kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока физики в 7 классе "Плотность вещества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Cредняя общеобразовательная Шаталовская школа»
Старооскольского района Белгородской области

 

 

Конспект урока по физике 
в 7 классе
«Плотность вещества» 

 

подготовил
учитель физики
Лисицын Юрий Иванович

 

 

 

с. Шаталовка 
 2014


Тема: Плотность вещества.
Цели: познакомиться с такой характеристикой вещества, как плотность, выяснить физический смысл плотности.

Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о плотности веществ; 
Научить определять плотность вещества по формуле; 
Научить переводить единицы измерения плотности;
Продолжить формирование понятия  масса.
Развивающие: 
Формировать компетентность  самостоятельной познавательной деятельности;
Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
Воспитательные: 
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира. 

Оборудование и материалы к уроку: 
ПК, мультимедийный проектор, экран
Компьютерная презентация “Плотность вещества”
Рычажные весы
Тела равного объема, но разной плотности (деревянный и металлический кубик, алюминиевый и свинцовый цилиндр, мензурка с маслом и водой)

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 
Используемые учебники и учебные пособия:  
Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс, 2011 г.

План урока
1. Организационный момент, актуализация знаний
2. Изучение нового материала 
3. Закрепление изученного материала.
4. Рефлексия учебная 
5. Домашнее задание 

Ход урока.

1. Организационный момент, актуализация знаний 
После проверки готовности учеников к уроку целесообразно начать урок с повторения ранее изученного материала. Актуализировать знания прошлого урока можно следующими вопросами (2 слайд) :
Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах)
Единица измерения массы в СИ (кг);
Какие ещё существуют единицы измерения массы? (граммы, тонны, центнеры, миллиграммы)? 
Какими  способами можно определить массу? (Массу можно определить взвешиванием. Также массу можно определить при взаимодействии двух тел, зная их скорости.) 

2. Изучение нового материала
Учитель: Давайте произведем небольшие и простые опыты. (Демонстрация опыта по взвешиванию тел одинакового объема, но разной массы.) У меня есть два кубика, один деревянный, другой металлический. Объем кубиков одинаковый, это легко проверить, для этого достаточно сравнить высоту, длину и ширину кубиков. (Один ученик из класса у доски сравнивает объем кубиков.) Кстати, по какой формуле можно найти объем прямоугольного параллелепипеда?
Ученики: V=a*b*c
Учитель: Правильно. Итак, теперь я поставлю на весы эти кубики, металлический кубик перевесил. При одинаковом объёме кубиков масса металлического кубика оказалась больше массы деревянного кубика.
Следующий опыт: возьмем одинаковые по объемы цилиндры, но сделанные из разных металлов. Сравним их массы на весах. Что мы видим?
Ученики: Массы цилиндров разные.
Учитель: Действительно, при одинаковом объёме цилиндров их массы различны.
Следующий опыт: возьмем две одинаковые мензурки и нальём в первую мензурку 150 мл воды, а во вторую 150 мл подсолнечного масла. Объемы жидкостей одинаковы. Сравним их массы на весах. Что мы видим?
Ученики: Мы видим, что масса воды и подсолнечного масла неодинаковы.
Учитель: Абсолютно верно, при одинаковом объёме жидкостей их массы различны.
Проведенные опыты показывают нам, что масса зависит не только от объема тела, но и от вещества из которого состоит это тело. Тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ имеют различную массу (3 слайд). И это легко объяснить, ведь разные вещества имеют разное строение. Например, вода и масло (4 слайд). Вы видите, что молекулы воды располагаются плотнее, чем молекулы масла. То же самое можно пронаблюдать, если сравнить дерево и металл. Значит, масса распределяется по объему  по-разному. Для деревянного кубика на единицу объема приходится меньшая масса, чем у металлического кубика (5 слайд). Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема, называется плотностью вещества. 
Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем (6 слайд). Введем обозначения: 
m – масса тела
V- объем тела
p – плотность тела (p – греческая буква «ро»)
Мы получили следующую формулу: p= m / V . 
Единицей плотности в СИ является килограмм на кубический метр ( 1 кг/ м3) (7 слайд). Достаточно часто плотность измеряют и в граммах на кубический сантиметр (г/см3). Для перевода единиц измерения помните, что 1 г/см3 равен 1000 кг/м3.
Кстати, как вы думаете, плотность одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях одинакова?
Ученики: Нет, ведь при различных агрегатных состояниях вещество имеет разное строение.

