Учитель Козляковская Л.С. МБОУ СОШ №2 имени Луначарского
Тип урока: урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку
расширить понятийную базу по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов и способов действий, формирование представления о признаках делимости на 2, 5, 10, формирование и закрепление умения использовать признаки делимости.
: формировать у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
развивать коммуникативные навыки работы в парах и группах.
развивать способности анализировать, обобщать, систематизировать, работать с таблицами, коммуникативные способности.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), на каждой парте заготовленные карточки – настроения, таблицы обработки результатов экспериментов, задания - упражнения для самостоятельной работы. На столе учителя лежат заготовленные распечатки таблиц с результатами экспериментов (для проверки), письмо от «сказочного» персонажа.
Этапы урока | Форма работы | Краткое содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Коллективная | На доске записана дата и закрыто название темы: «Признаки делимости на 10,на 5 и на 2». Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок Из ваших знаний и умений Мы вместе сочиним урок. Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу, За странный слог не обессудьте, А дальше прозой я скажу. | Учитель приветствует учащихся. - У меня сегодня вот такое настроение , а у вас? | Учащиеся приветствуют учителя. Дети поднимают приготовленные карточки. Включение в деловой ритм урока. |
Проверка домашнего задания. | Парная | Образец домашней работы через документ-камеру. | - Сейчас каждый из вас станет экспертом по проверке домашней работы соседа по парте, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга по образцу. | Взаимопроверка домашнего задания. Сосед оценивает д/з, используя волшебную линеечку: ученики на полях тетрадей чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнено задание. |
Актуализация знаний и умений. | Коллективная | Устная разминка «Математический веер». | Учитель читает вопрос слайда. | Ученики показывают с помощью веера номер правильного ответа. |
Целеполагание и мотивация | Парная | Скоро День рождения Малыша и поэтому сегодня мы с вами окажемся в сказке. Но вот беда – День рождения уже сегодня, а Карлсон не успел собрать подарок. На дверях в кладовую замок, и чтобы его открыть, нужно нажать на кнопки с простыми числами. Какие числа называются простыми? (Натуральные числа, которые больше 1 и делятся только на 1 и само на себя.) Выберите только простые числа : 67, 25, 73, 13, 23, 41, 28, 36. Перед нами мешки с конфетами, мандаринами, орехами. Всё перепутано. Как найти нужный мешок? Развязывать все некогда. Вспомнил тут Карлсон, что на мешках с конфетами – числа, кратные 2, с мандаринами – кратные 5, с орехами – кратные 10. А что значит кратные? (делится) Не справится Карлсон без нас - нужно помогать. Ваша задача: как можно быстрее отыскать мешки с конфетами, мандаринами и орехами. 46, 14, 25, 110, 270, 235, 55, 62, 28, 11, 95, 43, 115, 50, 170, 810, 56 | Ребята, сегодня мы продолжаем изучать главу 1 и наш урок, как всегда, полон тайн и загадок. Эпиграф к нашему уроку я взяла слова французского математика и физика Блез Паскаля «Величие человека – в его способности мыслить!» Цель сегодняшнего занятия – установить признак делимости на 10, а также на 5 и на 2. Запишем тему урока: «Признаки делимости на 10,на 5 и на 2» | Отвечают на вопрос. - Будем делить это число на 2,3,9 Восприятие цели, нахождение путей её реализации. |
Исследование в группах. | Парная | Заготовленные таблицы с числами и таблицы для записи результатов эксперимента. | - Для того чтобы установить эти признаки, проведем исследование. Заполните в парах таблицу. 46, 14, 25, 110, 270, 235, 55, 62, 28, 11, 95, 43, 115, 50, 170, 810, 56 конфеты | мандарины | орехи | кратные 2 | кратные 5 | кратные 10 | 46 14 62 28 56 | 25 55 95 115 235 | 110 270 50 170 810 | | Выполняют задания в парах по этапам. |
Формирование новых знаний и способов действий. | Групповая | Слайды с таблицами результатов исследования групп. Последовательно появляются слайды с формулировками признаков. Работа с учебником с.12-13. демонстрируется ЭОР. Лекция по теме «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c5e6a3c1-c00a-44cd-9bc5-0e8c5f58b378/?from=bc36a318-3c82-4891-9b58-504f414e305f&interface=pupil&class=48&subject=16 | - Каждая пара провела исследование и готова сформулировать гипотезу. | Лидеры пар по очереди выступают у ИД с результатами исследования, все остальные работают в тетрадях, слушают, записывают, принимают цель - проверить гипотезу. |
