Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. -Проверим готовность к уроку. -Каким бы вы хотели видеть сегодня урок математики? 1 – слайд Урок: интересный, познавательный, плодотворный. - Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. - Какими должны быть на уроке ученики? 2-й слайд: Ученики: активные, думающие, работоспособные, внимательные, дисциплинированные. -Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем урок, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть. | Сообщают о готовности к уроку Отвечают | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают своё рабочее место. | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счёт в игровой форме | Организует устный счёт с целью актуализации знаний. 3-й слайд - Сравните выражения: а + 2 … а – 2 к + 5 … 5 + к 5 – 2 … 5 + 2 - Докажите своё мнение. - На какие группы можно разделить эти математические записи? 4-й слайд - Прочитайте левую и правую части неравенства 5 – 2 5 + 2 разными способами. -Чем похожи эти выражения? -В чём их различия? 5-й слайд - Чему равно значение разности? - Значение суммы? - К данным выражениям 5 – 2 = 3 5 + 2 = 7 я добавляю … - 2 = 7 - Теперь по какому признаку можно разделить равенства на группы? | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счёта. - а + 2 больше, чем а – 2, т. к. слева к «а» прибавили «2», а справа от «а» отняли это же число. к + 5 = 5 + к, т.к. от перестановки слагаемых сумма не меняется. 5 – 2 меньше, чем 5 + 2, т.к. слева к «5» прибавили «2», а справа от этого же числа отняли «2». - Равенства и неравенства, буквенные и числовые выражения. 5 – 2: « уменьшаемое» 5, «вычитаемое» 2, найти «разность»; найти «разность» чисел 5 и 2; 5 «уменьшить на» 2; от 5 отнять 2; из 5 «вычесть» 2 и т. д. 5 + 2: « первое слагаемое» 5, «второе слагаемое» 2, найти «сумму»; найти «сумму чисел» 5 и 2; 5 «увеличить на» 2; к 5 прибавить 2 и т. д. Различия: разные арифметические действия, разные результаты. 5 – 2 = 3 Общее: одинаковые числа в примерах 5 – 2 = 3 5 + 2 = 7 - По арифметическим действиям, по результатам, примеры с «окошком» и без. | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении, учатся быть толерантными к чужим ошибкам и другому мнению. Познавательные: логические - выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов, строят логическую цепь рассуждения. Коммуникативные: учитывают разные мнения и умение обосновать собственное. Познавательные: логические - выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Познавательные: общеучебные - смысловое чтение. Познавательные: логические - классифицируют объекты. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – сравнивают и группируют объекты по нескольким основаниям, находят закономерности. Коммуникативные: выражают свои мысли, учитывают мнения участников диалога. | Устные ответы Устные ответы Устные ответы |
III. Открытие нового знания и формулирование темы урока | Постановка проблемы урока. . Работа с учебником (с. 60-61) | Создаёт проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний - Ребята, в выражение … - 2=7 вместо «окошка» я поставлю «х». Получится запись х-2=7 - Как выдумаете, «х» - это число или буква? -В математике есть одно общее название для этих выражений. -Кто-нибудь его знает? -А какое название придумали бы вы? -Почему? -Какова же сегодня цель урока? -Как это сделать? -Откройте с. 60 и прочитайте текст под знаком «!». -Подтвердились ли ваши предположения? -Кто из вас сформулирует тему урока? - Что называется уравнением? - Какие латинские буквы используют в уравнениях? С. 60 № 2. - Прочитайте уравнения - Какое задание можно придумать к этим уравнениям? - Как будем его выполнять? - Как решить уравнение? -Как записать решение уравнения? - Прочитайте текст под вторым знаком «!»на с.60. Проверьте свои предположения. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои мнения. - Узнать, как называются эти выражения. - Прочитать в учебнике. Читают текст в рамке, сравнивают свои выводы с предложенным вариантом авторов учебника. - Тема: «Уравнение» - Уравнение – это равенство, где неизвестное число обозначено латинской буквой. - х - «икс», у – «игрек». - х – 4 = 6 8 – у = 5 - Надо найти неизвестные числа в каждом уравнении. - Подбором. Варианты ответов. - Решить уравнение – это найти неизвестное число. Если его подставить в уравнение вместо буквы, то получится верное равенство. Варианты ответов. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные - не боятся собственных ошибок и проявляют готовность к их обсуждению. Познавательные: логические- подведение под понятие. Познавательные: логические – выдвигают гипотезы и их обосновывают. Коммуникативные: учитывают мнения участников диалога Регулятивные – совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: коррекция - вносят необходимые дополнения. Познавательные: общеучебные - контролируют и оценивают процесс и результат деятельности, самоконтроль. Познавательные: логические - выдвигают гипотезы и их обосновывают. Коммуникативные: учёт разных мнений. Познавательные: общеучебные - контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности, самоконтроль, работа с учебником. | Устные ответы Контроль, самоконтроль |
| | Физкультминутка - А теперь ребята встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Выполняют движения по тексту | Индивидуальная | | Индивидуальная. Выполнение физкультминутки по инструкции учителя. |