3. Закрепление изученного материала
Плотность является табличной величиной. Это значит, что плотности  твердых, жидких и газообразных веществ уже рассчитаны и занесены в таблицы. Примеры таких таблиц давайте посмотрим на страницах 50-51. Внимательно изучите приведенные таблицы. Вы видите, что для каждого агрегатного состояния вещества есть своя таблица (8 слайд). 
(Далее учитель объясняет принцип работы с таблицами  и задает ученикам следующие вопросы) : 
Чему равна плотность бетона? (2300 кг/м3)
Чему равна плотность кислорода? (1,430 кг/м3)
Какое из твердых тел имеет самую низкую плотность, а какое - самую высокую плотность? (Пробка, осмий)
Чему равна масса 1 кубического метра свинца? (11300 кг)

На рисунке показаны четыре шара одинаковой массы (9 слайд). Какой из них обладает наибольшей плотностью? (4 шар)

 

 

На рисунке показаны четыре цилиндра одинакового объема (10 слайд).  Какой из них обладает наименьшей плотностью? (1)

 

 

Плотность кирпича 1800 кг/м3 (11 слайд). Выразите её в г/см3.
а) 0,18        б) 1,8        в)18        г)180

Плотность парафина 0,9 г/см3. Выразите её в кг/м3.
а) 9        б) 90        в) 900        г) 9000

Объем тел, изготовленных из разных веществ и имеющих равную массу,…  
а) одинаков        б) различен        в) недостаточно данных для ответа

На рисунке показаны четыре бруска одинаковой массы (12 слайд). Какой из них обладает наибольшей плотностью? (1 брусок)

 


4. Рефлексия учебная (13 слайд) 
Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня хорошо потрудились, узнали много нового. Давайте теперь весь материал обобщим:
1. От каких величин зависит масса? (Объем, плотность)
2. Единица измерения плотности в СИ (кг/м3)
3. Что показывает плотность? (Может)
4. Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная его массу и объем? ( p=m/v) 
Молодцы! Спасибо, ребята, за урок!
5. Домашнее задание (слайд 14)
§21, Упр. 7 № 2, 3,4.

Список использованной литературы

1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г.

 

 

 

 

  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Cредняя общеобразовательная Шаталовская школа»

Старооскольского района Белгородской области






Конспект урока по физике

в 7 классе

«Плотность вещества»



подготовил

учитель физики

Лисицын Юрий Иванович








с. Шаталовка
2014



Тема: Плотность вещества.

Цели: познакомиться с такой характеристикой вещества, как плотность, выяснить физический смысл плотности.


Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о плотности веществ;

  • Научить определять плотность вещества по формуле;

  • Научить переводить единицы измерения плотности;

  • Продолжить формирование понятия масса.

Развивающие:

  • Формировать компетентность  самостоятельной познавательной деятельности;

  • Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

  • Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.


Оборудование и материалы к уроку:

  • ПК, мультимедийный проектор, экран

  • Компьютерная презентация “Плотность вещества”

  • Рычажные весы

  • Тела равного объема, но разной плотности (деревянный и металлический кубик, алюминиевый и свинцовый цилиндр, мензурка с маслом и водой)


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс, 2011 г.


План урока

  1. Организационный момент, актуализация знаний

  2. Изучение нового материала

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Рефлексия учебная

  5. Домашнее задание


Ход урока.


1. Организационный момент, актуализация знаний

После проверки готовности учеников к уроку целесообразно начать урок с повторения ранее изученного материала. Актуализировать знания прошлого урока можно следующими вопросами (2 слайд) :

  • Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах)

  • Единица измерения массы в СИ (кг);

  • Какие ещё существуют единицы измерения массы? (граммы, тонны, центнеры, миллиграммы)?

  • Какими способами можно определить массу? (Массу можно определить взвешиванием. Также массу можно определить при взаимодействии двух тел, зная их скорости.)


  1. Изучение нового материала

Учитель: Давайте произведем небольшие и простые опыты. (Демонстрация опыта по взвешиванию тел одинакового объема, но разной массы.) У меня есть два кубика, один деревянный, другой металлический. Объем кубиков одинаковый, это легко проверить, для этого достаточно сравнить высоту, длину и ширину кубиков. (Один ученик из класса у доски сравнивает объем кубиков.) Кстати, по какой формуле можно найти объем прямоугольного параллелепипеда?

Ученики: V=a*b*c

Учитель: Правильно. Итак, теперь я поставлю на весы эти кубики, металлический кубик перевесил. При одинаковом объёме кубиков масса металлического кубика оказалась больше массы деревянного кубика.

Следующий опыт: возьмем одинаковые по объемы цилиндры, но сделанные из разных металлов. Сравним их массы на весах. Что мы видим?

Ученики: Массы цилиндров разные.

