Просмотр содержимого документа
«Тема: «Измерение объема. Кубический сантиметр.»»
Тема: «Кубический сантиметр и измерение объема»
(1 урок)
Тип урока:Открытие новых знаний.
Цель урока: познакомиться с новой единицей измерения объема и научиться измерять объем.
(УУД):
Регулятивные УУД:
1. Организовывать рабочее место, свою деятельность;
2. Принимать и ставить учебно-познавательную задачу;
3. Строить логические рассуждения;
4. Планировать свои действия.
Познавательные УУД:
Научиться измерять объем в кубических сантиметрах;
Коммуникативные УУД:
1. Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;
2. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Задачи урока:
—знакомство с единицей измерения объема — «кубический сантиметр»;
—решение задач с использованием единицы измерения объема — 1 куб. см;
—формирование УУД: выполнение заданий с использованием рисунков, сравнение величин.
Пропедевтика:измерение объема.
Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1; квадрат со стороной 1 см; куб, ребро которого равно 1 см; пять демонстрационных наборов (мерный сосуд с делениями — 1куб. см, сосуд с водой, металлический шарик).
Вводная часть урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости поприветствуем их.
- Соотнесите карточки с рисунками и заполнить таблицу:
Величина Единицы величины Примеры
Длина СМ Шарфик Масса КГ Корзина мандаринов Площадь кв.м. Участок сада Объем ? Aквариум
Давайте закончим фразы:
ЗНАЮ: единицы массы, длины, площади
ХОЧУ УЗНАТЬ: единицей измерения объема и научиться измерять объем.
УЗНАЛ: …….
Так чем же сегодня будем заниматься? (изучать единицы объема)
Постановка цели урока. Формулировка темы урока
Повторение
- Откройте учебник на стр.92 Прочитайте и запишите тему нашего урока.
«Кубический сантиметр и измерение объема»
-Что такое «ВМЕСТИМОСТЬ»? (объем жидкости, которая заполняет данный сосуд)
-Вспомните опыт, в котором мы погружали предмет в воду и измеряли объем вытесненной воды. Какой вывод мы сделали? (объем погруженного в воду предмета равен объему вытесненной им жидкости)
-Что такое грань куба? (это квадраты, которые составляют куб)
-Что такое ребро куба? (это сторона грани)
-Ваши знания, полученные на прошлых уроках, нам очень пригодятся сегодня.
Продолжение урока
-Посмотрите на квадрат со стороной, равной 1 см - это одна из единиц площади. (показываю СЛАЙД)
-Чему равна площадь квадрата со стороной 1 см? (Площадь квадрата со стороной 1 см равна 1 кв. см.)
—Как записать с помощью буквенных обозначений площадь квадрата? (Sкв.= a ·а, где а— сторона квадрата; если а= 1 см, то S кв.= 1 см ·1 см = 1 кв. см.)
• Записываем на доске: Sкв.= 1 см ·1 см = 1 кв. см (СЛАЙД)
-Посмотрите на куб с ребром, равным 1 см. (показываю СЛАЙД)
-Чем куб отличается от квадрата? (объемный)
- Мы сейчас видим единицу, с помощью которой можно измерять и, следовательно, сравнивать объем геометрических тел.
-Как же называется эта единица объема?
Единица называется кубическим сантиметром и записывается так:
Vобъем куба= 1 куб. см. (СЛАЙД)
Пишем на доске (Vобъем куба= 1 куб. см) и продолжаем объяснение:
- Догадаетесь ли вы, как математически это вычисляется? (1 см·1 см·1 см = 1 куб. см)(СЛАЙД)
[то есть нужно найти произведение трех величин — длины трех ребер куба (длины, ширины основания и высоты)].
-Сможем ли мы записать это буквенным выражением, если эти величины равны, и ребро куба равно а? (Vобъем куба= а ·а ·а (куб. ед.))
- Каков объем ваших кубиков? (1куб.см)
- Работа в группах: составьте из ваших кубиков куб с ребром 2 см.
Сколько куб.см необходимо, чтоб построить такой куб? Значит каков объем?
