«Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых» по технологии развития критического мышления.
Учитель: Петрова Галина Ивановна, МБОУ «Тюрлеминская СОШ», Козловский район, Чувашская Республика
Технологическая карта урока.
Технологические этапы (фазы) | Диагностичес кие цели | Средства обучения (приемы РКМ) | Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащихся | Примечание (методические приемы, формируемые УУД) |
Стадия вызова | Активизация познавательного интереса учащихся к получению новой информации | Дерево предсказаний «Перекрестная дискуссия» (за и против) Возникновение необходимости в получении новых знаний для разрешения проблемной ситуации. | В 4 классе при решении примера 934*5 возникла проблема (на слайде 3 решения) У вас есть предположения, кто из них оказался прав? Пока нам трудно однозначно ответить на этот вопрос, так как нам не хватает определенных знаний. Я думаю, в конце урока мы сможем однозначно определить, кто ошибся, а кто верно решил данный пример | Учащиеся выказывают свои гипотезы. | Основной задачей данной фазы является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Таким образом уч-ся видят собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде. Структурирование высказанных мнений (правильных и неправильных) позволяет увидеть противоречия, которые определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. |
Активизация владения приемами устных вычислений | | Проведем математический вариант игры «Поле чудес». Каждый правильный ответ дает Вам право открыть 1 букву. Будем считать в уме, пока не откроем все буквы | Учащиеся встают по паре от каждой колонки и одновременно решают примеры, совещаются и озвучивают окончательный ответ | Устный счет с целью актуализации имеющихся знаний, имеющих прямое отношение к теме. Такой формат проведения устного счета позволяет опросить большинство учащихся класса, а также формирует умение работать в паре (развитие коммуникативных УУД) Формирование логических УУД |
Самостоятельный выход на формулировку темы урока | «Мозговой штурм» «Кластеры» | Итак, тема нашего урока «Сумма разрядных слагаемых» Есть предположения, для чего нам необходимо узнать, как представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Как нам это может помочь при решении примера 934*5 | Учащиеся высказывают свои гипотетические предложения | Работа проходит в зоне ближайшего развития учащихся, активизируя при этом соответствующие мыслительные процессы. |
II фаза Стадия осмысления | На данной фазе происходит индивидуальное принятие и отслеживание информации. | | Нам необходимо узнать, как представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Давайте попробуем сделать это самостоятельно, а потом обратимся к учебнику и проверим. Назовите любое трехзначное число. Запишите его в тетради. Из чего состоит это число? | Дети предлагают число, пытаются самостоятельно представить его в виде суммы разрядных слагаемых В числе __сот.__дес.__ед. | |
| | Рассмотрите в учебнике таблицу на странице 48. Подумайте, почему в 1 числе три слагаемых, а во 2 и 3 по 2 слагаемых | | |
| | | Выполним задание 1 в тетради. | | |
| | | Попробуйте выполнить 2 задание самостоятельно в парах. Какие ответы у вас получились (выписываем варианты на доску). Почему 600+300+9 не является суммой разрядных слагаемых? | Самостоятельно определяют числа, обсуждают полученные результаты. 600 и 300 – это сотни. | |
| Выход на главное условие при представлении числа в виде суммы разрядных слагаемых | | На доске появляется схема Под темой урока Сот. Дес. ед. Определите правильную последовательность. | С Сот. Дес. ед. начала сотни, потом десятки и в конце единицы. | |
Кинезиологическая пауза |
| | | Решим задачу | | |
| | Работа в группах | Запишите с помощью чисел 4 7 и 1 все возможные трехзначные числа. Победит та группа, которая найдет максимальное количество вариантов | Работа в группах С помощью карточек-помощников находят максимальное число вариантов, записывают на листе (147, 174, 471, 417, 741, 714) Итого, 6 вариантов | |
IIIфаза Стадия рефлексии | Самостоятельное разрешение проблемной ситуации, предложенной в начале урока | | Итак, я думаю, теперь у нас достаточно знаний, чтобы попытаться разрешить проблемную ситуацию, с которой столкнулись в начале урока. Давайте сначала попробуем самостоятельно решить этот пример. Найдите теперь ошибки в ходе решения у учеников 4 класса. | 934*5=(900+30+4)*5=900*5+30*5+4*5= 4500+150+20=4670 | |
| Открыть дерево предсказаний, сравнить гипотезы. | Посмотрим, кто из Вас оказался прав в начале урока. | | |
| Итоги | | Я Вас поздравляю, мы справились с задачей урока. А теперь подумайте, и скажите, как нам эти знания могут пригодиться в жизни? А на других предметах? На русском языке где мы сталкиваемся с задачей разбивания целого на части? | | Эти вопросы важны для формирование метапредметных связей. В данном случае, речь идет об операции мышления анализ, который относится к логическим УУД. На данном этапе можно говорить об универсальности, если дети понимают, что изучение данной темы носит метапредметный характер. |
Резерв | В презентации предусмотрены задания на закрепление в условиях обнаружения свободного времени. 1 задание резерва: На слайде представлено задание: Запиши число сотни десятки единицы Задание на сравнение: Какие цифры можно вставить в окошки, чтобы получились верные неравенства 35335 547 2 2 6 |