Тема: «Час. Минута».
УМК: «Школа России».
Класс: 2.
Цель: ознакомление учащихся с величиной «Время» - час, минута.
Развивающая: развивать логическое мышление, умение решать задачи, память.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Формируемые УУД.
Оборудование: презентация, мультимедийная доска, компьютер, карточки, стикеры, гость урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Мотивация самоопределение к деятельности. | Здравствуйте ребята, меня зовут Инна Сергеевна, сегодня я проведу наш урок. Тихо присаживайтесь на места. Проверьте, все ли необходимое для урока есть у вас на парте: пенал, тетрадь, учебник. Считайте, ребята, скорее считайте. Хорошее дело смелей умножайте, Плохие дела поскорей вычитайте. Скорее работу свою начинайте! В течении всего урока контролирую посадку и дисциплину учащихся. | Приветствуют учителя. | Л. 2, 3 Р. 1 К. 4 |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. | Ребята, сегодняшний гость урока Когсворт. Кто его узнает? Верно, а из какой он сказки? Когсворт предлагает вам выполнить математический диктант, чтобы проверить ваши знания. Обратите внимание на презентацию. Выбери и запиши из данных чисел однозначное: 22, 12, 2, 20. Найди разность чисел 17 и 9. Число 9 увеличь на 8. Число 14 уменьши на 5. Запиши число, в котором 8 десятков и 9 единиц. Какое из чисел больше 71 или 17? На столе лежало 6 журналов, а писем – на 8 больше. Сколько писем на столе? Молодцы. | Когсворт - дворецкий, превращённый в каминные часы. Он из сказки «Красавица и Чудовище». Ответы: 2 8 17 9 89 71 14 | К. 1, 2, 3 П. 2 Р. 2, 3, 4 |
3. Выявление места и причины затруднения в пробном действии. | А теперь вам предстоит отгадать загадку о той величине, с которой мы познакомимся сегодня. Две девицы, две подруги Ходят вместе, друг за другом Только та, что подлиннее Ходит чуточку быстрее А другая, покороче, Словно двигаться не хочет Так и ходят круг за кругом Две девицы, две подруги И встречаясь каждый раз Говорят который …? Верно, а кто эти две девицы, вы догадались? Хорошо. А как они называются? Верно. А вот загадка о второй величине. Малая стрелка, Часы помечает, За нею большая, Она, что считает? Вы уже догадались какой будет тема урока? Какую цель мы поставим перед собой? | Час. Это стрелки часов. Большая стрелка – минутная, а маленькая – часовая. Ответ: минуты. Тема: «Час. Минута». Цель: учиться определять время. Узнать сколько минут в 1 часе. | П. 2, 3 К. 1, 2, 3, 4 Р. 4 |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Часы — прибор для определения текущего времени суток. Вы знаете, как называются самые первые часы? Верно, посмотрите на слайд. Солнечные часы – старинный прибор для измерения времени по Солнцу. Определяли время по длине тени. Так были придуманы первые солнечные часы – с вертикальным столбиком, который называется гномон, тень от которого служит своеобразной стрелкой. Если нарисовать деления, т. е. сделать циферблат, то получим самые простые горизонтальные солнечные часы. История настенных часов насчитывает много веков. Первые домашние часы стали появляться в начале XV века. Они, вероятно, изготавливались местными слесарями и оружейниками. После появления качающегося маятника часы стали более точными. Ребята, откройте стр. 31 учебника. Давайте с вами прочитаем текст сверху и проверим наши слова. Вы уже сказали, что большая стрелка – минутная. Она проходит от одной маленькой черточки до другой за 1 минуту. Посчитайте на часах сколько всего таких черточек. Что же это означает? Расстояние от одного большого деления до другого минутная стрелка проходит за 5 минут Молодцы. А теперь выполним номер 2 на стр. 31. Обратите внимание на рисунок. Какое время показывают