уметь выполнять деление с остатком
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, выполнять работу по предложенному плану Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной Полнотой и точностью. Познавательные: уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
-
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
- организовать самооценку и рефлексию учебной деятельности.
Организует фиксирование нового содержания рефлексию,
Слайд 16-18.
- Давайте подведем итог работы на уроке.
- Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели?
- Назовите тему урока.
Домашнее задание: п. 13, с. 81, № 550, 552, 555
Отвечают на вопросы Учителя. По схеме рассказывают, что узнали.
Осуществляют самооценку.
Записывают домашнее задание.
Регулятивные: уметь оценивать Правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.