Предмет: | Математика |
Уровень образования: | Начальное общее образование |
Учитель: | Синицына И.М. |
Образовательное учреждение: | МКОУ Субботниковская ОШ |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний, комбинированный урок |
Форма проведения: | Беседа, презентация, поиск проблемы, исследование, составление проекта |
Время проведения: | 20.02.2019г |
Участники: | Обучающиеся 2 класса |
Тема | Квадрат. |
Цель темы | Познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника, сформировать представление о геометрической фигуре - квадрат через совместную познавательную деятельность, научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин квадрата, решать текстовые задачи и уравнения, развивать внимание и логическое мышление, подготовить к выполнению проекта, развивать интерес к математике. |
Планируемый результат | - Сформировать навык определения геометрических фигур по сторонам и углам; - Познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; - Научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, - Научить решать задачи на нахождение длин сторон квадрата; -Закреплять вычислительные навыки в выполнении письменных вычислений изученных видов в пределах 100 при решении примеров и задач. - Развивать внимание и логическое мышление. |
Формирование УУД Личностные: Метапредметные: Предметные: | - осознание учащимися ценности изучаемого способа построения квадрата и нахождения длин его сторон; - осознание практической важности полученных знаний о квадрате; - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; - осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. - умение принимать и сохранять цель урока; - умение находить способы решения поставленной цели по построению квадрата и нахождению его периметра; - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; - умение провести рефлексию своих действий на уроке. - сохранение знания о квадрате, как геометрической фигуре; - умение распознавать геометрические фигуры и правильно их называть; - умение построения квадрата в тетради. |
Новые технологии и методы обучения | Технология метода обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникативная технология, технология сотрудничества, технология исследовательского (проблемного) обучения, групповая, игровая, здоровье-сберегающая технология; Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый |
Основные понятия | Квадрат, прямоугольник, проект, оригами. |
Межпредметные связи | Технология, окружающий мир, информатика, литературное чтение |
Базовый учебник: | Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И «Математика» 2 класс Москва «Просвещение» 2012г (2 часть) УМК: «Школа России» |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, парная. |
Оборудование: | для учителя: учебник, набор геометрических фигур, мультимедийное оборудование; для учеников: учебник , ручка, простой карандаш, линейка, модель прямого угла |
Образовательные ресурсы | Компьютер, проектор, презентация; электронное приложение к учебнику (диск); интернет ресурсы: https://nsportal.ru/, , https://kopilkaurokov.ru/, геометрические фигуры Медиапродукты: презентация, технологическая карта урока, видеоролики «Физкультминутка», «Гимнастика для глаз» |
Аннотация | Урок проводится в форме беседы, совместного поиска проблемы на основе взаимодействия друг с другом, коллективного исследования, с выполнением различных заданий, направленных на повторение знаний и открытие нового через деятельностный метод, подготовки к составлению проекта. На уроке использованы: презентация, модели прямых углов. |
Этап урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формирование УУД |
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цели: -актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Решают примеры на доске (устно) Проговаривают правила поведения на уроке. | Позитивный настрой на урок. Повторение правил поведения на уроке. | Здравствуйте! - Мы начинаем наш урок. Сегодня хороший день. К нам пришли гости. Поприветствуем гостей. Я рада вас видеть. Аккуратно садитесь. - С каким настроением вы начинаете урок? А знаете, что надо сделать, чтобы настроение улучшилось? - Надо улыбнуться. - Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. А теперь вы порадуйте всех своей улыбкой. Улыбнитесь друг другу! И подарите свою улыбку нашим гостям. И скажите мне, пожалуйста, для чего вы учите математику? - Где в жизни используется математика? 1.Устный счет. -Итак, мы начинаем урок с устного счета. - Пожелайте друг другу удачи на уроке. Настраиваемся на работу. Попробуем расшифровать тему урока. На доске примеры: 9+9 7+7 6+6 8+8 10+10 8+4 50+50 12-А 14-В 16-Д 18-К 20-Р 100-Т КВАДРАТ Определяем цели урока. Какую заметили закономерность и какое выражение оказалось не по правилу закономерности? (8+4) К какой большой и важной теме в будущем на подводят такие примеры? (умножение) Хорошо, откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и тему урока «Квадрат» | Регулятивные УУД умение контролировать свою готовность к уроку) Личностные УУД чувство необходимости обучения |
II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цели: закрепление знаний детей -подготовка к изучению нового материала. | Участвовать в выполнении заданий | Организовать фронтальную работу по закреплению геометрического материала | -Обратите внимание! -На доске разместился автомобиль из геометрических фигур. -Рассматриваем его. -Из чего он состоит (из геометрических фигур) -Каких? (кругов, квадрата и прямоугольника). -Тему прямоугольник мы недавно закончили, что помним по ней? (прямоугольник состоит из прямых углов, у прямоугольника противоположные стороны равны) -Как мы научились определять прямой угол? (с помощью модели) -Обратите внимание на кабину грузовика (это квадрат) Что можно сказать о сторонах квадрата? (они равны) | Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