- Вычислите объем куба со стороной 2 см и запишите
(2х2х2=8куб.см)- у доски
- Определите, пожалуйста, объем КУБИКА-РУБИКА
(3х3х3=27куб.см) – у доски
- Вот мы и научились находить объем фигур у которых ребра равны, а теперь попробуем определить объем коробки прямоугольной формы. Задание №314 (У-1, с. 92)
-Начертите в тетрадях прямоугольник со сторонами 10 см и 5 см.
- Сколько кубиков с ребром 1 см можно уложить на этот прямоугольник?
Ожидаемый ответ: 50 кубиков, так как получится 10 рядов по 5 кубиков в каждом ряду (5 куб.·10 = 50 куб.).
- А теперь самостоятельно выполните задание. (Поменялись тетрадями в парах.)
Ожидаемый ответ: во всей коробке будет 4 слоя по 50 кубиков в каждом слое. Следовательно, коробка ВМЕЩАЕТ 200 кубиков (50 куб. ·4 = 200 куб.).
Делаем вывод… ВМЕСТИМОСТЬ коробки равна 200 куб. см.
- Что вы можете сказать о словах объем и вместимость? – (синонимы)
- Т. Е когда нам встретится словообъеммы можем подразумевать….вместимостьи наоборот.
- как определять объем при помощи кубиков мы теперь знаем, а можно ли найти объем другим способом?
- можно вычислить объем по формуле V = a ·b ·c,(ЗАПИСАТЬ)
где a, b, c— ребра фигуры, составленной из кубов
-вычислим объем коробки по формуле, какой инстумент нам в этом поможет? (ЛИНЕЙКА)
Коробка а-50см, b-30см, c-5см
V=aхbхc=50х30х5=7500куб.см
Но есть и еще способ измерения объема. Измерение с помощью мерного сосуда. Давайте с ним познакомимся.
Задание №313 (У-1, с. 92)
• Рассмотрите сосуды и определите (устно) объем жидкости в каждом сосуде при условии, что деление мерного сосуда соответствует 10 куб. см.
Ожидаемый ответ: 10 куб. см, 30 куб. см, 70 куб. см. - устно
-Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями
Разделимся на 3 группы и проведем опыт:
- Ознакомьтесь с оборудованием и заданием.
- Определите цель проведения опыта (измерить объем металлического шарика)…
• Даем время … и просим руководителей групп доложить об их действиях и результатах проведения опыта.
Как проводили опыт?
Ожидаемый ответ:
1. В мерный сосуд налили воды до отметки 50 куб. см.
2. Опустили в сосуд с водой металлический шарик.
3. Наблюдали, что уровень воды поднялся приблизительно до отметки 60 куб. см.
2) Какой опыт, рассмотренный на одном из прошлых уроков помог вам проделать этот опыт?
Объем предмета равен объему вытесненной им жидкости при полном погружении данного предмета. Когда металлический шарик погрузили в воду, то он вытеснил объем воды, равный своему объему.
3)Какой вывод можно сделать?
После полного погружения металлического шарика в воду ее уровень повысился на величину объема данного шарика.
4) Каким выражением можно это записать? ( ?)
_____куб. см – _____ куб. см = ______куб. см.
Ответ: объем металлического шарика _____ куб. см.
Имена (фамилии) опрошенных учеников: ________________________________________________________________________________________________________________________
4.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
-Какую цель поставили в начале урока?
(познакомиться с новой единицей измерения объема и научиться измерять объем.)
- Достигли ли мы ее? ( Да)
-Какими способами? (работой в группе, и самостоятельной работой)
-Где будете применять свои знания?(Там, где необходимо узнать объем)
5. Рефлексия
Оцените каждый свою работу:
- Поднимите руку, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось.
Спасибо.
- Поднимите руку, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ.
Спасибо.
- Поднимите руку, если вам было трудно.
Спасибо.
- Ребята, мы сегодня на уроке рассмотрели куб.см. А как вы думаете, какие единицы измерения объема нам предстоит узнать на следующих уроках?