Тема сегодняшнего урока математики во 2 классе – «Уравнение». Работа строилась по программе «Математика «Учись учиться» автора Людмилы Георгиевны Петерсон.
По тематическому планированию это 87 урок, 11 урок в 3 части учебника 1 урок по теме «Уравнение».
Цель: Педагогическая: : создание условий для формирования представления об уравнении, его чтении и записи; составление уравнений по рисунку, на основе знаний существенных признаков понятия «уравнение»; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Ученическая: понимать, что такое «уравнение», знать способ решения уравнения (на основе метода подбора).
Задачи:
Образовательные: Формировать представление об уравнении, составление уравнений по рисунку, на основе знаний существенных признаков понятия «уравнение», распознавать уравнение среди других математических записей, решать уравнение способом подбора. Совершенствовать умение составлять равенства на нахождение целого или частей.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работа в парах, малых группах.
Проблемный вопрос: Как называется данное равенство? Можно ли решить его?
Тип урока: открытие нового знания.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: -Л.Г. Петерсон Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. стр. 22
-Л.Г. Петерсон Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 22
- тетрадь
- индивидуальные карточки,
- карточки для работы в парах «Разбить на группы», карточки для работы в группах,
-фломастеры
- презентация «Уравнение»,
- цифры от 0 до 9, числовой отрезок,
- карточка «уравнение»,
- звёздочки для самооценки,
- электронные физкультминутки
- ракеты «Состав числа 9»,
-ЭОР «Разбиение на группы»,
-карточки маски,
- карточки с однокоренными словами.
Межпредметные связи : математика, русский язык.
Урок ориентирован на личностное развитие ребёнка, поэтому математические знания рассматриваются в нём не как самоцель, а как средство развития УУД, мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Поэтому результативностью обучения является понимать, что такое «уравнение», умение читать, записывать уравнение и отличать его от других математических записей, находить целое и части ,
формирование УУД:
Познавательные: общеучебные - составление уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым; логические - установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: принимать учебную задачу, планировать свое действие.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: определение границ собственного знания и "незнания"
Содержание урока строилось на основе:
1. Приемов обучения учащихся работе с разными источниками информации: алгоритм, опорные сигналы.
2. Форм организации учебной деятельности школьников - фронтальной, индивидуальной работы, парной, в малых группах.
3. Приемов индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников.
Данный урок был направлен не только на формирование у учащихся предметных результатов, но и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных и коммуникативных. Поставленная цель реализуется посредством использования дидактической системы деятельностного метода, разработанной в программе «Школа 2100…». Технология деятельностного метода предполагает следующую структуру уроков введения нового знания, воспроизводящего целостный учебный процесс:
- Мотивация (самоопределение) к деятельности.
Данный этап предполагает осознанный переход обучающихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе 1) создала условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность путём эмоционального настроя.
Девиз урока:
1.Логическое задание .
2.Планета Знаний – наш маршрут,
Учеба, труд вперед ведут!
- Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
На втором этапе использовала приемы повторения системы опорных понятий, ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. Использовала индивидуальную, фронтальную и работу в парах, а также работу на карточках, в которой объединила задания на повторение и задания пробного действия: знакомство с уравнением, где и возникло затруднение в его выполнении.
- Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
На третьем этапе с помощью подводящего диалога совместно с учащимися выявили место затруднения, зафиксировали во внешней речи причину затруднения. Ребята сами определили цель и тему урока, составили примерный план работы. Формировали регулятивные УУД.
- Физкультминутка оздоровительно-гигиеническая.
Проведение физкультминутки обусловлено тем, что она переключает внимание с одного вида деятельности на другой, помогает ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующих этапах урока.
- Совместное «открытие» новых знаний.
На этапе «открытия» детьми нового знания я ввела новые понятия через предметные действия, организовав парную работу. В завершении беседы учащиеся зафиксировали полученный вывод в общем виде, сравнили с выводом учебника. Были заложены предпосылки для формирования коммуникативных УУД (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). Формирование познавательных УУД с помощью методического аппарата - презентации, регулятивных – работа по плану; оценивание.
- Первичное закрепление.
На этапе первичного закрепления знаний превращали равенства с пропусками в уравнения, составляли сами уравнения, находили ошибки в построении уравнения. Аналогичную работу необходимо провести и на следующем уроке, так как у детей были ошибки.
- Включение в систему знаний.
Далее с помощью алгоритма, была организована работа в малых группах, где учащиеся дописывали к рисункам, числовым отрезкам уравнения, составляли их из разрезных карточек, находили целое и части в уравнении и схеме. Целью этого задания являлось включение новых знаний в систему.
- Рефлексия.
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.
На уроке происходило обучение способам контроля и самооценки деятельности учащихся. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности, которая проявляется в устных высказываниях детей. Приемы формирования УУД.