III этап. Постановка учебной проблемы. Цели: -организация формулирования темы урока учащимися; -организация постановки цели урока учащимися. | Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Ставить цель урока. | Организовать работу детей по построению из геометрических фигур прямоугольника (квадрата). Контроль над выполнением задания | - Представим, что наш автомобиль находится на ремонте. Как называют людей, которые занимаются ремонтом автомобилей? (автослесари) -Нам срочно нужен автослесарь! (выходит ученик) -Разбираем наш автомобиль по деталям для ремонта. Какие детали видим? (квадрат, круги, прямоугольник) -Чем похожи квадрат и прямоугольник? (прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны. -Чем отличаются? (у квадрата все стороны равны) -Как доказать? (сгибаю я или ученик) | Регулятивные УУД. умение самостоятельно ставить учебные задачи, планировать работу |
IV этап.Зрительная гимнастика | Выполнить упражнения | Организовать выполнение упражнений | -Наши глазки устали, а меня для вас сюрприз , внимание на экран. «Гимнастика для глаз» видеоролик | Коммуникативные УУД Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. |
V этап. Открытие нового знания. Цели: - изложение нового материала урока; - организация работы по первичному закреплению изученного. - учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации | Работать аккуратно с материалами для построения квадрата Выполнить задание по построению квадрата. | Включить детей в практическую деятельность. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов по построению квадрата. Обеспечить контроль за выполнением Организовать работу учащихся по построению квадрата в тетради, | -Чтобы слесарю отремонтировать кабину, ему необходимо выполнить чертеж ее в тетради. -Наш слесарь возвращается на место, а мы ему поможем в своих тетрадях, посмотрим, у кого точнее получится чертеж. -Для этого открываем учебники на с.34 и находим задание 3. -Читаем вслух задание. Обращаем внимание на то, что нам предложена длина только одной стороны, как мы определим длину других сторон? -Для чего нашему автослесарю необходимо знать сумму длин всех сторон? (предположительно) -Если появились вопросы по заданию, озвучиваем. Выполняем. -Помним о точности исполнения чертежа, от этого будет зависеть правильный ремонт нашего автомобиля. -Что заметили при нахождении периметра (сумма состоит из одинаковых слагаемых, готовимся к умножению) (Взаимопроверка) -При выполнении задания какую важную информацию получили по новой теме урока? (у квадрата все стороны равны) -Читаем правило на нашей странице вслух (один ученик) -Обращаем внимание на задание 1 и 2. Выполняем. -Коллективно проверяем правильность выполнения задания. Молодцы! (1,2, 4) | Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД умение работать в паре, слушать и слышать друг друга Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Регулятивные УУД: умение контролировать свою работу и работу товарища. Познавательные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; |
VI этап Физкультминутка Цель: -организация процесса релаксации. | Выполнить упражнения | Организовать выполнение упражнений | -Еще одна физкультминутка | Коммуникативные УУД Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. |
VII этап Закрепление нового материала. Практическая работа Цель – в практической деятельности научиться выполнять чертежи и схемы в тетради. | Выполнить задание | Организовать работу в группе обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать работу учащихся по выполнению задания Обеспечить контроль за выполнением задания. | Кто закончил выполнение этих заданий, могут приступить к выполнению задания №6 под номером 1, вспоминаем предыдущие темы урока, пользуемся черновиками, у кого есть необходимость и составляем задачу по выражению. Один ученик к доске. Наш слесарь работал в бригаде, поэтому коллега слесаря может выйти и оставить задачу, связанную с ремонтом автомобиля. Как вариант - (из 100 км пути наш автомобиль до поломки проехал 25 км до остановки на отдых и 15 км до того, как у него пустило колесо) -Решить одно уравнение на с.34, №7 -Остальные два уравнения и номер 4 будут заданы на дом. Все ли понятно по выполнению этих заданий? | Коммуникативные УУД умение работать в дружно и слаженно, слушать и слышать друг друга, соблюдать правила поведения на уроке Регулятивные УУД: умение контролировать свою работу и работу товарища. Познавательные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать свои действия в соответствии с задачей - умение находить и исправлять ошибки |
VIII этап. Контроль и самоанализ. Самостоятельная работа. Цель: организация самостоятельной практической работы | Выполнить задание | Организовать работу в группе Включить детей в практическую деятельность. | -Открываем с.36. Что видим на ней? Что значит, «Наши проекты»? Проект с чем будет вязан? (с техникой оригами) Почему? (выполняется из бумаги, в основном разрезанной на квадраты) Завтра мы продолжим работу по теме «Квадрат» в проектной деятельности. Помните ли вы что это за техника «Оригами»? Дома нужно выписать это понятие в тетрадь из источника (словарь, интернет) Для выполнения проекта необходимо будет разбиться на пары. Также, я дам задание на выходные делать поделку дома в технике оригами, а затем показать ваши поделки мне и друг другу. | Познавательные УУД: Добывать знания самостоятельно, находить ответы на вопросы Коммуникативные УУД - умение планирования своих действий; -умение работать в команде |
IX этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: фиксация нового содержания урока; организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группах). | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. | Организовать фронтальную работу по систематизации знаний. Создать ситуацию для осмысления всей работы на уроке. | – И так, чему вы научились сегодня на уроке? – - Вспомните цели. Удалось их достигнуть? Понравилось ли вам на уроке? – Что больше всего понравилось? - Что вы открыли для себя нового?- Понадобятся вам эти знания в жизни? Заполните лист «Лесенка успеха» - Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Выставление оценок. Домашнее задание: с.34, №7 (2 и 3 уравнение), №4 с проверкой письменно в столбик. Спасибо за работу на уроке! | Регулятивные УУД: Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос (контроль, коррекция, оценка) |