Учитель | Медведева Надежда Владимировна |
Класс | 3 |
Предмет | Математика |
Тема | Площадь. Сравнение площадей фигур |
Тип урока | Изучение новой темы |
Цели | Дидактическая: Познакомить с понятием «площадь»; учить сравнивать площади фигур. Образовательная: Закреплять умение решать задачи изученных видов. Развивающая: Развивать умение работать самостоятельно, в парах. Воспитаельная: Прививать познавательный интерес к предмету. |
Задачи | понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнения; формирование навыков работы с разными фигурами; формирование навыков выступления перед аудиторией, умения отвечать на вопросы. |
Оборудование | ТСО: Экран, проектор; презентация к уроку; Наглядный материал: разноцветные пластиковые и картонные фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Раздаточный материал: таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“. |
Формы, приемы, методы | Работа в парах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, прием „Взаимопроверка“, таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“, игра „Верное или неверное утверждение“, прием „Синквейн“. |
Интеграция предметов | Литературное чтение |
Планируемые результаты: |
Предметные результаты: Учащиеся научатся сравнивать площади фигур способом наложения; решать задачи изученных видов; пользоваться таблицей умножения и деления. | Метапредметные результаты: коммуникативные УУД: умеет договаривать с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напарнику. регулятивные УУД: Умеет распределять обязанности работы в паре, умеет ставить цели, планировать, контролировать свою деятельность, работу в паре. Оценивает свою работу и работу своего напарника, а также и других пар. познавательные УУД: умеет сравнивать, анализировать, опираясь на свои полученные знания и жизненный опыт. Правильно ставит цели и задачи. Делает выводы, умеет рефлексировать, привлекая к себе внимание окружающих. | Личностные результаты: |
Ход урока: |
№ | Эап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
1 | Стадия ВЫЗОВ | актуализировать требования к учащемуся со стороны учебной деятельности. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | - Вспомним наши правила и соберемся с силами перед дальней дорогой в страну знаний. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в беседу на уроке. Личностные: эмоционально настраиваются на изучение нового материала. |
2 | | Учитель раздает карточки, после решения задачи просит учащихся проверить друг друга по парам. | Несколько учеников получают карточку с заданием. Записывают кратко задачу в таблице и решают ее. В конце происходит взаимопроверка по образцу. | Задания: Запиши задачу кратко в таблицу и реши ее. Задача: На 32 руб.купили 4 тетради. Сколько таких же тетрадей можно купить на 56 руб.? | Познавательные: умение решать задачу, умение работать по алгоритму решения задач. |
3 | - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися | Учитель показывает две фигуры разного цвета, одна из картона, другая из бумаги или пластика. Спрашивает наводящие вопросы, подводит детей к теме урока и старается помочь в постановке главной цели урока. Дает всем лист с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал» | Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои суждения, но подтвердить их фактами или обосновать аргументами пока не могут. Дети приходят к выводу, что нужны «новые» знания. С помощью учителя формулируют тему, ставят цель урока. Дети заполняют таблицу «ЗХУ» 1-й столбик – «Знаю» | - По каким признакам можно сравнить эти фигуры? (по форме: квадрат и прямоугольник, по высоте – прямоугольник выше квадрата, по ширине – квадрат шире прямоугольника, по цвету –квадрат синий, прямоугольник-красный, по материалу – картон, пластик) - Как вы думаете, на какую фигуру материала израсходовали больше? Докажите. (На квадрат, так как в нем маленьких квадратиков больше, чем в прямоугольнике) - А кто из вас знает, как называется этот признак? (ответы детей) - Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на стр. 56 учебника. Слайд - Какая тема урока сегодня? - Какую цель и задачи ставим? Заполнение 1-го столбика таблицы «ЗХУ» (на слайде) | Коммуникативные: в рамках совместной учебной деятельности слушают других; высказывают свою точку зрения, вступают в беседу на уроке. Личностные: проявляют интерес к изучению темы. Регулятивные: определяют и формулируют тему, цель урока с помощью учителя. |