Динамическая пауза. | Коллективная | 1.ученики встают, руки на талии; задание: если учитель называет число, кратное 2, ученики делают наклоны вправо; если не кратное 2 – влево. 2.Учитель называет число, кратное 5, ученики хлопают в ладоши 1 раз; если число не кратное 5-хлопают 2 раза. | Учитель называет числа, | ученики выполняют упражнения. |
Перестрелка (игровой момент). | Фронтальная | Запись числа на доске (пишут дети). | - Ребята, проверим, как вы усвоили новый материал. Каждый придумал число и я тоже. Я записываю свое число на доске и называю ученика, который проверяет, на какие из чисел (2,5,10) оно делится, ученик отвечает, записывает свое число и вызывает следующего. | - Выходят к доске (3-4 ученика). |
Самостоятельная работа. | Фронтальная Групповая | Работа с учебником: № 1.36,1.37(устно) Задание классу: Ребята к нам заглянул Карлсон сообщил, что Малыш решил подарить марки своим 5 друзьям. «Можно ли 154 марки подарить поровну 5 друзьям?» – А вы справитесь с этой задачей? – Какие математические знания и умения вам помогут ответить на этот вопрос? Помогите Малышу – А можно ли подарить поровну марки, если друзей будет всего 2? Или 10? Докажите по признакам делимости чисел. Работа в группах: Работа в группах. Ситуация № 1. В детском саду №25 проходит ремонт. Привезли упаковки с краской - по 5 банок в каждой упаковке. Может ли быть всего 57 банок краски? 150 банок? 275 банок? Ты купил в магазине 5 одинаковых банок краски. Продавец назвал тебе стоимость покупки -2127 рублей. Прав ли продавец? Ситуация № 2. Ты с подругой решила купить фломастеры и разделить их стоимость между собой поровну. Получиться ли у вас деление поровну, если фломастеры стоит 149 рублей? Ситуация № 3. Мама принесла 5 одинаковых подарков. Может ли быть? 1) Во всех подарках было 25 конфет. 2) Во всех подарках было 63 конфеты. 3) Во всех подарках было 53 конфеты. 4) Во всех подарках было 75 конфет. Ситуация №4 В актовом зале школы 120 стульев. Можно ли их расставить в 15 равных рядов? 30 рядов? 45? Дополнительное задание (*). (олимпиадного уровня) 1. Сколько существует натуральных чисел, меньших 1000, которые не делятся ни на 5, ни на 7?(686 чисел) | - Ребята, мы готовы самостоятельно применить признаки делимости? - Выполняем упражнения в тетрадях, один человек у доски. Учитель контролирует выполнение задания. – Молодцы! Я была уверена, что вы легко справитесь с этой задачей. Ребята, как вы думаете, где в повседневной жизни мы используем знания о признаках делимости чисел? Сейчас мы рассмотрим подобные задачи в группах. | Учащиеся выполняют упражнения самостоятельно в тетрадях, один работает у доски с последующей взаимопроверкой (исправляют ошибки отвечающего и проверяют свои ответы). Решение: 1.36 Запишите натуральные числа от 1 до 30 в порядке возрастания и подчеркните красным карандашом каждое второе число, а синим — каждое пятое. Какие числа окажутся подчёркнуты красным карандашом, какие — синим? Назовите числа, не делящиеся ни на 2, ни на 5. Ответ: останутся все нечетные числа(кроме делящихся на 5) Ответы детей: -при выполнении деления многозначных чисел, в магазине, решая вопрос о том, хватит ли денег на покупку нескольких одинаковых товаров, -во время ремонта, -при сервировке стола, при раскрое ткани для одинаковых костюмов, -при рассадке пассажиров в несколько автомашин,автобусов, самолётов, катеров и т.д. |
Информирование о домашнем задании. | | Домашнее задание. | Творческое задание: исследовать самостоятельно признаки делимости натуральных чисел на 25,100,101 изучить историографию вопроса, систематизировать и обобщить признаки делимости, рассмотреть дополнительную литературу, рассмотреть применение признаков делимости при решении задач п. 3.2 читать, выучить признаки делимости на 2, на 5, на 10. I уровень: № 1.61, №1. 62; II уровень: № 1.63, № 1.64. | Записывают в дневник. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | Коллективная | 7. Итоги урока. Рефлексия 1. Что исследовали на уроке? 2.С какими признаками делимости вы сегодня познакомились? 3. Для чего нужны признаки делимости? 4. Какой вид работы понравился на уроке? 5. Какие трудности испытали при выполнении заданий? Урок сегодня завершён, И каждый должен знать: Кто поработал хорошо Получит точно «ПЯТЬ». Дети у каждого на парте лежит индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям. Выставление оценок. | Подводит итоги. Выставляет оценки. | Ответы учащихся. . |