Предмет, класс | Математика, 2 класс |
Тема | «Квадрат » |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Информационно-методическое обеспечение (образовательные ресурсы) | УМК «Школа России», Учебник Математика 2 класс 2 часть (Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В.) |
Цели | Деятельностная: научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Содержательная: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника. |
Задачи | Образовательные: актуализировать и упорядочить знания детей о квадрате, выявить основные свойства квадрата, продолжить работу по формированию навыков изображения прямоугольников и вычисления периметра этих фигур; закреплять умения выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи и уравнения; Развивающие: развивать мышление, внимание, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать речь учащихся; Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к математике |
Формы и методы обучения | Методы: АМО, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | Прямоугольник-четырёхугольник, у которого все углы прямые. Квадрат - равносторонний прямоугольник, а также предмет или участок такой формы |
Оборудование | учебник, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, сигнальные ладошки, карточки для кластера, индивидуальные карточки, карточки для групповой работы |
Планируемые результаты обучения | Предметные: познакомить с квадратом, как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать собственную деятельность; формировать умения вступать в сотрудничество при работе в группе. |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приёмы работы |
1. Этап мотивации к учебной деятельности «Эмоциональная минутка» «Пожелание удачи» | Пожелание удачи на урок своему соседу, учителю. Технология проведения: учитель вместе с детьми проговаривает четверостишие. Примечание: четверостишия постоянно меняются в зависимости от урока. С каким настроением вы пришли на урок? Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Время зря мы не теряем И работать начинаем! Слайд 1 и 2 | Ребята, развернувшись лицом к своему соседу по парте, проговаривают вместе с учителем четверостишие и высказывают свои пожелания на урок друг другу и учителю. Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Тут затеи и задачи. Игры, шутки, всё для вас- Пожелаю всем удачи- За работу, в добрый час! Чтобы вы хотели пожелать сегодня на урок своему соседу по парте. (Высказывают пожелания) | Метод «Поздоровайся локтями». |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия | Работа проходит по вариантам, посредством игры дети находят в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения, уменьшают число на 4, увеличивают на 7. Учитель поддерживает активную умственную деятельность обучающихся. | 1 вариант – 6,18,17,12,41 1) Найдите в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения. 2).Уменьшите на 4. 2 вариант – 24,30,16,11,28 1) Найдите в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения. 2)Увеличьте на 7. Припоминают таблицу умножения. Припоминают в паре. -Уменьшить – это … -Увеличить - это … 2.Среди данных фигур найдите прямоугольники. Карточка №1 (Работа в паре) Правильность выбора проверьте в группах и докажите правильность выбора. Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур? 3. Начерти квадрат со стороной 4 см. Сформулируйте задание (работа в паре). -Найдите периметр и площадь квадрата. Как найти площадь квадрата? (припоминают определение. Периметр – это … Припоминают формулу нахождения площади квадрата. | Метод постановки учебной задачи АМО «Да - нет» |
3.Этап выявления места и причины затруднения | Цель: активизировать психические процессы учащихся, вовлечь в активную познавательную деятельность. Необходимое оборудование: доска, плакаты. Предварительная подготовка: отобрать нужный развивающий материал, написать на плакате. Технология проведения: работа проходит по вариантам, посредством игры дети находят в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения, уменьшают число на 4, увеличивают на 7. Учитель поддерживает активную умственную деятельность обучающихся. | 1 вариант – 6,18,17,12,41 1) Найдите в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения. 2).Уменьшите на 4. 2 вариант – 24,30,16,11,28 1) Найдите в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения. 2)Увеличьте на 7. Припоминают таблицу умножения. Припоминают в паре. -Уменьшить – это … -Увеличить - это … 2.Среди данных фигур найдите прямоугольники. Карточка №1 (Работа в паре) Правильность выбора проверьте в группах и докажите правильность выбора. Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур? 3. Начерти квадрат со стороной 4 см. Сформулируйте задание (работа в паре). -Найдите периметр и площадь квадрата. Как найти площадь квадрата? (припоминают определение. Периметр – это … Припоминают формулу нахождения площади квадрата. | 1. АМО «Угадай-ка». 2. АМО «Дерево ожиданий». Цель: формирование ожиданий обучающихся. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения | Учитель сообщает детям, что каждый из них сейчас будет осенним листочком и полетит по осеннему лесу за новыми знаниями, но сначала нужно поставить перед собой цель. Цель нужно записать на листочке. - Ребята, каждый из вас сейчас будет осенним листком. И полетят эти листочки за новыми знаниями, но сначала нужно поставить перед собой цель, что хотите узнать на уроке, на какие вопросы получить ответы, чему научиться. - Цель нужно записать на листочке. Запишите. -Подул ветер и поднял осенние листья, они полетели по лесу и приземлились на нашу картину. Учитель тоже говорит свои цели и,если есть необходимость корректирует цели ребят. | -На доске три темы, выберите ту, которая подойдет к сегодняшнему занятию и объясните почему. (Учащиеся определяют тему урока) Дети записывают. Затем озвучивают цели. Строят план преодоления затруднений: 1. Вывести формулу нахождения площади прямоугольника. 2.Алгоритм нахождения площади. 3. Сформулировать определение. Что такое площадь? 4. Тренироваться на упражнениях. | 1. АМО «Угадай-ка». 2.АМО «Листопад» |