4 | Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ | Работа по теме урока | - Прочитайте текст рядом с красной чертой на с.56 - Как можно объяснить, что такое площадь? - Какие способы сравнения площадей вы узнали? - Найдите фигуры с одинаковой площадью (треугольники) - Как вы узнали? (наложили фигуры друг на друга) - Найдите самую маленькую фигуру (круг. При наложении она оказалась внутри квадрата) Далее продолжение работы с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал» | Дети читают правило -Место которое занимает на плоскости. - На глаз, наложением, подчсетом квадратов, на которое разбита фигура. - У каждого ученика геометрические фигуры Дети заполняют таблицу «ЗХУ» 2-й столбик – «Хочу узнать» | Работа по учебнику 2. Практическая работа | Коммуникативные: в рамках учебной деятельности слушают других, высказывают свою точку зрения. Регулятивные: работают по предложенному плану, используя необходимые средства. Познавательные: задают вопросы, устанавливают причинно-следственные связи (в рамках доступного); выделяют признаки слова, лексическое значение, подбирают однокоренные слова, синонимы и антонимы Личностные: проявляют интерес к способам решения новой частной задачи. |
5 | Физминутка | Отдых | Направляет учащихся | Повторяют за учителем движения по музыке | Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале… Вправо, влево повернись! Низко-низко наклонились! Лапки вверх, лапки в бок И На месте прыг да скок! А теперь бежим в припрыжку. Молодцы, мои зайчишки! | Личностные: Проявляют интерес к физическим упражнениям, получают удовольствие от упражнений |
6 | Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ (продолжение) | | - Прочитайте задачу. - Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? - Можем ли мы найти длину одной части? Как это сделать? - Запишите задачи одним выражением Игра «Верно или неверно» - Верно ли первое высказывание. - Верно ли второе высказывание. - Верно ли третье высказывание. - К какой фигуре можно отнести это высказывание. | - Длину одной части - 15:3. Ученик, первым выполнивший задание, записывает выражение на доске: 40: (15:3) = 8 (ч.) Учащиеся читаю утверждения о фигурах и высказывают верно или неверно. - Если фигура прямоугольник, то она синего цвета. (верно) - Если фигура красного цвета, то это круг. (верно) - Если у фигуры все углы одинаковы, то это треугольник. (неверно) - К квадрату. - Учащиеся хором называют ответы | Выполнение заданий в рабочей тетради № 87, стр. 36 № 88, стр. 36 (Самостоятельное выполнение. Проверка) № 89, стр.36 – самостоятельное выполнение. Проверка. № 90 стр. 36 – Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на слайде: 34, 54, 9, 50, 40, 18. Самооценка. | Личностные: проявляют интерес к способам решения новой частной задачи; оказывают одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения. Познавательные: задают вопросы, устанавливают причинно-следственные связи (в рамках доступного). Коммуникативные: слушают других, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной форме. Регулятивные: оценивают свою работу по заданным критериям. |
7 | Стадия РЕФЛЕКСИИ | - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности | Учитель просит детей заполнить третий столбик таблицы «ЗХУ» - «Что я узнал». Затем, используя таблицу просить учащихся ответить на вопросы: - Самую большую фигуру закрасьте красным цветом. - Фигуры, которые имеют одинаковую площадь, закрасьте желтым цветом. - Самую маленькую фигуру закрасьте зеленым цветом. (Проверка работы на слайде) - Оцените свою работу на уроке. - Что такое площадь? - Какие способы сравнения площадей вы сегодня узнали? - Что сегодня на уроке осталось для вас непонятным? - За что вы можете себя похвалить? | Ученики заполняют третий столбик «Что я узнал сегодня на уроке» в таблице «ЗХУ». Учащиеся получают листочки, на которых нарисованы геометрические фигуры | Этот прием используется для рефлексии. Ученики с удовольствием, опираясь на таблицу высказывают свои точки зрения, делают выводы и т.д. А это задание дается для подведения итогов урока: для отслеживания познавательных результатов. | Личностные: объясняют самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет. Регулятивные: оценивают свою работу по заданным критериям. |
8 | Схема: 1) Существительное. 2) Прилагательное, прилагательное. 3) Глагол, глагол, глагол. 4) Предложение - отношение к теме. 5) Синоним к первой строке. | Пример синквейна: 1) Площадь 2) Квадратная, прямоугольная 3) Измеряем, сравниваем, решаем. 4) Сравниваем площади фигур. 5) Поверхность. | Синквейн: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…). Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме. Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне. | |
9 | Объяснение домашнего задания | Четко сформулировать домашнее задание, объяснить | Учитель объясняет домашнее задание учащимся | | Домашнее задание: Рабочая тетрадь: № 91-93 (стр. 37) | |
Литература: Моро М.И. и др. Учебник по математике. 3 класс. – М: Просвещение, 2014. – Ситникова Т.Н.. Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др. («Школа России») 3 класс. – М: ВАКО, 2014. – 448 с. – (В помощь школьному учителю). |