1) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В. Математика. Программы с приложением на CD. 5-11 классы. - М.: Вентана-Граф, 2016
2) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций- М.: Вентана-Граф, 2016
3) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Математика: дидактические материалы 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2017
- сформулировать признаки делимости на 3 и на 9.
- формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям; моделировать выбор способов деятельности; ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; планировать в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- развивать вычислительные навыки, математическую речь.
- способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.
- карточки с заданиями (для «открытия» новых признаков делимости).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Комментарии |
1. Этап мотивации | − Доброе утро, ребята. − Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на предыдущих уроках? (Мы познакомились с признаками делимости на 2, 5, 10). − Сегодня вы продолжите знакомство с признаками делимости, а значит, будем открывать новые знания, как вы будете это делать? (Мы выясним, что мы не знаем и сами найдем новые знания.) | Включаются в деловой ритм урока, получают позитивный заряд. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2. Этап актуализации знаний | − Но для того, чтобы работа была успешной, начнем урок с повторения. - Как, не выполняя деление, определить, делится ли данное число на 10? на 2? на 5? В каждом случае приведите примеры чисел, делящихся и не делящихся на указанное число. - Какие из чисел 132, 915, 189, 2700, 541, 1000, 9376, 871, 1050, 109, 12345, 1312 делятся на 2, на 5, на 10? − Какими знаниями вы воспользовались, чтобы выполнить задание? (Признаками делимости на 2, 5, 10). | Выполняют устно задания на повторение, объясняют, проговаривают признаки делимости при затруднении. Приходят к выводу, что по записи числа нельзя сделать вывод о его делимости на 9 или на 3. | Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую). | |
3. Этап выявления места и причины затруднения | - Почему возникли затруднения? | Не знаем признаков делимости на 9 и 3. Нужен новый признак делимости. | Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднений | - Какие из предложенных чисел делятся на 3, на 9? - Проверьте правильность своих предположений на практике, работая в группах. - Сформулируйте тему урока. - Чему хотим научиться на уроке? | Учащиеся высказывают предположение, что последняя цифра числа должна делиться на 3, на 9, т.е.: - числа 189, 2700, 9376, 1000, 1050, 109 делятся на 3; - числа 189, 2700, 1000, 1050, 109 делятся на 9. Учащиеся выполняют в группах задание и приходят к выводу, что для некоторых чисел их предположение верно, а для других – нет. Таким образом, приходят к выводу, что по записи числа нельзя сделать вывод о его делимости на 9 или на 3. Нужен новый признак делимости. Формулируют тему урока – «Признаки делимости на 9, на 3». Формулируют цель урока: «открыть» признак делимости на 9, на 3. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты | Создание проблемной ситуации – учащиеся не могут по записи числа сделать вывод о его делимости на 9, на 3. Формулирование учебной проблемы (чему сегодня будем учиться?) как темы урока. |
5. Этап реализации построенного проекта | - Для достижения полученной цели составим план действий: 1. Рассмотреть отдельные случаи с числами, которые точно делятся на 3, на 9. 2. Найти какие-то отличительные черты у этих чисел. 3. Выдвинуть гипотезы о том, какие числа делятся на 3, на 9. 4. Проверить гипотезы на каком-то «большом» числе. Реализация плана проводится в группах. Три группы работают над признаком делимости на 3, заполняя таблицу в соответствии с планом действий: число | сумма цифр | делится ли сумма цифр на 3 | делится ли число на 3 | 12 | | | | 16 | | | | 63 | | | | 20 | | | | Гипотеза: | 1245 | | | | Три группы работают над признаком делимости на 9, заполняя таблицу в соответствии с планом действий: число | сумма цифр | делится ли сумма цифр на 9 | делится ли число на 9 | 45 | | | | 23 | | | | 63 | | | | 15 | | | | Гипотеза: | 5436 | | | | Учитель наблюдает за работой групп, оказывает посильную помощь. - Прочитайте признаки делимости на 9 и на 3 на страницах 14 – 15 учебника, сравните их с вашими гипотезами, сделайте вывод. | Совместно составляют план действий, выдвигаются гипотезы, проверяется их верность, делается вывод. Класс делится на 6 групп, три из которых работают над признаком делимости на 3, а три другие – над признаком делимости на 9. Задания учащимся предлагаются на карточках. Работая в группах, выдвигают в ходе обсуждения гипотезы, проверяют их верность на примерах. После обсуждения каждая группа знакомит с результатом своей работы – полученным признаком делимости на 9, на 3. Совместно составляются формулировки признаков, сравниваются с предложенными в учебнике. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. | . |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - Выполните в группах следующее задание на применение полученных признаков делимости: Из чисел 2 387, 4 275, 5 532, 6 674, 17 589, 35 916, 58 658 выпишите те, которые делятся нацело: 1) на 3; 2) на 9; 3) на 3 и на 2. Далее учащимся предлагаются задания: №73, 74 (совместно с учителем), №75 (самостоятельно, три человека работают на скрытых досках) 3) №77, 79, 89 | Работают в группах, учатся применять полученные признаки. Выполненные задания учащиеся каждой группы записывают на доске, заслушиваются пояснения каждой из групп. учащиеся выполняют задания, работают под руководством учителя. Это задания, направленные на отработку признаков в стандартной ситуации (т.е. необходимо просто определить делимость числа на 9 или на 3). 2) учащиеся работают в группе (группах, в зависимости от их количества), при необходимости обращаются за помощью к учителю. 3) учащиеся работают самостоятельно. Они выполняют задания, в которых необходимо применить изученные признаки в нестандартных ситуациях. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся, согласование усилий по достижению общих целей. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объектов; умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; готовность к преодолению трудностей; способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение объективно воспринимать отметки. Личностные: формирование готовности к сотрудничеству, к оказанию помощи. | |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой | – Какой следующий этап нашего урока? Что надо сделать, чтобы убедиться, как вы поняли, как пользоваться новыми знаниями? Вариант – 1 № 1 1)Закончите предложение: «Число делится на 3, если…». Запишите полученное предложение. 2)Вставьте пропущенные слова в предложение: «Число … на 9, если … цифр … на 9» № 2 Из чисел 2475, 379, 15532 и 732 выпишите те, которые делятся: а) на 3; б) на 9. № 3 Напишите пятизначное число: а) кратное 3; б) кратное 9. № 4 Докажите, что число 64 821 кратно 3. №5 1)В записи 378 56* вместо звёздочки поставьте такую цифру, чтобы полученное число делилось на 3 и на 2. 2) В записи 378 46* вместо звёздочки поставьте такую цифру, чтобы полученное число делилось на 9 и на 2. Вариант – 2 № 1 1)Закончите предложение: «Число делится на 9, если…». Запишите полученное предложение. 2) Вставьте пропущенные слова в предложение: «Число … на 3, если … цифр … на 3» № 2 Из чисел 482, 2187, 534 и 25073 выпишите те, которые делятся: а) на 3; б) на 9. № 3 Напишите четырёхзначное число: а) кратное 3; б) кратное 9. № 4 Докажите, что число 73 845 кратно 9. №5 1)В записи 576 34* вместо звёздочки поставьте такую цифру, чтобы полученное число делилось на 2 и на 3. 2) В записи 576 84* вместо звёздочки поставьте такую цифру, чтобы полученное число делилось на 2 и на 9. | Выполнить самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в лист самоконтроля. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил | |
8.Этап включения в систему знаний и повторения | Учитель предлагает решить задачу № 97. № 97. Река Иртыш на 598 км длиннее реки Оби. Найдите длину каждой из рек, если их общая длина равна 7898 км. | Выполняют задание под индивидуальным руководством учителя. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли в письменном и устном виде, аргументация своих действий. Личностные: осознание личностной значимости при изучении материала | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | - Какая цель была поставлена на уроке? - Достигли мы цели? - Продолжите предложения: - На уроке для меня самым интересным было … -На уроке для меня было самым легким … За счет чего? - На уроке для меня самым трудным было … Почему? - Своей работой на уроке я … | Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы, показывают смайлики, заполняют оценочный лист (Приложение 1). | Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. | |
10. Информация о домашнем задании | Учитель предлагает домашнее задание, дает комментарий по его выполнению: 1) выучить признаки делимости на 9 и на 3 (в. 1-2 на стр.15); 2) выполнить №76, 80. 3) творческое задание (для желающих): Рома и Дима записывают девятизначное число, используя только цифры 1, 2 и 4. Первую цифру пишет Рома, вторую – Дима, третью – снова Рома и так далее по очереди. Рома хочет получить в результате число, кратное трем. Может ли Дима помешать ему это сделать? № 76. Из чисел 7 865, 1 215, 4 075, 2 880, 3 921, 9 319, 6 072, 8 142 выпишите те, которые делятся нацело: 1) на 3; 2) на 9; 3)на 9 и на 5. № 80. Вместо звездочки поставьте такую цифру, чтобы получилось число, кратное 9 (рассмотрите все возможные случаи): 62 8*1; 2) 57* 582; 3) 7 *51. | Получают информацию о домашнем задании, записывают в дневник. | | |