часы? Ребята, а на сколько они спешат, если сейчас время 7 ч 25 мин? Когсворт считает, что вы большие молодцы. Но он не понял то, как же вы определили это? А как вы думаете, многое ли можно успеть сделать за минуту? Давайте проверим. Возьмите карточку у вас на столе. Пока не переворачивайте ее, внимательно послушайте задание: В течении 1 минуты Вам нужно решить, как можно больше примеров. Я переворачиваю песочные часы, а вы по сигналу начинаете работать. Кто справился с заданием полностью? Поднимите руки. Кому осталось решить три примера? Кто решил только половину примеров? Какой вывод можем сделать? Физминутка. | Солнечные часы. Читают текст, сверяют ответы. 60 черточек. В одном часе 60 минут. 7:30; 7:45; 7:55. Первые спешат на 5 мин, вторые на 20 мин, третьи на 30 мин. Например, от 30 мин отняли 25 мин и получилось 5 мин. (поднимают руки) За минуту многое можно успеть. | П. 3 К. 1, 2, 3, 4 Р. 4 |
5. Первичное закрепление. | Теперь выполним задание № 3 в учебнике. Кто прочитает задачу? (вызываю одного ученика к доске) О чем говорится в этой задаче? Правильно. Что говорится о первой партии? А что известно о второй партии? Правильно. Какой главный вопрос в задаче? Правильно. Молодцы. Запишем краткую запись: I – 30 мин II - ?, на 10 мин м. Каков главный вопрос? С помощью какого действия мы найдем с вами время второй партии? Записываем. Сколько у нас получилось? Мы ответили на главный вопрос задачи? Но есть еще одно задание к этой задаче: измени вопрос так, чтобы задачу нельзя было решить одни действием. Как мы изменим вопрос, чтобы задачу можно было решить в 2 действия? А как это показать в краткой записи? Правильно фигурной скобкой, каков теперь главный вопрос? Так какое будет второе действие, если нам нужно узнать сколько всего было затрачено времени? Правильно. Записываем. Отлично, а теперь записываем ответ. Отлично. | Читают задание. В этой задаче говорится о мальчиках и о двух шахматных партиях. Она заняла 30 мин. Что на вторую они затратили на 10 мин меньше. Сколько времени заняла вторая партия. Один учащийся работает у доски. Сколько времени заняла вторая партия. Вычитание. 30-10=20 20 мин Да. Сколько всего времени было затрачено на 2 партии. Фигурной скобкой. I – 30 мин II - ?, на 10 мин м. Сколько всего времени было затрачено на 2 партии. Сложение. 30+20=50 Ответ: 50 минут было затрачено на два шахматные партии. | П. 1, 2, 3 К. 1, 2, 3, 4 Р. 4 |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | А теперь ребята, Когсворт предлагает вам карточки с заданием для самостоятельной работы. Все часы показывают утреннее время. Те, кто закончил, поднимите руки. | Выполняют задание. Ответы: 12:15, 3:35, 5:45, 11:30. 1:25, 2:45, 8:50, 7:25 | П. 1, 2, 3 Л. 1 Р. 4 |
7. Включение в систему знаний и повторений. | Ребята, предлагаю вам вспомнить все, что изучали мы на сегодняшнем уроке и рассказать. Последний вопрос по теме урока - сколько минут в одном часе? | Мы изучали величину «Время» – час, минута, познакомились с историей создания часов, с их строением. Учились определять время по часам. В одном часе 60 минут. | Л. 1 К. 4 Р. 4 |
8. Рефлексия учебной деятельности. | Дети, наш урок подходит к концу. Ответьте пожалуйста на вопросы. Сегодня на уроке было интересно... Для меня было открытием то, что... У вас на столах лежат стикеры. Если вы хорошо работали на уроке и все было понятно, то поднимите зеленый стикер, а если у вас были затруднения красный стикер. Поднимите тот, который посчитаете верным. Вы все, ребята, очень хорошо работали на уроке. Благодарю вас за урок. Спасибо! | Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ. | Л. 3 К. 4 |
Технологическая карта урока математики «Час. Минута»
Ейск, 2021 г.