2. МБОУ-сош с. Пилюгино
6. Тема: «Число и цифра 4». Урок 24.
7. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. «Математика». Учебник для 1-го класса в 3х частях. Часть 1. – М.: Изд.: Баласс, 2012.
– помочь усвоить состав числа 4.
– развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
- развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;
- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап. Самоопределение к деятельности. | - С добрым утром и с хорошим днем! Наш урок с улыбки мы начнем. - К какому уроку и вы, и я приготовились? - Чем мы занимаемся на этих уроках? - Посмотрите на доску. Чем мы будем сегодня заниматься? (на доске: геометрические фигуры, числовой отрезок с числами 1-3 по порядку и моделями чисел в беспорядке, знак «?» в области темы урока) - Конечно. Молодцы! А что нужно сделать, прежде чем открывать новые знания? | Дети улыбаются друг другу. - К математике. - Мы считаем, чертим геометрические фигуры. Решаем примеры. Сравниваем… - Будем работать с числовым отрезком, считать с помощью числового отрезка. Работать с геометрическими фигурами. - Узнавать что-то новое! - Нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Повторить известное. | Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу) Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | - Посмотрите внимательно на числовой отрезок. Какое задание вы можете предложить выполнить с его помощью? Работа по числовому отрезку. - Какое число обозначается цифрой 1? 2? 3? Посчитайте до трех, проверьте себя. - Назовите соседей числа 2. - Какое число стоит последним на нашем числовом отрезке? - Какое число предшествует числу 2? 3? - Давайте подпишем цифрами числа 1, 2, 3. - Какое число предшествует числу 5 и следует за числом 3? Сможем ли мы обозначить его на отрезке? А написать? | - Навести порядок. Поставить числовые модели в порядке возрастания. Дети восстанавливают числовой ряд. - Нет, мы этому еще не научились. Дети выявляют затруднение. | Познавательные (умение извлекать информацию из схем, представлять в виде схемы) |
Постановка учебной задачи. | - Догадались, о чем мы будем говорить на уроке? (учитель меняет на доске «?» на «!») - На какие вопросы нам надо ответить в ходе урока? Давайте составим план работы. Примерный план. 1. Число 4. Как его получить? 2. Какой цифрой обозначается число 4? 3. Состав числа 4. | - О числе 4. О цифре 4. Дети с учителем планируют деятельность на уроке. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответсвии с задачей, планировать деятельность) |
Построение выхода из затруднений («открытие»). | - Физминутка. - Кто уже догадался, как получить число 4? - Где мы сможем найти помощь? - Откройте учебник на стр. 48, №1. - Что делает Петя? - Сколько вагонов было у Пети? - Сколько Петя присоединил? - Сколько стало? - Как получили четыре? (учитель показывает с помощью геометрических фигур, как получить число 4: Сколько кружков я положила? Сколько надо добавить, чтобы стало 4? Как получили 4?) | Дети выполняют различные двигательные упражнения - Надо к трем прибавить один. - В учебнике. Работа по учебнику. - Играет. Составляет поезд из вагончиков. - Три. - Один. - Четыре. - К трём прибавили один. Дети участвуют в диалоге. | Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) |
| - Сделайте то же самое в парах с помощью кружочков, объясняя по очереди. | Работа в парах с геометрическими фигурами: «У меня три кружка. 1,2,3. Беру еще один, стало четыре. 1,2,3,4,». | Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в паре) |
| - Верно ли, что 3 и 1 равно 4? Значит, число 4 при счете следует… - Давайте отметим число 4 на нашем числовом отрезке. Как записать число 4? - Кто знает, как выглядит цифра 4? Есть ли она у нас в классе? - Где будем искать информацию о цифре? (читаем правило в учебнике, учитель открывает карточку с образцом написания цифры 4) - На что похожа цифра 4? - Как будем ее писать? - Попробуем? Физминутка для пальчиков «Этот пальчик…» - Поставили ручки в воздухе и… (учитель демонстрирует ресурс, комментирует письмо, показывая вместе с детьми в воздухе) | - … за числом три. - Цифрой 4. - Её нет. - В учебнике есть правило.Стр.48 Читаем стихотворение Маршака. Рассказывает сильный ученик по образцу. Дети совместно с учителем «пишут» в воздухе цифру несколько раз, комментирует учитель, потом вместе, потом ученики без учителя. | Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов) Познавательные (умение ориентироваться в учебнике) Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника) |
| - Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? - Что еще надо сделать? Физминутка «Раз – согнуться, разогнуться…» - Посмотрите в учебник на стр. 49. Какое задание нам поможет в этом разобраться? - Равенства будем записывать в тетради (стр. 24 №2) - Посмотрите на рисунок Вовы. По какому признаку Вова сгруппировал вагончики? - Сколько больших вагонов? Сколько маленьких? Сколько всего вагонов? - Составьте выражение из этих чисел - Что нашли? Как найти целое? - Запишем под диктовку… - Что мы знаем о слагаемых и сумме? - Какое получилось выражение? Запишем… Отметим целое и части. - Как найти часть? - Как найти число больших вагонов? А маленьких? - Какой делаем вывод: из каких частей состоит число 4? (заполняем «домик» на доске) - Давайте заполним наш «домик». 6 – это… | Анализируем план работы. - Узнать, из каких частей состоит число 4. №6 стр. 49 - По размеру. 1. 3. 4. 1+3=4 - Чтобы найти целое, надо сложить части. 1+3=4 (диктует ученик) - От перестановки слагаемых сумма не изменяется. 3+1=4 - Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. 4-3=1 4-1=3 Дети составляют равенства и записывают в тетради, учитель помогает, смотрит работу. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность) Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умения извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, делать выводы) Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные (умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с задачей) |
Первичное проговаривание во внешней речи. | - Расскажите друг другу по очереди о числе 4 с помощью «домиков» в учебнике (стр. 49 №6). | Работа в парах. | Коммуникативные (умение работать в паре) |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | - Сядьте прямо – это раз. - Откройте тетради на стр. 24 – это два. - Положите наклонно – это три. - Возьмите ручку – это четыре. - Найдите задание 4 – это пять. - Расскажите друг другу, как вы будете писать цифру 4. - Напишем первый ряд цифр. Что заметили? (4 44) - Возьмите красный карандаш и подчеркните цифру, которая, на ваш взгляд, получилась лучше всех. - Напишем второй ряд. Что интересного заметили? Давайте вспомним написание других цифр.(1234) (4321) Работа в тетради: учитель помогает уч-ся. - Поменяйтесь тетрадями и подчеркните в тетради своего соседа во втором ряду две самые красивые пары цифр. - Подарите аплодисменты своим одноклассникам и себе. | Работа в тетради. Объяснение по образцу. Комментированное письмо, проговаривание первой цифры учителем, далее отдельными учениками. Письмо в воздухе. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка. | Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
Включение в систему знаний и повторение. | Давайте посмотрим вокруг и найдем цифру 4. - Она может прятаться под стулом (выдвинуть стул) на доске, на парте. - Каждый человек применяет цифру 4. - Количество предметов в жизни, что мы можем посчитать? (в семье 4 человека, кошка, собака и т.д.) - Мы не можем обойтись без этого числа. - Применяем его в больших числах (44, 444, и т.д..) мы с вами только начинаем делать шаги. Цифра с вами будет расти. | - Стул - Стол - Парта - Кошка или котёнок - Домашние животные | Коммуникативные (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения) |
Рефлексия деятельности. | Беседа с уч-ся: – Ответили ли на вопросы урока? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Нужна ли нам математика в жизни? Или мы можем закончить на этом этапе? - О каком числе мы сегодня говорили? – Без этой цифры мы можем обойтись? | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции) |