5.Этап реализации построенного проекта | Технология выполнения: выводят формулу площади прямоугольника и алгоритм Нахождения площади. Проведение: Работа в парах, группах. Каждая группа получает задание: 1. Вывести формулу нахождения площади прямоугольника. 2. Алгоритм нахождения площади. 3.Сформулировать определение. Что такое площадь? 3.Сделайте вывод. -Выступление групп. | Каждая группа получает задание: 1. Вывести формулу нахождения площади прямоугольника. 2. Алгоритм нахождения площади. 3.Сформулировать определение. Что такое площадь? 3.Сделайте вывод. -каждая группа должна выбрать лидера, и он выступит от группы у доски. Ученики работают в парах и группах. (Каждая пара приводит свой алгоритм (карточка №3) выводит формулу нахождения площади прямоугольника, дают определение площади (карточка №4). Площадь – это … (При выступлении групп, правило проговариваем в парах, хором) Работу проверяют в группах. -Начертите прямоугольник со сторонами 6 и 4 см. -Найдите площадь прямоугольника. Решение записывается на листах. | Исследовательский метод |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Технология проведения: создаётся конкретная ситуация. Дети выполняют практические действия; учащиеся работают в группах, подбирают аргументы (доказательства). Дети оформляют свои аргументы на листах бумаги фломастерами. Каждая группа представляет свои аргументы. Примечание: группы должны состоять из 4-5 человек. | (Карточка) Самостоятельная работа, проверка в паре, группе. Учитель дает задание: Откройте стр. 55. - Назовите в учебнике №, которые помогут вам научиться находить площадь геометрических фигур. Самостоятельно: стр. 55,№3 Взаимопроверка. Проверка в парах. Стр.55, №4 1 вариант – квадрат 2 см. 2 вариант – квадрат 3 см. Проверка в группах. | Метод «Работа в парах» |
Физминутка | Технология проведения: Дети встают. Включается музыка. Выполняют движения с учителем. | Как же долго мы сидели, Наши руки онемели, Наши ноги затекли. Ими топнем: раз, два, три! Руки в стороны, дружок, Раз, два, три, потом – прыжок. Со здоровьем всё в порядке, Если делаешь зарядку. -Ученики вместе с учителем выполняют под музыку движения | |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Учитель дает задание: Откройте стр. 34. - Назовите в учебнике №, которые помогут вам научиться находить периметр геометрических фигур. Самостоятельно: стр. 34,№3 Взаимопроверка. Проверка в парах. Стр.34, №4 1 вариант – квадрат 2 см. 2 вариант – квадрат 3 см. Проверка в группах. Работа по учебнику. - Рассмотрите фигуры на рисунке в учебнике. Назовите номера квадратов. - Выполняем № 3: начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 4 см. Найди периметр. -Посмотрите, как надо чертить квадрат. | Работают самостоятельно по заданиям учебника. Самостоятельно работают в тетрадях. Проверяют в парах. Проверяют по эталону правильность вычерчивания квадрата. | Самостоятельная работа, проверка в паре. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения | 1.Чем похожи прямоугольник и квадрат? 2. Определения «прямоугольник», «квадрат». 3.Как найти периметр Квадрата? 4.Назовите признаки прямоугольника и квадрата. Составьте кластер, используя слова: квадрат, многоугольник, четырёхугольник, все углы прямые, все стороны равны, 4 угла, 4 стороны - Сейчас вы поработаете на сайте Учи.ру 1. Начертите квадрат. 2. Найдите предметы. 3.Начертите фигуру. Учитель показывает порядок выполнения упражнений для рук. | Дети отвечают на вопрос. Составляют кластер по теме «Квадрат». Дети работают на сайте Учи.ру https://uchi.ru/teachers/groups/9661701/subjects/1/course_programs/2/cards/161710 https://uchi.ru/teachers/groups/9661701/subjects/1/course_programs/2/cards/161711 https://uchi.ru/teachers/groups/9661701/subjects/1/course_programs/2/cards/161712 Дети выполняют упражнения для рук. | АМО «Составление кластера». Эмоциональная разрядка (разминка) Разминка для рук «Капуста» |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | АМО «Ромашка». Предварительная подготовка: изготовить лепестки ромашки. Слайд 16. - Какую цель мы ставили перед собой сегодня? - Поднимите руку те, кто считает, что достиг цели. Докажите. -Кому сегодня не удалось самому сделать открытие? - Какова была ваша цель? Слайд 17. - Каждый из вас возьмёт смайлик, чтобы оценить свою деятельность на уроке. -Если вам понравился урок, то подарите мне добрую улыбку, если не очень, то хмурое личико | Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. Дети поднимают один из трёх смайликов: зелёный – отлично, жёлтый – хорошо, красный - плохо. | АМО «Ромашка». Цель: подведение итогов урока. АМО «Светофор» Цель: учить детей оценивать свою деятельность на уроке. Дети поднимают один из трёх смайликов: зелёный – отлично, жёлтый – хорошо, красный - плохо. |
Домашнее задание | Базовый уровень: стр. 34, №6, выучить определение. Повышенный уровень: стр. 34, №6, №7, выучить определение. | Дети записывают | |