Тема. Площади и объемы.
Обучающие
- закрепление формул для вычисления площади прямоугольника и объема прямоугольного параллелепипеда; перевод одни единицы измерения в другие.
- применение полученных знаний к решению практических задач;
- совершенствование вычислительных навыков учащихся.
Воспитывающие
- формирование умений работать в команде;
- воспитание ответственности за коллективный результат труда;
- воспитывать уверенность в себе.
Развивающие
- развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей;
Оборудование. Измерительные инструменты, калькуляторы, карточки-задания для групп.
Алгоритм
I. Организационный момент.
Учитель.
На школьной родительской конференции было принято решение о благоустройстве школьного двора и открытых спортивных площадок. Директор школы задумалась – кому предложить составить смету работ? А мы с вами именно сегодня должны повторить такую необходимую для выполнения этой работы тему – «Площади и объемы».
Давайте представим себе, что мы фирма «Мастер-Спорт» и предложим свои услуги администрации нашей школы.
В нашей фирме будут работать 5 отделов. Каждый из которых возьмет на себя определенный участок работы. Каждый отдел выбирает «руководителя», он будет осуществлять руководство и распределение обязанностей, «ведущего экономиста», который ведет финансовую документацию и следит за работой каждого сотрудника, двух бухгалтеров, занимающихся расчетами, остальные являются сотрудниками отдела.
Каждый отдел получит индивидуальное практическое задание. Отдел, который справится с заданием быстрее других, получит премию в виде дополнительного балла. Так же получит премию тот отдел, который выполнит свою работу без замечаний и с большей точностью.
Прежде, чем вы приступите к работе, давайте проверим, хорошо ли вы знаете теоретический материал.
II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
Каждому отделу по очереди задаются вопросы и начисляются баллы, если не ответили, то право ответа передается следующему отделу.
- Формулой называют… (запись какого-нибудь правила с помощью букв).
- Чтобы найти периметр прямоугольника, квадрата…(нужно сложить длины их сторо)
- Чтобы найти площадь прямоугольника надо… (умножить его длину на ширину).
- Площадь квадрата равна…(стороне а²).
- Две фигуры называются равными… (если одну из них можно наложить на вторую и эти фигуры
- совпадут).
- Площади равных фигур… (равны).
- Площадь всей фигуры равна … (сумме площадей ее частей).
- Поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из … (шести прямоугольников).
10. Три измерения параллелепипеда это… (длина, ширина, высота).
11. Куб – это… (прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения одинаковы).
12. Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда надо… (его длину умножить на ширину и высоту).
13. Объем куба равен… (ребро а²).
14. Один гектар равен… (1 га=10 000 м²).
15. Ар – это площадь… (квадрата со стороной 10 м, 1 а=100 м²).
16. Выразите в квадратных сантиметрах: 15 дм2
17. Выразите в квадратных дециметрах: 12 м2
18. Выразите в квадратных метрах: 12 га
Учитель. Все отделы к выполнению работ готовы. Сейчас ко мне подойдут «руководители» отделов и получат задания.
III. Решение прикладных задач.
Задание 1.
Необходимо поставить новый забор вокруг школьного двора. Рассчитайте какое заграждение поставить выгоднее – панельную систему ограждения «Техно – Эко» или Евроштакетник металлический, если стоимость первого 156,6 гривен, а второго 336 гривен за погонный метр. Учтите, что скидка на ограждение «Техно – Эко» составляет 12% от общей стоимости, если заказ превышает 250 м, а скидка на Евроштакетник 20%, если заказ свыше 200 м
План выполнения работы.
1.Измерить длину и ширину участка, который необходимо обнести забором.
2.Найти периметр забора.
3.Просчитать стоимость панельной системы ограждения «Техно – Эко».Учесть скидку ( 12%)
4. Просчитать стоимость евроштакетника металлического. Учесть скидку (20%).
5. Сравнить результаты. Сделать вывод.
Задание 2.
Необходимо покрыть футбольное поле специальным покрытием для спортивных площадок. Рассчитайте, какое покрытие обойдется школе дешевле: полиуретановое, стоимостью 1120 гривен или каучуковое, стоимостью 1350 гривен за квадратный метр. Учтите, что на каучуковое возможна скидка 10%, если заказывать более 90 квадратных метров.
План выполнения работы.
1.Измерить длину и ширину поля, которое необходимо покрыть.
2.Найти площадь поля.
3. Просчитать стоимость полиуретанового покрытия
4. Просчитать стоимость каучукового покрытия. Учесть скидку (10%).
5. Сравнить результаты. Сделать вывод.
Задание 3.
Рассчитайте, сколько песка нужно завезти, чтобы заполнить яму для прыжков в длину. Если 1 кубический дм песка весит1250 грамм, а стоимость 1 кг песка 0,1 гривны.
План выполнения работы.
1.Измерить длину, ширину и глубину ямы.
2. Найдите объем ямы.(В кубических дм, ответ округлите до целых).
3. Просчитать сколько кг песка необходимо для заполнения ямы.
4. Просчитать стоимость песка.
Задание 4.
Клумбу по периметру необходимо обложить кирпичом. Сколько кирпичей понадобится для ограждения трех таких клумб и какова их стоимость, если один кирпича стоит 3,15 гривны.
План выполнения работы.
1.Измерить длину и ширину клумбы, которую необходимо обложить кирпичом.
2.Найти периметр.
3. Измерьте длину кирпича.
4. Просчитайте, сколько таких кирпичей будет необходимо для одной клумбы, для трех.
5.Просчитайте их стоимость.
Задание 5.
Необходимо покрыть игровую площадку искусственным покрытием. Рассчитайте, какое покрытие обойдется школе дешевле: резиновая плитка для детских площадок стоимость одной плитки размером 600Х800мм 600 гривен за штуку, или бесшовное покрытие из резиновой крошки стоимостью 500 гривен за квадратный метр.
План выполнения работы.
1.Измерить длину и ширину площадки, которую необходимо покрыть.
2.Найти площадь площадки.
3. Найти площадь резиновой плитки, переведя предварительно ее размеры в метры.
4. Найти количество таких плиток, необходимых для покрытия площадки.
5. Просчитать стоимость резиновой плитки.
6.Просчитать стоимость резиновой крошки, необходимой для покрытия площадки.
5. Сравнить результаты. Сделать вывод.
IV. Проверка выполнения заданий.
а) Проверка выполненных учащимися работ.
б) Оценивание работы.
1) «руководителем» каждого учащегося в группе.
2) учителем работу группы в целом.
V. Домашнее задание.
Составить смету ремонта какой- либо комнаты в своей квартире.