Учитель: Действительно, при одинаковом объёме цилиндров их массы различны.

Следующий опыт: возьмем две одинаковые мензурки и нальём в первую мензурку 150 мл воды, а во вторую 150 мл подсолнечного масла. Объемы жидкостей одинаковы. Сравним их массы на весах. Что мы видим?

Ученики: Мы видим, что масса воды и подсолнечного масла неодинаковы.

Учитель: Абсолютно верно, при одинаковом объёме жидкостей их массы различны.

Проведенные опыты показывают нам, что масса зависит не только от объема тела, но и от вещества из которого состоит это тело. Тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ имеют различную массу (3 слайд). И это легко объяснить, ведь разные вещества имеют разное строение. Например, вода и масло (4 слайд). Вы видите, что молекулы воды располагаются плотнее, чем молекулы масла. То же самое можно пронаблюдать, если сравнить дерево и металл. Значит, масса распределяется по объему по-разному. Для деревянного кубика на единицу объема приходится меньшая масса, чем у металлического кубика (5 слайд). Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема, называется плотностью вещества.

Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем (6 слайд). Введем обозначения:

m – масса тела

V- объем тела

p плотность тела (p греческая буква «ро»)

Мы получили следующую формулу: p= m / V .

Единицей плотности в СИ является килограмм на кубический метр ( 1 кг/ м3) (7 слайд). Достаточно часто плотность измеряют и в граммах на кубический сантиметр (г/см3). Для перевода единиц измерения помните, что 1 г/см3 равен 1000 кг/м3.

Кстати, как вы думаете, плотность одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях одинакова?

Ученики: Нет, ведь при различных агрегатных состояниях вещество имеет разное строение.


3. Закрепление изученного материала

Плотность является табличной величиной. Это значит, что плотности твердых, жидких и газообразных веществ уже рассчитаны и занесены в таблицы. Примеры таких таблиц давайте посмотрим на страницах 50-51. Внимательно изучите приведенные таблицы. Вы видите, что для каждого агрегатного состояния вещества есть своя таблица (8 слайд).

(Далее учитель объясняет принцип работы с таблицами и задает ученикам следующие вопросы) :

  • Чему равна плотность бетона? (2300 кг/м3)

  • Чему равна плотность кислорода? (1,430 кг/м3)

  • Какое из твердых тел имеет самую низкую плотность, а какое - самую высокую плотность? (Пробка, осмий)

  • Чему равна масса 1 кубического метра свинца? (11300 кг)


На рисунке показаны четыре шара одинаковой массы (9 слайд). Какой из них обладает наибольшей плотностью? (4 шар)



1

2

4

3




На рисунке показаны четыре цилиндра одинакового объема (10 слайд). Какой из них обладает наименьшей плотностью? (1)

1

2

3




4



Плотность кирпича 1800 кг/м3 (11 слайд). Выразите её в г/см3.

а) 0,18 б) 1,8 в)18 г)180


Плотность парафина 0,9 г/см3. Выразите её в кг/м3.

а) 9 б) 90 в) 900 г) 9000


Объем тел, изготовленных из разных веществ и имеющих равную массу,…

а) одинаков б) различен в) недостаточно данных для ответа


На рисунке показаны четыре бруска одинаковой массы (12 слайд). Какой из них обладает наибольшей плотностью? (1 брусок)


1

2

3

4




4. Рефлексия учебная (13 слайд)

Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня хорошо потрудились, узнали много нового. Давайте теперь весь материал обобщим:

  1. От каких величин зависит масса? (Объем, плотность)

  2. Единица измерения плотности в СИ (кг/м3)

  3. Что показывает плотность? (Может)

  4. Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная его массу и объем? ( p=m/v)

Молодцы! Спасибо, ребята, за урок!

5. Домашнее задание (слайд 14)

§21, Упр. 7 № 2, 3,4.



Список использованной литературы


1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока физики в 7 классе "Плотность вещества"

Автор: Лисицын Юрий Иванович

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "конспект урока на тему "Плотность" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-na-tiemu-plotnost"
    ["file_id"] => string(6) "153287"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420990960"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока физики в 7 классе на тему "Определение плотности вещества" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-fiziki-v-7-klassie-na-tiemu-opriedielieniie-plotnosti-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "189956"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427053833"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему: «Плотность вещества»"
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokanatiemuplotnostvieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "295171"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455789712"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока физики архимедова сила"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_fiziki_arkhimiedova_sila"
    ["file_id"] => string(6) "398273"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488858866"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "конспект урока по физике в 7 классе "Плотность вещества" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-fizikie-v-7-klassie-plotnost-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "228045"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441050547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства