Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Нахождение числа по его дроби"»
Муниципальное учреждение «Управление образования администрации Кудымкарского муниципального района»
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Ленинская средняя общеобразовательная школа»
«Верх-Юсьвинская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по теме «НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ЕГО ДРОБИ»
Автор: учитель математики и информатики филиала МБОУ «Ленинская СОШ» «Верх-Юсьвинская ООШ»
Третьякова Раиса Михайловна
Верх-Юсьва, 2020
Пояснительная записка
Аннотация
Данная методическая разработка урока математики в шестом классе поможет в проектировании урока с позиции формирования УУД.
Может быть полезна, как молодым специалистам, так и учителям со стажем, работающим по ФГОС.
Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определены организационные условия проведения урока с обучающимися, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы и средства обучения, использованы элементы современных педагогических технологий.
Актуальность
Урок на тему «Нахождение числа по его дроби», - урок открытия новых знаний. Строится с применением элементов исследования: через мини-исследование учащиеся открывают новые знания, самостоятельно формулируют тему и цель урока, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.
Содержание
Особенности урока: При проектировании урока учтены основные принципы системно-деятельностного подхода.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая; парная.
Методы: беседа, обсуждение, самостоятельная работа , исследовательские методы, рефлексия с применением приема «Букет настроения»
Педагогические технологии: урок с элементами исследования; ИКТ – технологии.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация, компьютеры для учащихся с выходом в Интернет.
Цели деятельности учителя: Главная дидактическая цель: сформировать представление о нахождении числа по его дроби, ввести правило нахождения числа по его дроби, повторить нахождение части от числа, деление обыкновенных дробей и нахождения числа обратного данному; способствовать развитию грамотной математической речи, активной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного и логического мышления; воспитывать культуру поведения.
Формировать УУД:
Личностные: доброжелательное отношение к одноклассникам; проявление познавательного интереса к урокам математики; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации; слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свое мнение; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь строить понятные высказывания.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; использовать знаково-символические средства; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Основные понятия: Дробь, нахождение числа по данному значению его дроби.
Планируемые результаты: Предметные: знают правило нахождения числа по его дроби, как найти число по данному значению его процентов; умеют читать, сравнивать обыкновенные дроби, находить дробь от числа, находить число по его части; верно, употребляют математические термины при выполнении действий с обыкновенными дробями, применяют правило нахождения числа по его дроби при решении задач.
Личностные: доброжелательное отношение к одноклассникам; понимание обсуждаемой информации, значения данной информации в жизни; проявление познавательного интереса к урокам математики; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, следовать им; формулировать и аргументировать свое мнение; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); строить логические цепочки рассуждений, анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; использовать знаково-символические средства; извлекать необходимую информацию из текстов разного вида; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Технологическая карта урока по математике в 6 классе
Технология проведения
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
предметные
универсальные учебные действия (УУД)
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цели: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
Создает эмоциональный настрой.
(слайд 1)
-Доброго всем утра! Садитесь.
-Ребята угадайте слово, мое любимое слово на уроках, а так же моего внука.
-Со слова «ПОЧЕМУ» каждый ребенок начинает свой мир открытий.
(слайд 2)
-Девиз нашего урока «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. Д. Пойа
-Как вы понимаете этот девиз.
Отвечают на вопросы учителя и высказывают свое мнение.
К: уметь строить понятные высказывания
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения.
Ц е л и :
-создание условий для выполнения учениками пробного учебного действия;
– организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;
– выявить место затруднения.
1.Устный счет с обратной связью.
2.Решение задач.
Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.
1. -Традиционно начнем наш урок с устного счета. Перед вами карточки красного и зеленого цвета. Поднимаем карточку того цвета, под которым, находится правильный ответ. Эти карточки нам понадобятся также для оценки своей работы. И так начинаем.
(слайды 3-12)
-Оцените себя карточками.
2.(слайд 13)
– -Продолжаем работать. Прочитайте дроби:
(1/2; 1/3; ¼)
– Как по-другому можно назвать данные дроби?
– Найдите дробь от числа. На какую тему данное задание. Как его выполнить. (слайд 14)
-Решите задачи в паре самостоятельно и подготовьтесь отвечать (слайд 15)
– Какое действие мы выполняли в данных заданиях? (находили дробь от числа)
-Задача 5 подходит по теме. Можно ли его решить используя понятие обыкновенной дроби. (да)
– А каким еще способом можно найти число по его дроби? (Затруднение учащихся.)
1.Считают устно, поднимают карточку нужного цвета.
2.Читают дроби. Находят дробь от числа. Отвечают на дополнительные вопросы.
Решают задачи на нахождение дроби от числа.
Отвечают на вопросы
Осуществляют самооценку.
Умеют находить взаимно-обратные дроби, делить обыкновенные дроби, читать обыкновенные дроби, объяснять понятие дроби, находить дробь от числа, находить число по его части через понятие об. дроби.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные: уметь строить логические цепочки рассуждений, анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; саморегуляция в ситуации затруднения
III. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать постановку цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации
Организует построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.
– Сформулируйте тему урока. («Нахождение числа по его дроби».) (слайд 16)
– Какую цель вы поставите перед собой? (прием «Домысливание»)
– Какой план составим.
Определяют тему, цель урока, планируют учебные действия.
Познавательные: уметь самостоятельно формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения учебной цели
IV. Реализация построенного проекта.
Цели:
– организовать построение и фиксацию нового знания;
– преодолеть возникшее ранее затруднения учащихся
Организует совместно с обучающимися мини-исследование на открытие нового знания.
Организует построение и фиксацию нового знания. Создает условия для преодоления возникшего ранее затруднения учащихся .
1. (слайд 17)
-И так начинаем наше мини-исследование. На слайде подсказка с чего начать наше исследование. Разгадайте ребус и узнаете подсказку. (уравнение)
-Работаем в парах по плану, представленному на слайде. (слайд 18)
(Вариант рассуждений) Составим уравнение. Что обозначим за неизвестное х.
х* =15
х=15:
х=25
-Как же найти число, если известно значение его дроби.
2.(слайд 19)
-Проверим наши рассуждения по учебнику.
Работа с учебником: с. 104, п. 18.
– Сформулируйте правило нахождения числа по его дроби.
-А теперь решим нашу задачу по новому способу.
(Задание выполняется в тетрадях.)
Проводят мини-исследование, выдвигают гипотезы, самостоятельно в группе, доказывают гипотезы. Делают вывод Представляют результаты.
Работают с учебником: находят в тексте определение и сравнивают.
Формулируют правило нахождения числа по данному значению дроби. Рассказывают, как найти число по данному значению его процентов
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать свое мнение, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Регулятивные: уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цели: закрепление нового знания в речи и знаках
Вычисление неизвестной величины. Организует закрепление нового знания в речи и знаках.
(слайд 20)
-Вычислите неизвестную величину по следующим данным. Заполните пропуски. Выполним задание, проговаривая вслух решение.
Выполняют задания по карточкам с последующим комментированием и с записью в тетради.
Знают правило нахождения числа по данному значению дроби и умеют его применять
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу
VI. Самостоятельная работа в форме игры
Цель:
– организация самостоятельной работы
на применение нового знания в группах;
-создание ситуации успеха.
Организует решение задач на применение нового знания в форме игры, организует групповую работу учащихся.
(слайд 21)
-Перейдем к выполнению задания: веб-квест «Выберись из комнаты» на компьютерах. Работаем парами. Сами закончили, помогите другим.
-Оцените свою работу.
– Подведем итог работы на уроке.
(слайд 22)
-Достигли ли цели? А вашу личную цель вы достигли.
Выполняют задания на компьютере в группах.
Осуществляют самооценку.
Знают правило нахождения числа по данному значению дроби и умеют его применять
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности
Прием «Букет настроения».
Дает информацию о домашнем задании.
-А теперь создадим букет настроения. Розовые и красные цветы – «было здорово на уроке работать», голубой – «мне не понравилось».