IV.Первичное закрепление полученных знаний | Работа с учебником Работа с учебником | Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана С. 60 № 3. Даны уравнения: 4 + у = 5 у – 3 = 3 х– 2 =8 х + 6 = 9 - Объясните, как будем решать уравнение: 4 + у = 5. -Что неизвестно: целое или часть? - Как найти неизвестную часть? - Как проверить: верно решили уравнение или нет? -Как будем работать с уравнением х – 2 = 8? - Выполните задания письменно в тетради. -Обратите внимание на посадку за партой. - Сможете ли решить оставшиеся уравнения сами? -Выполните задание самостоятельно и сверьте с правильным решением. Сличение решения с эталоном. - Какую оценку заслужили? 7- слайд -Докажите свой ответ, используя правило «Самооценка»: 1) В чем заключалось задание? 2) Удалось получить результат? 3)Полностью правильно или с ошибкой? 4) Полностью самостоятельно или с помощью? -Кто выполнил решение правильно, поставьте «плюс» на полях в тетради. С. 61 № 4. -Обсудите в паре, где уравнение решено правильно. 3 + х = 4 у – 3 = 4 х = 7 у = 7 Ответ: 7. Ответ: 7. - Докажите свой ответ. | Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат - В уравнении 4 + у = 5 неизвестна часть. - Из целого 5 вычесть известную часть 4. 5 – 1 = 4 . Значит, у = 1. - Выполнить проверку: 4 + 1 = 5. Ответ: 1. - Определим, что неизвестно, объясним свой выбор действия, решим уравнение, сделаем проверку, запишем решение и ответ. - Да Выполняют задание, сверяют с эталоном 6-слайд . у-3=3 х+6=9 у=6 х=3 Ответ:6. Ответ:3. Рассуждают по алгоритму самооценивания: 1) Решить уравнения самостоятельно. 2) Получить результат удалось. 3) Решили уравнения полностью и правильно. 4) Выполнили задание самостоятельно. Оценивают свою работу Работают в парах. - В решении первого уравнения – ошибка. - В уравнении 3 + х = 4 неизвестна часть. Чтобы её найти, нужно из целого 4 вычесть известную часть 3. 4 - 3 = 1. х = 1 Ответ: 1. | Индивидуальная | Регулятивные: предвосхищают результат и уровень усвоения знаний, осознают то, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения, оценки результата. Познавательные: анализируют объекты с целью выделения признаков Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: постановка учебной задачи, составляют план и последовательность действий, оценка результатов работы Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Познавательные: анализируют объекты с выделением признаков, Выбор критериев для классификации объектов. Регулятивные: умение видеть указанную ошибку и исправлять её. Коммуникативные: способность сохранить доброжелательные отношения друг к другу, осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Познавательные: анализируют объекты с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие | Выполнение задания в тетради Контроль, самоконтроль самооценка Самоконтроль, самооценка |
VI. Самостоятельная работа | Дифференцированные контрольные задания | Предлагает выполнить задания по выбору - решить уравнения: 1 уровень: х – 2 = 3 или 2 уровень: х – 2 = 3 + 1 Сличение решения с эталоном. -Проверьте выполненные задания. -Кто выполнил решение правильно, поставьте «плюс» на полях в тетради. | Учащиеся решают уравнение первого уровня сложности (стандартный) или второго уровня сложности (повышенный). Выполняют задание, сверяют с эталоном Слайд 8. х-2=3 х-2=3+1 х=5 х-2=4 Ответ:5. х=6 Ответ: 6. Оценивают свою работу. | Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. | Выполнение задания в рабочей тетради, самоконтроль |
VII. Тренировочные упражнения и задания на повторение. | Работа в тетради. Работа с учебником Работа в парах | 61 № 5. Задача: «На снегу 10 следов . 4 следа оставила сорока, а остальные – вороны. Сколько следов оставили вороны?» -Прочитайте задачу. -Что известно? Что нужно узнать? -Заполните схему. -Что не известно в схеме? -Каким арифметическим действием находим часть? -Запишите решение и ответ сами. Взаимопроверка. Сличение решения с эталоном. -Кто из вас к этой схеме попытается составить и записать уравнение? -Так можно ли решить задачу уравнением? | -Часть - Вычитанием. Учащиеся проверяют решение задачи в парах. Выполняют задание, сверяют с эталоном Слайд 9. 10 – 4 = 6 (с.) Ответ: 6 следов. Варианты записи на доске: х + 4 = 10 или 10 – у = 4 - Да. | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Познавательные: анализ, обобщение; извлекают из математических текстов необходимую информацию; Используют знаково-символические средства; выполняют действия по алгоритму; построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. | Выполнение задания в рабочей тетради |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | Общение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке - Назовите тему нашего урока Игра «Где уравнение?» -Хлопните в ладоши, если это уравнение. Учитель показывает выражения на слайде № 10: Х – 4 =2 У + 1 = 7 А – 3 = 5 К = 8 6 – 3 =3 9 – у =4 - Получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть? - А теперь пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. - У кого два «плюса» в тетради на полях? Молодцы! -А у кого один «плюс»? Хорошо! - А если у вас сегодня на уроке не всё получалось, не беда, ведь на уроке вы были учениками – Показывает 2- слайд - Надеюсь, что урок для вас был - Показывает 1- слайд - Всем спасибо за работу! | Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Уравнение Выполняют задание. Дети читают: активными, думающими, работоспособными, внимательными, дисциплинированными. интересный, познавательный, плодотворный. | Индивидуальная, фронтальная. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы. | Оценивание учащихся за работу на уроке |